НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 30.06.2022 № 2-2706/2022

Дело №2-2706/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Федоренко Е.Ю.,

при секретаре Смаглиеве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2706/2022 по исковому заявлению ФИО1 к ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по , третьи лица: Муниципальное бюджетное учреждение г.Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям»; Главное управление МЧС России по РО; Министерство РФ по делам ГО И ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику указав, что он работает в должности спасателя аварийно-спасательного формирования в МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» с 11.05.2006г. по настоящее время согласно приказу от 10.05.2006г. Штатная должность истца соответствует Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.08.2013г. № 683. По достижении 15 лет службы 15.06.2021г. истец обратился в клиентскую службу ГУ ОПФР по Ростовской области в г.Новошахтинске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее общеустановленного возраста на основании п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По результатам рассмотрения заявлений истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа с особыми условиями труда необходимой продолжительности, поскольку организация-работодатель не принадлежит к структуре МЧС России, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления.

Истец полагает, что решение является незаконным, поскольку выполнял те же должностные обязанности, что спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций. МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» действует согласно уставу, предметом деятельности и целями создания МБУ является оказание муниципальных услуг и выполнение муниципальных работ в обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления г.Новошахтинска.

Льготный характер работы спасателя не может определяться лишь принадлежностью его аварийно-спасательного формирования к системе МЧС России, право на досрочную пенсию истца следует из условий заключения трудовых контрактов, результатов оценки специальных условий труда.

На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на назначении пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 11.05.2006г. по 15.06.2021г. в муниципальном бюджетном учреждении города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 15.06.2021г.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, дал пояснение согласно исковому заявлению, просил иск удовлетворить.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, озвучил доводы иска, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представители третьего лица Главное управление МЧС России по РО ФИО4 и ФИО5, в судебное заседание явились, в удовлетворении заявленных требований просили отказать.

Третьи лица Муниципальное бюджетное учреждение г.Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям»; Главное управление МЧС России по РО; Министерство РФ по делам ГО И ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий уполномоченных представителей в судебное заседание не направили, извещались надлежащим образом.

Дело в отсутствие истца, представителя третьего лица, рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 15.06.2021г. обратился в ГУ ОФПР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку главным условием предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по рассматриваемому основанию является принадлежность организации к структуре МЧС России. Структурные подразделения органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных службы и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

МБУ города Новошахтинска «Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» подведомственно муниципальному образованию «Город Новошахтинск». Согласно уставу данного учреждения финансирование из федерального бюджета не предусмотрено, источниками формирования имущества и финансовых средств учреждения являются бюджетные средства, выделяемые по смете, утвержденной администрацией города Новошахтинска. Таким образом, данная организация не принадлежит к МЧС России.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Таким образом, законодателем конкретно определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", пункта 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

Как усматривается из устава МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», учредителем и собственником имущества МБ является муниципальное образование «Город Новошахтинск», предметов деятельности и целями создания МБУ является оказание муниципальных услуг и выполнение муниципальных работ в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Новошахтинска.

Согласно справки МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» от 19.07.2021г. ФИО1 работает заместителем начальника аварийно-спасательного формирования МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» с 11.05.2006г. по настоящее время (в соответствии с .).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды льготной работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.

При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.

Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 21.06.2021г. ФИО1 застрахован в системе обязательного пенсионного страхования 07.06.1991г. Работодателем не подтверждается особый характер работ для назначения страховой пенсии, сведения на индивидуальном лицевом счете представлены работодателем на общих основаниях.

Таким образом, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 отсутствуют сведения об особых условиях труда за указанный период трудовой деятельности и об уплате работодателем соответствующих дополнительных взносов, должность заместителя начальника аварийно-спасательного формирования не предусмотрена перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» не входит в систему МЧС России, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, третьи лица: Муниципальное бюджетное учреждение г.Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям»; Главное управление МЧС России по РО; Министерство РФ по делам ГО И ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.Ю. Федоренко

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2022г.