НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 26.04.2022 № 2-1333/2022

Дело № 2-1333/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Гречко Е.С.,

при секретаре судебного заседания Однороб В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1333/2022 по иску Акопян Римы Анушавановны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, обязании включить в страховой стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 29.10.2019 г. ею в УПФР в г. Новочеркасске Ростовской области подано заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с достижением пенсионного возраста.

Решением истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием подтвержденного страхового стажа и ИПК.

Для назначения пенсия истцом была представлена трудовая книжка серии от ДД.ММ.ГГГГ на имя Акопян Римы Анушавановны, однако дата рождения ДД.ММ.ГГГГ содержит исправление, которое не было заверено работодателем в установленном законодательством порядке.

Истец отметила, что нарушение работодателем инструкции по заполнению трудовых книжек не может служить основанием для лишения ее права на пенсионное обеспечение.

Также факт работы истца подтверждается справкой национального архива Армении от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что документы за 1978-1993годы не сохранились, однако в лицевых счетах за 1994г. значится фамилия истца и начисление заработной платы.

Периоды получения пособия по безработице с 11.06.1996 г. по 02.09.1996 г. и периоды ухода за детьми: Акопяном Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения также не включены в страховой стаж, т.к. им не предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

На основании изложенного, истец просила суд установить факт принадлежности Акопян Риме Анушавановне трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя Акопян Римы Анушавановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж периоды работы с 13.04.1987 г. по 15.04.1994 г. в детском саду № 10 города Чаренцаван Республики Армения; период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды ухода за детьми ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.11.2019 г.

В дальнейшем истец уточнила исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в окончательной редакции которых просит суд установить факт принадлежности Акопян Риме Анушавановне трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя Акопян Римы Анушавановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду <адрес> Республики Армения; период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды ухода за детьми ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Дело в отсутствие не явившегося истца рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Сахарчук Т.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила суд оставить исковые требования без удовлетворения.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015г.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

С 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.

С учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2019 году составляет не менее 10 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 16,2.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Акопян Р.А. обратилась в УПФР в г.Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия страхового стажа требуемой продолжительности (10 лет) и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента (16,2).

Из указанного решения следует, что у истца отсутствуют страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

Пенсионный орган указал, что принять представленную трудовую книжку ПТ-I от ДД.ММ.ГГГГ, выданную на имя ФИО1, не представляется возможным, поскольку данная трудовая книжка заведена с нарушением инструкции по заполнению трудовых книжек – дата рождения Акопян Р.А. содержит исправление, которое не заверено в установленном законодательством порядке.

Периоды получения пособия по безработице с 11.06.1996 г. по 02.09.1996 г. и периоды ухода за детьми: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения также не были включены в страховой стаж, т.к. им не предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Разрешая требования истца об установлении факта принадлежности трудовой книжки, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно пункту 5 части 2 части 1 статьи 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Статьей 267 ГПК РФ определено, что в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Таким образом, из содержания названных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления данного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, а также заявителем должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.

При этом, согласно пункту 64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

Из представленной в материалы дела трудовой книжки серии от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом письменного перевода) усматривается, что она заведена на имя Акопян Римы Анушавановны, при этом указанная трудовая книжка содержит исправление в дате рождения истца.

Вышеуказанная трудовая книжка содержит сведения о периоде работы с 13.04.1987г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности няни-уборщицы в Тресте «Чаренцаванстрой» Детский сад № 10 г. Чаренцавана, а также о периоде получения пособия по безработице с 11.06.1996 г. по 02.09.1996 г.

Согласно справке Государственного агентства занятости Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения № 35/431 Акопян Р.А., 01.05.1964 года рождения состояла на регистрационном учете как безработная с 04.05.1996 г. по 30.06.1998 г., с 10.02.2000 г. по 29.06.2001 г.

При этом в справке указано, что в страховой стаж подлежит включению лишь период с 11.06.1996 г. по 02.09.1996 г., поскольку за данный период истцу выплачивалось пособие по безработице.

Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив все представленные суду доказательства по правилам вышеуказанной нормы права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об установлении факта принадлежности Акопян Риме Анушавановны трудовой книжки серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Акопян Римы Анушавановны.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555, действовавших до 01.01.2015 г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, действующих с 01.01.2015 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18, статьи 19, части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

На основании частей 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ со дня его вступления в силу (с 01.01.2015 г.) Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно требований части 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана. Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) (далее – Соглашение от 13.03.1992 г.) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Армения.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Как следует из Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р (в редакции от 28.01.2005г.) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР») для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13.03.1992 г., с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, а периоды по трудовому договору с 14.03.1992 г. и по найму с 01.01.2002 г. подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991 г.) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.

Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, а также в том случае, если прием на работу осуществлялся до распада СССР, а увольнение после распада СССР, либо документы, выданные после распада СССР, подтверждаются в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 11 Соглашения от 13.03.1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

Из материалов дела следует, что спорные периоды истца имели место на территории Республики Армения, где она осуществляла свою трудовую деятельность до 20.12.1996 г.

При таком положении, период работы истца с 13.04.1987 г. по 15.04.1994 г. в должности няни-уборщицы в Тресте «Чаренцаванстрой» Детский сад № 10 г. Чаренцавана подтверждается записями, содержащимися в трудовой книжке истца, в связи с чем указанный период подлежит включению в страховой стаж истца.

Согласно положениям пунктам 3, 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, могут быть зачтены иные (нестраховые) периоды, в том числе: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Согласно части 2 указанной статьи периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

Пунктом 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 (далее - Правила), установлено, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).

На основании пункта 30 Правил период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме согласно приложению № 2. Справка содержит информацию о периоде, в течение которого безработный состоит на регистрационном учете и периоды, засчитываемые в страховой стаж, в числе которых также указан период получения пособия по безработице.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Акопян Р.А. является матерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Принимая во внимание, что судом в страховой стаж истца включен период работы с 13.04.1987 г. по 15.04.1994 г., учитывая соблюдение положения части 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, а также подтверждение спорных периодов соответствующими документами, период получения пособия по безработице с 11.06.1996г. по 02.09.1996 г., а также периоды нахождения истца в отпусках уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 14.06.1981 г. по 13.12.1982 г., с 14.07.1983 г. по 13.01.1985 г., с 18.04.1985 г. по 17.10.1986 г., с 21.06.1995 г. по 20.12.1996г. также подлежат включению в страховой стаж истца.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);

- регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

- дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);

- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Между тем, при приеме заявления Акопян Р.А. 29.10.2019 г. пенсионный орган не указал на необходимость установления факта принадлежности ей трудовой книжки серии от ДД.ММ.ГГГГ для принятия содержащегося в ней периода работы для расчета страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.

В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право Акопян Р.А. на своевременное страховое пенсионное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006г., утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 г., если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за назначением трудовой пенсии в пенсионный орган, гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Как указано в части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно расчету ответчика с учетом включенных судом в страховой стаж истца периодов у нее образуется необходимый стаж и размер ИПК на дату обращения с заявлением о назначении пенсии – 29.10.2019 г.

Принимая во внимание, что истец по независящим от нее причинам не могла своевременно в течение установленного трехмесячного срока представить документы, подтверждающие наличие необходимого стажа, принимая во внимание положения части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд полагает необходимым признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.11.2019 г.

Рассматривая требования истца о взыскании с Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области компенсации морального вреда, суд не находит оснований для его удовлетворения.

В силу статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и статьей 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ к нематериальным благам отнесены жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Положения пункта 2 статьи 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Акопян Римы Анушавановны удовлетворить частично.

Установить факт принадлежности Акопян Риме Анушавановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Акопян Римы Анушавановны.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж Акопян Римы Анушавановны период работы с 13.04.1987 г. по 15.04.1994 г. в должности няни-уборщицы в Тресте «Чаренцаванстрой» Детский сад № 10 г. Чаренцавана; период получения пособия по безработице с 11.06.1996 г. по 02.09.1996 г., периоды нахождения в отпуске уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 14.06.1981 г. по 13.12.1982 г., с 14.07.1983 г. по 13.01.1985 г., с 18.04.1985 г. по 17.10.1986 г., с 21.06.1995г. по 20.12.1996 г.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области назначить Акопян Риме Анушавановне страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.11.2019 г.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.С. Гречко

Решение в окончательной форме изготовлено 05 мая 2022 г.