Дело №а-4161/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2016 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой О.В.
при секретаре Карнауховой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-4161/16 по административному исковому заявлению ФИО1 к УФНС России по Ростовской области, МИФНС России № 25 по Ростовской области об оспаривании решений, выплате суммы имущественного налогового вычета
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с данным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление в МИФНС № по РО на предоставление имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц за отчетные налоговые периоды 2011 г, 2012 г. Заявление, декларации и перечень прилагаемых документов были приняты сотрудниками налогового органа, о чем имеется соответствующая отметка. Сумма подлежащая возмещению за 2011 г. составляет 84020 рублей, за 2012 г. – 45 979 рублей, общая сумма по декларациям - 129999 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МИФНС России №25 по Ростовской области с заявлением с указанием реквизитов для перечисления суммы излишне уплаченного в 2011 г., 2012 г. налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением имущественного вычета в размере 129999 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № по РО ФИО1 были перечислены 45 979 рублей налогового вычета за 2012 год.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> вынесено решение об отказе ФИО1 в возврате излишне уплаченного налога за 2011 год в размере 84020 рублей, в связи с истечением трех лет со дня уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УФНС России по <адрес> с жалобой на действия Межрайонной ИФНС России № по Ростовской области, просил признать действия (бездействия) налогового органа незаконными и вынести решение о выплате суммы налогового вычета; обязать налоговый орган выплатить сумму налогового вычета за 2011 год в размере 84020 руб.
ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по <адрес> решением исх. № оставило его жалобу на действия (бездействия) должностных лиц МИФНС России № по <адрес> без удовлетворения.
На основании изложенного административный истец просит признать решение УФНС России по РО незаконным, обязать УФНС России по РО выплатить сумму имущественного налогового вычета за 2011 год в размере 84020 рублей.
Впоследствии истец уточнил исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, просил суд:
- признать решение МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
- обязать МИФНС России № по <адрес> выплатить истцу сумму имущественного налогового вычета за 2011 год в размере 84020 рублей,
- признать решение УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Административный истец в судебное заседание явился, просил исковые требования удовлетворить с учетом уточнений.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, ФИО2, в судебное заседание явилась, просила исковые требования удовлетворить, полагала, что ответчики нарушают право истца на получение налогового вычета.
Представитель административного ответчика УФНС России по РО, действующая на основании доверенности, ФИО3, в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Представитель административного ответчика МИФНС № России по РО, действующая на основании доверенности, ФИО4, в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что налоговый орган правомерно отказал в возврате излишне уплаченной суммы налога, поскольку истцом пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п.7 ст.220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная подп. 5 п. 1 ст. 32 НК Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1, п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, на основании письменного заявления налогоплательщика и в течении трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, реализация права налогоплательщика на получение налогового вычета и выбор способа его получения носит заявительный характер. При этом оно ограничено 3-летним сроком со дня уплаты суммы налога.
Вместе с тем, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> ФИО1 сдана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за 2011,2012 годы.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что сдавая налоговую декларацию ДД.ММ.ГГГГ, он знал о своем праве на получение излишне уплаченного налога за 2011, 2012 годы.
В соответствии с п.7 ст. 78 НК РФ срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога истек ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 заявление на возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2011,2012 годы в размере 129999 рублей подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2011 год, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> произведен возврат денежных средств в размере 45979 рублей только за 2012 год.
ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС № подано повторное заявление на возврат излишне уплаченного налога за 2011 год.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> вынесено решение об отказе в возврате излишне уплаченного налога за 2011 год в размере 84020 рублей, в связи с истечением трех лет со дня уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.
В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Не согласившись с данным решением Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, ФИО1 подал в Управление ФНС России по <адрес> жалобу.
Решением Управления ФНС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1, на действия МИФНС России № по <адрес> признаны обоснованными, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога, а жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Доводы истца о том, что он не смог своевременно реализовать свое право на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога поскольку, не был уведомлен о переплате налога налоговым органом, и при подаче декларации ему не было разъяснено, что вместе с декларацией должно подаваться заявление, отклоняются судом, как не основанные на нормах действующего законодательства.
К доводам истца о том, что о своем праве на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога он узнал от бухгалтера компании ООО НПО «ЭФА», где истец работает по трудовому договору, только в декабре 2014 года перед подачей декларации в налоговый орган, суд относится критически, поскольку данные обстоятельства не могут быть признаны судом уважительными причинами пропуска срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах, сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Согласно пп. 10 и 11 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика. Также налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
В течение всего периода с 2011 года по ДД.ММ.ГГГГ год препятствий к получению от налогового органа информации о состоянии расчетов, как проведению сверки расчетов у ФИО1 не имелось.
Доказательств обращения административного истца в предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок в налоговый орган по вопросу возврата или зачета образовавшихся переплат, суду не представлено.
При этом несообщение налоговым органом ФИО1 о факте излишне уплаченных налогов, сборов не влияет на течение соответствующего срока, в силу обязанности налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать налоговые платежи вне зависимости от действий (бездействия) налогового органа.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ни при подаче налоговой декларации за 2011 год – ДД.ММ.ГГГГ, ни в последующем до окончания срока ФИО1 с заявлением о предоставлении ему излишне уплаченного налога не обращался.
Исходя из требований ст.78 НК РФ, а также с учетом того, что с момента уплаты ФИО1 налога на доходы физических лиц (в соответствующий период 2011 год) к моменту подачи заявления в налоговый орган о возврате налога в апреле 2014 года истекло более трех лет и для рассматриваемых правоотношений законодательством о налогах и сборах не предусмотрен иной порядок исчисления срока для подачи заявления в налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> правомерно приняла решение об отказе в осуществлении имущественного налогового вычета за 2011 год в размере 84020 рублей, а решение УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным и обоснованным.
С учетом вышеизложенного, оснований для обязания МИФНС России № по <адрес> выплатить истцу сумму имущественного налогового вычета за 2011 год в размере 84020 рублей, признания решений Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными у суда не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.95, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УФНС России по Ростовской области, МИФНС России № 25 по Ростовской области об оспаривании решений, выплате суммы имущественного налогового вычета - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 27 мая 2016 года.
Судья О.В. Иноземцева