НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 19.01.2012 № 05-11

                                                                                    Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

19 января 2012г. г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г. Ростова - на- Дону Сухомлинова Е.В.

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе директора ООО «Финансово-производственная компания «» Апостолова В.К. на постановление и.о.заместителя руководителя Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу № 05-11/25 от 07.10.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.27 Кодекса РФ об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Апостолов В.К. (далее заявитель) обратился в Кировский районный суд г. Ростова – на –Дону с жалобой на постановление и.о.заместителя руководителя Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу № 05-11/25 от 07.10.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.27 Кодекса РФ об административном правонарушении.

В своей жалобе заявитель указал что, ему ставится в вину нарушение требований законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансировании терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в установленные сроки сведений об операциях, предусмотренных ст. 6 Федерального Закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г., согласно которой операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если суммы, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к операциям с денежными средствами в наличной форме, а именно - снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

Считает, что постановление о назначении административного наказания № 05-11/25 от 07.10.1011 г., вынесенное Управлением, противоречит действующему законодательству по следующим причинам:

1. Телеграмма о времени и месте рассмотрения дела отправлена Управлением в адрес Общества 05.10.2011 г. в 16:36, была доставлена в ООО «» 06.10.2011 г., а дело рассматривалось в 10:00 07.10.2011 г. в г. Ростове-на-Дону, более чем за 800 км от г. Астрахани. Кроме того, он с 30.09. по 09.10.2011 г. находился в командировке в г. Москве. О нахождении в командировке было сообщено представителю Управления Сибиль А.В. по телефону 05.10.2011 г. Таким образом, была нарушена ст.29.7 КоАп РФ, и он был лишен конституционного права на защиту своих интересов.

2. В постановлении Управления нет обоснования, на основании каких фактов делается вывод, что операции по привлечению денежных средств ломбардом, единственным видом предпринимательской деятельности которого является выдача займов населению, не обусловлено характером его хозяйственной деятельности, т.е. сведения по ней подлежат представлению в уполномоченный орган.

Для осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренной Федеральным Законом № 196-ФЗ «О ломбардах», Общество осуществляет определенную хозяйственную деятельность: арендует помещения для осуществления предпринимательской деятельности, оборудует их в соответствии с требованиями ст. 6 ст. 3 Федерального Закона № 196-ФЗ «О ломбардах», приобретает электрическую и тепловую энергию, газ, воду, а также привлекает ресурсы для выполнения предпринимательской деятельности, а именно: людские, материальные и финансовые, в нашем случае - это наличные денежные средства. Привлечение наличных денежных ресурсов под проценты производится в соответствии с параграфом 1 главы 42 ГК РФ -путем оформления договором займа. За привлеченные средства ломбард платит, а не извлекает доход, т.е. это не предпринимательская деятельность. Привлечение заемных средств ломбардом осуществляется всегда, а размер привлекаемых средств зависит только от спроса населения в услугах ломбарда.

Таким образом, привлечение заемных денежных средств ломбардом для осуществления предпринимательской деятельности - представления займов населению - полностью обусловлено характером хозяйственной деятельностью ломбарда и не попадает под п. 6 Федерального Закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г.

Следовательно, сведения по данным операциям не подлежат обязательному контролю. Таким образом, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по соблюдению требований законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансировании терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля.

Данные выводы подтверждаются решениями арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-2044/2011 от 20.05.2011 г. и делу № А06-5677/2011 от 17.10.2011 г., которыми были отменены постановления Управления о назначении административного наказания №05-11/24 от 16.03.2011 г. и №05-11/84 от 25.07.2011 г. Общества по этим же фактам.

  На основании изложенного просит постановление о назначении административного наказания №05-11/25 от 07.10.2011 г., вынесенное и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО Бовтрамовичем А.В. отменить.

24.11.2011 года Федеральной службой по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по ЮФО) представлены подлинные материалы дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Финансово-производственная компания «Дельта Ломбард» Апостолова В.К..

Апостолов В.К. на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом. В суд поступило заявление Апостолова В.К. о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель МРУ Росфинмониторинг по ЮФО в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В суд поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

Постановлением №05-11/25 от 07.10.2011 года МРУ Росфинмониторинг по ЮФО директор ООО ФПК «» Апостолов В.К. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения в области законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Из материалов дела следует, что ООО ФПК «» (далее - Общество, организация, предприятие) зарегистрировано в Федеральной налоговой службе 25.12.1998г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копией свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации. Основным видом деятельности Общества является ломбардная деятельность, что подтверждается копией Устава ООО ФПК «» и иными материалами проверки.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На основании вышеизложенного, на Общество распространяются все права и обязанности, установленные статьёй 7 Федерального закона для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003г. №28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее- Положение).

Общество стало на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО 09.07.2003г. (учетный номер 508001013).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц. ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:

для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;

для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Правила внутреннего контроля Общества разработаны, утверждены руководителем организации и согласованы в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Согласно п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны приостановить такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Кроме того, согласно п.22 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 130, Правила должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и включать, в том числе квалификационные требования к подготовке и обучению кадров.

Также, п.47 указанного регламента установлено, что при внесении изменений и/или дополнений организацией в правила, в том числе в связи с изменением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правила представляются на согласование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля Общества разработаны и утверждены руководителем Общества 20.04.2010 г. и согласованы в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО 12.05.2010 г.

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона 115-ФЗ от 07.08.2001г. операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операциям с денежными средствами в наличной форме, а именно - снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001г. сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю направляются в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

Судом установлено, что в ходе проведения проверки финансово-хозяйственных документов выявлены операции, подлежащие обязательному контролю, сведения по которым в уполномоченный орган были направлены с нарушением установленных законом сроков, а именно:

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от 01,12.10г.

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

- договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 000 руб. Приходный кассовый орден № от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Указанные нарушения свидетельствуют о нарушении директором ООО ФПК «» Апостоловым В.К. требований законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ответственность за которые предусмотрена ч.З ст. 15.27 КоАП РФ.

Исполнение организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, находится под особым государственным контролем и совершенное организацией правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в данной сфере. Данное законодательство регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением таких операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии созданной и эффективно работающей системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в пренебрежительном отношении директора ООО ФПК » Апостолова В.К., к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что выразилось в том, что обществ