Дело №2-2571/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Пастушенко С.Н.,
при секретаре Ивановской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2571/2022 по исковому заявлению Задорожного С.В. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Задорожный С.В, о обратился в суд с иском к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ по Ростовской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж работ, досрочном назначении страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что он работает в должности спасателя аварийно-спасательного формирования в МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время согласно приказу №к от ДД.ММ.ГГГГ. Штатная должность истца соответствует Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.08.2013г. №683.
ДД.ММ.ГГГГ. по достижении 15 лет службы истец обратился в клиентскую службу ГУ ОПФР по Ростовской области в г.Новошахтинске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее общеустановленного возраста на основании п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По результатам рассмотрения заявлений истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа с особыми условиями труда необходимой продолжительности, поскольку организация-работодатель не принадлежит к структуре МЧС России, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления.
Истец полагает, что решение является незаконным, поскольку выполнял те же должностные обязанности, что спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций. МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» действует согласно уставу, предметом деятельности и целями создания МБУ является оказание муниципальных услуг и выполнение муниципальных работ в обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления г.Новошахтинска.
Льготный характер работы спасателя не может определяться лишь принадлежностью его аварийно-спасательного формирования к системе МЧС России, право на досрочную пенсию истца следует из условий заключения трудовых контрактов, результатов оценки специальных условий труда.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на назначении пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в муниципальном бюджетном учреждении города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежаще, согласно представленному суду заявлению просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель истца Башкатов Р.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Матчанова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, о дне слушания извещено надлежаще.
Дело в отсутствие истца, представителя третьего лица, рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Задорожный С.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ. обратился в ГУ ОФПР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. №Задорожному С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку главным условием предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по рассматриваемому основанию является принадлежность организации к структуре МЧС России. Структурные подразделения органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных службы и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.
МБУ города Новошахтинска «Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» подведомственно муниципальному образованию «Город Новошахтинск». Согласно уставу данного учреждения финансирование из федерального бюджета не предусмотрено, источниками формирования имущества и финансовых средств учреждения являются бюджетные средства, выделяемые по смете, утвержденной администрацией города Новошахтинска. Таким образом, данная организация не принадлежит к МЧС России.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27).
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).
Положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", пункта 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.
Как усматривается из устава МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», учредителем и собственником имущества МБ является муниципальное образование «Город Новошахтинск», предметов деятельности и целями создания МБУ является оказание муниципальных услуг и выполнение муниципальных работ в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Новошахтинска.
Согласно справки МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» № от ДД.ММ.ГГГГ. Задорожный С.В, работает спасателем 2 класса аварийно-спасательного формирования МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время (в соответствии с приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ.)
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды льготной работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.
При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.
Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от ДД.ММ.ГГГГ. Задорожный С.В, застрахован в системе обязательного пенсионного страхования 12.12.1999г. Работодателем не подтверждается особый характер работ для назначения страховой пенсии, сведения на индивидуальном лицевом счете представлены работодателем на общих основаниях.
Суд относится критически к доводу истца о том, что постановлением Правительства РФ от 13 августа 2013 года N 693 утвержден Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку, вопросы досрочного назначения пенсии лицам, занимающим указанные в перечне должности, постановление не регулирует, а перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.
Таким образом, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Задорожного С.В. отсутствуют сведения об особых условиях труда за указанный период трудовой деятельности и об уплате работодателем соответствующих дополнительных взносов, должность спасателя 2 класса не предусмотрена перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» не входит в систему МЧС России оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Задорожного С.В. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо МБУ города Новошахтинска «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 23.06.2022г.