НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 06.07.2020 № 2-1725/20

Дело № 2-1725/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2020 года г. Ростова-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.

при секретаре Оганесян Р.С.

рассмотрев гражданское дело № 2-1725/2020 по иску ФИО1 в лице финансового управляющего ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о взыскании задолженности по переплате НДФЛ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском в лице финансового управляющего ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о взыскании задолженности по переплате НДФЛ, указав на то, что решением Арбитражного суда Ростовской области по делу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина Финансовым управляющим утвержден Чибисов ВА.

Финансовым управляющим, в рамах осуществления своих полномочий были поданы запросы в государственные органы, кредитные организации, должнику. В результате, в полученных ответах была получена следующая информация. В предоставленной Справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым пеням, процентам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в строке КБК и ОКАТО/ОКТМО указана задолженность в размере 500 577,00 руб. На основании указанной информации управляющим поданы уточняющие запросы в налоговый орган, в результате чего получены ответы с иной суммой задолженности по указанному КБК.

Согласно ответам на запросы ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону указывает на наличие переплаты по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации КБК в размере 407 696,63 рублей, которая образовалась в результате уплаты следующих платежей: от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 202122,35 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 1272,00 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 146 983,00 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 204 067,00 рублей.

Согласно, полученной информации размер переплаты по НДФЛ составляет 554 444,35 руб.

Финансовым управляющим ФИО2 была подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Размер требования составлял 500 577 руб., в соответствие со справкой .

Согласно предоставленной выписке <данные изъяты> по счету за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону осуществила платеж в размере 350 377,35 руб.

Переплата в размере 204 067,00 руб. от ДД.ММ.ГГГГ на расчётный счет должника возвращена не была.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону в пользу истца задолженность, возникшую в следствие переплаты по НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ в размере 204 067,00 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате судебного заседания.

Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Истец, основываясь на ответе ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону исх. от ДД.ММ.ГГГГ и исх. дси от ДД.ММ.ГГГГ., указывает на наличие переплаты по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации КБК в размере 407 696,63 рублей, которая образовалась в результате уплаты следующих платежей: от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 202122,35 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 1272,00 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 146 983,00 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 204 067,00 рублей.

По заявлению финансового управляющего, налоговый орган возвратил истцу излишне уплаченную сумму НДФЛ в размере 350 377,35 руб.

Переплата в размере 204 067,00 руб. от ДД.ММ.ГГГГ на расчётный счет ФИО1 возвращена не была.

Физические лица при наличии оснований уплачивают НДФЛ и имущественные налоги - транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц (п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 14, п. п. 1, 2 ст. 15, п. 1 ст. 207, ст. ст. 357, 388, 400 НК РФ).

При этом обязанность по представлению налоговой декларации предусмотрена только в отношении НДФЛ (в определенных случаях).

Налоговые декларации по имущественным налогам физические лица не представляют, так как данные налоги исчисляют налоговые органы, а их уплата осуществляется на основании направленного налоговым органом налогового уведомления (п. 2 ст. 52, п. п. 1,8 ст. 227.1, п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229, п. 3 ст. 363, ст. 363.1, п. 4 ст. 397, ст. 398, п. 2 ст. 409 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса.

Согласно положений ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

На основании пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-0, норма пункта 7 статьи 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В соответствии с положениями ст. 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Таким образом, одним из принципов налоговых правоотношений является презумпция достоверности суммы налога, самостоятельно исчисленной и продекларированной налогоплательщиком в налоговой декларации.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Пунктом 1 статьи 80 Кодекса установлено, что налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты в порядке, предусмотренном частью второй Кодекса применительно к конкретному налогу. Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах, начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Пунктом 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено заявление ФИО1 о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 500 577,00 рублей. Инспекцией подтверждена сумма налога к возврату в размере 350 377,35 рублей.

Причиной подтверждения переплаты по налогу на доходы физических лиц в размере меньшем. чем заявлено налогоплательщиком является неполнота уплаты налогоплательщиком в бюджет начисленной суммы налога.

Сумма налога, подлежащего возврату налогоплательщику из бюджета была рассчитана исходя из фактической произведенной уплаты налога и суммы, подлежащей уплате исходя из данных декларации 3-НДФЛ и начисленной суммы авансового платежа налога. Сумма налога к возврату составила: 352 322 - 1 944,65 = 350 377,35 рублей.

Сумма в размере 1 944,65 - сальдо, принятое из ИФНС России по <адрес>, дата записи ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с учетом указанной даты с момента уплаты суммы 1 944,65 руб. налога прошло более трех лет. По этой причине указанная сумма налога не принималась во внимание при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета.

Действительно, на запрос арбитражного управляющего ФИО2 вх. от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ @ от ДД.ММ.ГГГГ об имеющейся переплате. В том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика переплата по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ КБК составила сумму 407 696,63 рублей.

Переплата образовалась в результате уплаты ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 202122,35 рублей, ДД.ММ.ГГГГ - 1272,00 рублей, ДД.ММ.ГГГГ - 146983,00 рублей, ДД.ММ.ГГГГ- 204067,00 рублей.

Данные платежи были указаны для учета срока возврата (зачета) вышеуказанной переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.) и не составляют общую сумму переплаты, то есть носят информационный характер.

На сумму 150 199,65 рублей налоговым органом было принято ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе в возврате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ КБК , поскольку указанная сумма в размере 204 067 руб. не может быть возвращена налогоплательщику, так как является обязательным налоговым платежом за 2016 налоговый период.

Налогоплательщик подал декларацию 3-НДФЛ за 2016 год, указав сумму налог для оплаты в размере 204 067 рублей, которую уплатил ДД.ММ.ГГГГ

Уточненные налоговые декларация за 2016 налоговый период ФИО1 не подавались.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не нарушались права истца ФИО1 как налогоплательщика, в связи с чем в исковых требованиях следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 в лице финансового управляющего ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о взыскании задолженности по переплате НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.07.2020 года.