Дело № 2а-3392/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2018 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.
при секретаре Васильяди А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3392/2017 по административному иску ООО "ГЭС розница" к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании предписания незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ООО "ГЭС розница" обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании предписания незаконным.
В обоснование заявленных административных исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Ростовской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» было вынесено Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании устранить нарушения трудового законодательства: произвести выплату процентов за задержку выплаты окончательного расчета в срок до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку Общество полагает, что незаконной задержки выплаты сотруднику окончательного расчета не имело места, общество считает данное предписание незаконным. На момент увольнения сотрудника Общества премия не была начислена, рассчитать ее не представлялось возможным, поскольку не были посчитаны финансовые результаты от работы (в соответствии с которыми определяется фонд премирования), не были подведены итоги качества работы всех сотрудников подразделения (и соответственно невозможно было распределить фонд премирования между сотрудниками подразделения - в соответствии с итогами работы за январь). Поскольку рассчитать премию на момент увольнения сотрудника не представлялось возможным, соответственно также невозможно было премию начислить и выплатить. Премия уволенному сотруднику была уплачена в момент, когда все указанные препятствия для ее уплаты были устранены, а также было с оформлено основание для оплаты премии - а именно был принят Приказ о поощрении работника №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным полностью предписание Государственной инспекции труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца ООО "ГЭС розница", действующий на основании доверенности Рудченко А.Ю. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что 06 февраля уволился сотрудник, по ст. 140 Трудового кодекса РФ административный истец произвел с ним расчет в момент увольнения. Однако у них сложная система премирования, есть система стимулирующей премии. Стимулирующая премия при увольнении сотрудника не была выплачена, так как ее основания для выплаты-это приказ директора. Необходимо соблюсти корпоративную процедуру для выплаты стимулирующей премии. Стимулирующая премия не гарантирована, она может быть и не выплаченной. Выплачивается только, если подразделение по итогам месяца достигло определенных результатов. Далее в зависимости от финансовых результатов формируется фонд, затем оценивается личный вклад каждого сотрудника в производственный результат, то есть оценивается, как часто он опаздывал на работу, сколько клиентов обслужил, были ли претензии к сотруднику и т.д. Затем оценивается показатель личностных качеств, но это все требует определенного количества времени, месяц заканчивается и все документы, подтверждающие финансовый показатель передают из региона в офис, который обрабатывает выплату определенной части заработной платы. Сотрудник уволился 6 числа, а 14 числа ему выплатили стимулирующую премию в размере 3200 руб. В том числе выплатили компенсацию за не использованный отпуск, потому что в состав средней заработной платы входит стимулирующая премия, поскольку выплатили стимулирующую премию, то и компенсационная выплата также увеличилась и эту компенсацию истец доплатили. ТК РФ говорит, что стимулирующую премию должны выплачивать в порядке предусмотренной нормативно-правовыми актами, что собственно и сделали. Истец полагает, что нарушение ст. 140 ТК РФ не произошло, потому что ст. 140 ТК РФ говорит, что в момент увольнения необходимо выплатить сотруднику все причитающиеся ему выплаты. Но на момент увольнения сотрудника приказа о выплате стимулирующей премии не было, потому что необходимо было соблюсти все необходимые процедуры. Приказ о выплате сотруднику стимулирующей премии появился 14 числа, соответственно незамедлительно произвели выплату. Просил суд признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Ростовской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что Государственной инспекцией труда в Ростовской области была проведена внеплановая документарная проверка ООО "ГЭС розница".
В соответствии с распоряжением о проведении проверки Государственной инспекцией труда в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№-И Зам. Руководителя Государственной инспекции труда-заместителя Главного Государственного инспектора труда по РО (по правовым вопросам) Б.О.А.
По результатам проверки был составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
«05» апреля 2018 г. Государственной инспекцией труда было составлено предписание № (л.д. 8) об устранении нарушений действующего законодательства, в котором указано, что необходимо:
1. в соответствии ст. 236 ТК РФ К.К.М. произвести выплату процентов за задержку выплату окончательного расчета в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГК.К.М. принят в ООО «Газэнергосеть розница» на должность «оператор- кассир».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления с К.К.М. расторгнут трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно расчетного листка, К.К.М.
- за январь 2018 г. начислено 19 615 руб., к выплате 17 065 руб.;
- за февраль 2018 г. начислено 6 368,51 руб., из них 5 848,51 руб. - компенсация отпуска, к выплате 5 540,51 руб.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:
- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учётом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);
- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ – Поощрения за труд).
При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
К локальным нормативным актам Общества, закрепляющим порядок премирования относятся - Положение об оплате труда работников Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» и Положение о премировании работ автозаправочных станций и иных выплатах в Обществе с ограниченной ответственности «Газэнергосеть розница».
В соответствии со ст.2 Положения об оплате труда работников Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» (Утв. Решением Общего собрания участников № 9/1-14 от 16.10.2014 г.):
«Премия - поощрительная выплата стимулирующего характера за качественный, добросовестный, эффективный труд (исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором).
Премиальная система оплаты труда предполагает выплату Работникам дополнительно к заработной плате материального поощрения за надлежащее выполнение трудовых функций в виде регулярных и/или единовременных (разовых) премий в соответствии с трудовым договором при соблюдении Работниками условий премирования. Размеры, порядок и условия премирования устанавливаются в Положениях о премировании и иных выплатах.»
В соответствии со ст. 1 и ст.3 Положения о премировании работников автозаправочных станций и иных выплатах в Обществе с ограниченной ответственностью (Утв. Решением Общего собрания участников № 9/1-14 от 16.10.2014):
«Премирование Работников производится в целях усиления их материальной заинтересованности в улучшении результатов их деятельности и не является гарантированной выплатой, предоставляемой Обществом. Работникам АЗС за качественный и добросовестный труд выплачивается ежемесячная премия за производственные результаты.
Премия начисляется работникам, находящимся в штате на последний день месяца. Труд работников автозаправочных станций оценивается по следующим критериям:
- Выполнение установленных для категории должности показателей премирования (п.2.1.);
- Качество работы по категории должностей (п.2.2.);
- Индивидуальная технологическая, производственная и трудовая дисциплина Работника (п.2.3.).»
Сведения о выполнении установленных для категории должности показателей премирования (п.2.1.) и о качестве работы по категории должностей (п.2.2.) предоставляются в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным. Индивидуальный размер премии за производственные результаты каждому работнику по категориям должностей определяется в порядке, предусмотренном п.3.2. указанного положения.
Согласно части 5 и части 6 пункта 1 Положения о премировании все премии, указанные в Настоящем Положении, относятся к расходам организации на оплату труда, выплачивается одновременно с заработной платой и включаются в средний заработок для оплаты ежегодных с отпусков.
Основанием для выплаты всех премий, указанных в настоящем Положении является Приказ (Распоряжение) о поощрении работника (работников), утвержденный Генеральным директором или уполномоченным им лицом.
Поскольку Приказ о поощрении работника №№ (в соответствии с которым сотруднику ООО "ГЭС розница" была начислена премия в размере 3 120 рублей) был принят только ДД.ММ.ГГГГ, выплата указанных сумм была произведена в указанную дату.
Поскольку сумма премии включается в средний заработок для оплаты ежегодных отпусков, ООО "ГЭС розница" произвело перерасчет и доплатило компенсацию за неиспользованный отпуск - в размере 287,84 рубля.
Таким образом, ООО "ГЭС розница" произвело уплату премии сотруднику, предусмотренную локальными нормативными актами позднее дня увольнения, в соответствии с требованиями таких локальных нормативных актов.
На момент увольнения сотрудника Общества премия не была начислена, рассчитать ее не представлялось возможным, поскольку не были посчитаны финансовые результаты от работы (в соответствии с которыми определяется фонд премирования), не были подведены итоги качества работы всех сотрудников подразделения (и соответственно невозможно было распределить фонд премирования между сотрудниками подразделения - в соответствии с итогами работы за январь). Поскольку рассчитать премию на момент увольнения сотрудника не представлялось возможным, соответственно также невозможно было премию начислить и выплатить. Премия уволенному сотруднику была уплачена в момент, когда все указанные препятствия для ее уплаты были устранены, а также было с оформлено основание для оплаты премии - а именно был принят Приказ о поощрении работника № № от 14.02.2018 г.
Соответственно ООО "ГЭС розница" не было нарушено право работника на своевременное получение заработной платы, а, следовательно, основания для начисления и выплаты процентов за задержку выплаты окончательного расчета отсутствуют.
В связи с чем, суд считает необходимым признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
При подаче административного иска ООО "ГЭС розница" к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании предписания незаконным, была оплачена госпошлина в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимо взыскать с Государственной инспекции труда в РО в пользу ООО "ГЭС розница" расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 360, 218, 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "ГЭС розница" к Государственной инспекции труда в Ростовской области, о признании незаконным предписания № от 05.04.2018г., - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственной инспекции труда в РО в пользу ООО "ГЭС розница" расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.05.2018 года.
Судья