НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Перми (Пермский край) от 22.03.2021 № 2А-218/2021

Дело № 2а – 218/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2021 года Кировский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Ершова С.А., при секретаре Карлышевой К.П., с участием представителя административного истца Спиридоновой Т.Н., административного ответчика Мясниковой Т.С., рассмотрев административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Пермскому краю к Мясниковой Т.С. о взыскании недоимки, пени,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми обратилась в суд с административным иском к Мясниковой Т.С. о взыскании: недоимки по НДФЛ за 2016 год в размере 29 501,00 руб.; пени на недоимку по НДФЛ в размере 682,46 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды до 01 января 2017 года в размере 526,47 руб.; всего – 30709,93 руб.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик состоит на учете в ИФНС России по Кировскому району г.Перми, ИНН . Мясникова Т.С. с 10 марта 2010 года по настоящее время зарегистрирована в качестве адвоката. Мясникова Т.С. признается налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. Налогоплательщиком предоставлена налоговая декларация за 2016 год с исчисленной суммой налога в размере 29501 руб. В установленный срок налогоплательщиком налог на доходы физических лиц за 2016 год не уплачен. В связи с этим налоговым органом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. В ИФНС России по Кировскому району г.Перми имеются данные в отношении задолженности Мясниковой Т.С. по страховым взносам. В установленный срок налогоплательщик страховые взносы не уплатила. В связи с этим налоговым органом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. В адрес налогоплательщика налоговым органом направлены: требование по состоянию на 25 июля 2017 года со сроком исполнения не позднее 14 августа 2017 года, требование по состоянию на 27 сентября 2017 года со сроком исполнения не позднее 17 октября 2017 года; требование по состоянию на 02 октября 2017 года со сроком исполнения не позднее 20 октября 2017 года; требование по состоянию на 09 октября 2017 года со сроком исполнения не позднее 27 октября 2017 года. Указанные требования налогоплательщиком не исполнены. 07 октября 2019 года определением мирового судьи судебного участка судебного района г.Перми отменен судебный приказ от 26 января 2018 года по делу года о взыскании с Мясниковой Т.С. недоимки по НДФЛ за 2016 год и соответствующих пеней, а также пеней на недоимку по страховым взносам. На момент обращения в порядке искового производства задолженность административного ответчика составляет: недоимка по НДФЛ за 2016 год в размере 29501,00 руб.; пени на недоимку по НДФЛ в размере 682,46 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды до 01 января 2017 года в размере 526,47 руб.

Согласно приказу УФНС России по Пермскому краю от 21 августа 2020 года № 02-04/116@ Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми реорганизована путем присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Перми.

Определением суда от 26.01.2021 произведена замена административного истца ИФНС России по Кировскому району г.Перми на Межрайонную ИФНС России № 22 по Пермскому краю в административном деле по административному иску к Мясниковой Т.С. о взыскании недоимки, пени.

В порядке ст. 46 КАС РФ истец уточнил исковые требования к Мясниковой Т.С., указав, что в связи с уплатой ответчиком в счет погашения недоимки по НДФЛ за 2016 суммы в размере 42,95 руб., 18.04 руб. и 2070 руб., по состоянию на 02.12.2020 сумма задолженности составила 28578,94 руб., из них НДФЛ за 2016 – 27370,01 руб., пени по НДФЛ – 682,46 руб., пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017- 526,47 руб.

Представитель административного истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, указав, что задолженность административным ответчиком не погашена.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные пояснения, согласно которым налогоплательщиком в 2019-2020 были представлены уточненные налоговые декларации по НДФЛ за 2016-2018 годы, в связи, с чем сумма налога по НДФЛ за 2016 год уменьшилась и по состоянию на 19.03.2021 составила 4529 руб. (29 501 - 5 000 (уплата 08.08.2018) - 42,95 руб. (уплата 24.09.2019) - 18,04 руб. (уплата 24.09.2019) - 2 070 руб. (уплата 24.09.2019) - 12 240 руб. (уменьшение за счет предоставления уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год) - 831,01 руб. (уменьшение за счет предоставления уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год) - 4 770 руб. (уменьшение за счет предоставления 14.01.2021 уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2016 год)). Пени, начисленные на недоимку по НДФЛ, указанные в требованиях (17,70 руб.), (525,25+39,20 руб,), (50,15 руб.) и (50,16 руб.) в общем размере 682,46 руб. были пересчитаны в связи подачей уточненных налоговых деклараций по НДФЛ к уменьшению. Таким образом, по состоянию на 19.03.2021 задолженность в рамках требования составляет: НДФЛ за 2016 год в размере: 4 529,00 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017г. в размере: 50,67 руб., в рамках требования : пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017г. в размере: 475,80 руб. Сумма взыскания по требованиям и составляет 0,00 руб.

Административный ответчик Мясникова Т.С. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в части размера задолженности по НДФЛ за 2016 год в размере: 4 529,00 руб.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.3 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена ст.57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п.1 и п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено п.2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов административного дела следует, что Мясникова Т.С. состоит на учете в ИФНС по Кировскому району г.Перми, ИНН .

10 марта 2010 года Мясникова Т.С. зарегистрирована в качестве адвоката.

В соответствии со ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации Мясникова Т.С. признается налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии с подп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплату налога производят налогоплательщики, в том числе нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно п.2 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.5 ст.227, п.1 ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту учета в срок не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст.216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п.6 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты налога за 2016 год установлен не позднее 17 июля 2017 года.

Налогоплательщиком Мясниковой Т.С. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, с исчисленной суммой налога в размере 29 501,00 руб.

В установленный срок налогоплательщиком налог на доходы физических лиц за 2016 год не уплачен.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени, которые начисляются, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В связи с неуплатой Мясниковой Т.С. в установленный срок налога на доходы физических лиц налоговым органом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.

Кроме того, Мясникова Т.С. признается плательщиком страховых взносов.

Порядок исчисления и уплаты индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, до 01 января 2017 года устанавливался Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В силу действия нормы ст.3 указанного Закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды входил в полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Пенсионным фондом Российской Федерации Мясниковой Т.С. были исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

В связи с возложением с 01 января 2017 года на налоговые органы полномочий по администрированию страховых взносов в рамках Соглашения об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации представлено в налоговые органы в электронном виде сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01 января 2017 года по кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на налоговые органы, в том числе в отношении Мясниковой Т.С.

В связи с неуплатой Мясниковой Т.С. в установленный срок взносов налоговым органом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени на недоимку по страховым взносам.

В связи с образовавшейся недоимкой налоговым органом в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику Мясниковой Т.С. направлены:

1) требование по состоянию на 25 июля 2017 года об уплате:

- НДФЛ за 2016 год в размере 29501 руб.;

- пени на недоимку по НДФЛ в сумме 46071 руб. (задолженность по НДФЛ за 2016 год (29501 руб.) и сумма исчисленного авансового платежа по НДФЛ за январь – июнь 2017 года (16570 руб.)) в размере 17,70 руб. (начислены за период с 18 июля 2017 года по 19 июля 2017 года);

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01 января 2017 года в размере 50,67 руб. (начислены за период с 12 июля 2017 года по 19 июля 2017 года), со сроком исполнения не позднее 14 августа 2017 года;

2) требование по состоянию на 27 сентября 2017 года об уплате пени на недоимку по НДФЛ в размере 564,45 руб.:

- начисленных за период с 11 августа 2017 года по 17 сентября 2017 года на недоимку в размере 46071 руб. (задолженность по НДФЛ за 2016 год (29501 руб.) и сумма исчисленного авансового платежа по НДФЛ за январь – июнь 2017 года (16570 руб.)) в размере 525,25 руб.;

- начисленных за период с 18 сентября 2017 года по 20 сентября 2017 года на недоимку в размере 46071 руб. (задолженность по НДФЛ за 2016 год (29501 руб.) и сумма исчисленного авансового платежа по НДФЛ за январь – июнь 2017 года (16570 руб.)) в сумме 39,20 руб., со сроком исполнения не позднее 17 октября 2017 года;

3) требование по состоянию на 02 октября 2017 года об уплате пени на недоимку по НДФЛ в сумме 46071 руб. (задолженность по НДФЛ за 2016 год (29501 руб.) и сумма исчисленного авансового платежа по НДФЛ за январь – июнь 2017 года (16570 руб.)) в размере 50,15 руб. (начислены за период с 24 сентября 2017 года по 27 сентября 2017 года), со сроком исполнения не позднее 20 октября 2017 года;

4) требование по состоянию на 09 октября 2017 года об уплате пени:

- на недоимку по НДФЛ в сумме 46071 руб. (задолженность по НДФЛ за 2016 год (29501 руб.) и сумма исчисленного авансового платежа по НДФЛ за январь – июнь 2017 года (16570 руб.)) в размере 50,16 руб. (начислены за период с 28 сентября 2017 года по 01 октября 2017 года);

- на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды до 01 января 2017 года в сумме 475,80 руб. (начисленные за период с 18 июля 2017 года по 17 сентября 2017 года в сумме 392,05 руб., начисленные за период с 18 сентября 2017 года по 01 октября 2017 года в сумме 43,02 руб.), со сроком исполнения не позднее 27 октября 2017 года.

Указанные выше требования налогового органа в добровольном порядке административным ответчиком в установленный срок не исполнены.

В связи с неисполнением налогоплательщиком в добровольном порядке указанных выше требований налоговый орган 23.01.2018 обратился к мировому судье судебного участка судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Мясниковой Т.С.

26.01.2018 мировым судьей судебного участка судебного района г.Перми вынесен судебный приказ о взыскании с Мясниковой Т.С. недоимки по налогам и страховым взносам в общем размере 34143,60 руб.

07 октября 2019 года мировым судьей судебного участка судебного района г.Перми вынесено определение об отмене судебного приказа от 07 октября 2019 года в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.

27.03.2020 административный истец обратилась в суд в порядке искового производства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком в 2019-2020 были представлены уточненные налоговые декларации по НДФЛ за 2016-2018 годы, в связи, с чем согласно представленному Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы расчету сумма налога по НДФЛ за 2016 год уменьшилась и по состоянию на 19.03.2021 составила 4529 руб. из расчета: 29 501 - 5 000 (уплата 08.08.2018) - 42,95 руб. (уплата 24.09.2019) - 18,04 руб. (уплата 24.09.2019) - 2 070 руб. (уплата 24.09.2019) - 12 240 руб. (уменьшение за счет предоставления уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год) - 831,01 руб. (уменьшение за счет предоставления уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год) - 4 770 руб. (уменьшение за счет предоставления 14.01.2021 уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2016 год) = 4529 руб. Пени, начисленные на недоимку по НДФЛ, указанные в требованиях в размере - 17,70 руб.), ,25 руб. и 39,20 руб., ,15 руб., ,16 руб., а всего в общем размере 682,46 руб. были пересчитаны в связи подачей уточненных налоговых деклараций по НДФЛ к уменьшению. По требованиям и задолженность погашена. Таким образом, по состоянию на 19.03.2021 задолженность по НДФЛ за 2016 год в рамках требования составила 4 529,00 руб.

Размер задолженности в указанном размере по НДФЛ за 2016 - 4 529,00 руб. ответчиком не оспаривается.

С учетом изложенного, суд считает возможным заявленные исковые требования удовлетворить в части, взыскав с Мясниковой Т.С. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 4529 руб.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в части взыскания пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017 в размере 526,47 руб. (50,67 руб. в рамках требования и 475,80 руб. ) в силу следующего.

В соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. п. 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Как указано в письме Министерства финансов РФ от 29 октября 2008 года N 03-02-07/2-192, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается истцом, что вышеуказанные пени начислены в связи с неуплатой административным ответчиком недоимки по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017, меры по принудительном взысканию которой в судебном порядке не принимались, срок обращения для взыскания указанной недоимки истек, часть недоимки 29.12.2017 налоговым органом списана самостоятельно. Поскольку истец утратил право на взыскание указанной недоимки, то соответственно утратил право и на взыскание пени в размере 526,47 руб., однако в связи с технической невозможностью списания указанной суммы истец в силу пп.4 п.1 ст.59 НК РФ обратился в суд (л.д. 140).

При таких обстоятельствах требования о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017 в размере 526,47 руб. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. (подп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Мясниковой Т.С. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 4529 руб.

Взыскать с Мясниковой Т.С. в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

В остальной части иска - отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.

Судья С.А.Ершов