НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Перми (Пермский край) от 05.07.2022 № 2А-2004/2022

Дело № 2а-2004/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05.07.2022 г. Пермь

Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего Разумовского М.О.,

при секретаре судебного заседания Накаряковой Н.А.,

с участием представителя административного истца Пластеевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жулановой И.В. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании незаконным отказа в выдаче справки о трудовом стаже, возложении обязанности,

установил:

административный истец Жуланова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми с требованиями (привлечено к участию в деле определением суда от 27.04.2022):

о признании незаконным отказаГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю от 02.03.2022 за о выдаче справки о трудовом стаже административного истца по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

о возложении на ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краюобязанности выдать административному истцу справку о трудовом стажепо п.4 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

о возложении на ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю обязанности выдать административному истцу справку о размере трудового стажа Жулановой И.В. в соответствии с п.п. 2-4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В обоснование административного иска указано, что с 30.12.2019 административному истцу назначена трудовая пенсия по старости в размере 12473,58 руб., до 15.01.2020 истец продолжала осуществлять трудовую деятельность.

С 15.01.2020 административный истец прекратила трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем сообщила в поданном заявлении о перерасчете размера пенсии с приложением Уведомления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Истец также обратилась к административному ответчику (до объединения - в Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировскому району г. Перми) о перерасчете пенсии в связи с завершением трудовой деятельности, несогласием с расчетом п. 3 и требованием о перерасчете по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как имеет советский стаж работы, заработная плата за весь период трудовой деятельности подтверждена, при расчете используется максимальное значение в связи с заработком в районах, приравненных к Крайнему Северу. Одним из доводов о нарушении прав указано о лишении социальных льгот в связи с продолжительным трудовым стажем.

Законом Пермского края от 20.12.2012 № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края» утверждено звание «Ветеран труда Пермского края», определены условия и порядок его присвоения, установлены меры социальной поддержки лицам, которым присвоено звание «Ветеран труда Пермского края».

В январе 2022 административный истец направила в Министерство социального развития Пермского края заявление о присвоении ей звания «Ветеран труда», к заявлению были приложены документы, подтверждающие необходимый стаж, а также выписка из пенсионного дела.

Согласно ответа от 28.01.2022 в присвоении испрашиваемого звания отказано в связи с отсутствием необходимого трудового стажа, а именно: 34 года 8 месяцев 18 дней. Со слов исполнителя трудовой стаж административного истца складывается из межведомственной информации из ПФ РФ в размере 30 лет 11 месяцев 18 дней и работы по совместительству с 2011 по 2013 годы.

12.01.2022 административный истец обратилась в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю с заявлением о выдаче справки о трудовом стаже по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

18.03.2022 получен ответ из ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю об отказе в выдаче справки по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со ссылкой о наиболее выгодном варианте по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при этом трудовой стаж административного истца по мнению административного ответчика составляет уже 30 лет 6 месяцев 13 дней.

Административным истцом неоднократно указывалось на решения вышестоящих судов о праве застрахованного лица на выбор применения или п. 3, или п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Административный истец считает отказ административного ответчика необоснованным.

Административный истец Жуланова И.В. в судебное заседание не явилась, извещалась о дате и времени рассмотрения дела, ранее в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала.

Представитель административного истца ПластееваС.А. также просила удовлетворить заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю Булычева И.Л. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, просила административное исковое заявление оставить без рассмотрения, указав, что истцу запрашиваемая информация была представлена в соответствии с действующим пенсионным законодательством, никто истцу не отказывал в предоставлении информации, несогласие истца с трудовым стажем опосредовано несогласием с размером пенсии, на что ответчик повлиять не может, кроме того, истец также обратился в суд с соответствующим иском в порядке гражданского судопроизводства.

Административный ответчик Территориальное управление министерства социального развития <адрес> в судебном заседание своего представителя не направило, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском не согласны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.

В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Согласно статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах первом - третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

Из материалов дела следует, что административный истецЖуланова И.В.., состоит на учете в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми (в настоящее время – ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю), в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 30.12.2019 ей назначена страховая пенсия по старости в размере 11701,14 руб.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

До 01.01.2015 назначение и выплата пенсий производилась на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Жуланова И.В. с 15.01.2020 прекратила трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Законом Пермского края от 20.12.2012 № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края» утверждено звание «Ветеран труда Пермского края», определены условия и порядок его присвоения, установлены меры социальной поддержки лицам, которым присвоено звание «Ветеран труда Пермского края».

В январе 2022 Жуланова И.В. направила в Министерство социального развития Пермского края заявление о присвоении звания «Ветеран труда». Согласно ответа от 28.01.2022 в присвоении звания «Ветеран труда Пермского края» было отказано, поскольку страховой стаж по состоянию на 15.01.2020 составляет 34 года 8 месяцев 18 дней.

В последующем Жуланова И.В. обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о выдаче справки об общем трудовом стаже в соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю от 02.03.2022 за № Ж-302-1857-22 был дан ответ о стаже и размере пенсии, с приложением данных о стаже, разъяснена возможность получения выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, которая содержит сведения о периодах трудовой деятельности, включаемых в трудовой стаж для назначения страховой пенсии, сведения об иных периодах, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 12 ФЗ № 400 "О страховых пенсиях".

По существу доводы административного истца сводятся к возложению на ответчика обязанности по выдаче справки о трудовом стаже, при этом истец выражает несогласие с подсчетом страхового (трудового) стажа и определении размера пенсии.

Согласно п. 3 ст. 30Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = СК x ЗР/ ЗП x СЭП, то есть, исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в России, при этом учитывается общий трудовой стаж пенсионера до 01.01.2002, в который включаются в календарном порядке только прямо перечисленные в указанном пункте периоды.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = ЗР x СК, то есть, исходя только из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица, при этом в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением установленных данной статьей к некоторым периодам льготного порядка подсчета стажа.

Совокупность данных положений закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение.

При этом возможность совокупного применения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина, выбирается наиболее выгодный для застрахованного лица вариант.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом решение вопроса о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконными, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что основания для признания отказа административного ответчика по выдаче справки о трудовом стаже Жулановой И.В., как это заявлено истцом,отсутствуют, поскольку, с одной стороны, такой отказ ответчиком не был осуществлен, запрашиваемая истцом информация была представлена истцу, с другой стороны, действия ответчиков о подсчету страхового стажа основаны на законе.

Доводы административного истца о том, что отказ в выдаче справки нарушает ее права, суд считает несостоятельным, поскольку выдача вышеуказанной справки, на которую ссылается истец,Государственным учреждением Отделением Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю не возможна, поскольку не предусмотрена. В данном случае, ответом Государственного учреждения Отделением Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю от 02.03.2022 за № Ж-302-1857-22 истцу былипредоставленысведения о стаже работы и размере пенсии.

Кроме того, как следует из материалов дела, Жуланова И.В. ранее обращалась в суд с гражданским иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю с требованиями о перерасчете пенсии, решением Кировского районного суда г. Перми от 10.06.2022 ей было отказано в иске.

Принимая во внимание вышеперечисленные положения закона, фактические обстоятельства дела, при отсутствии доказательств нарушения прав административного истца, которая настаивает на разрешении заявленных исковых требований по существу, оснований для удовлетворения данных требований не имеется, поэтому в иске ситцу следует отказать полностью.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Жулановой И.В. в удовлетворении административного искового заявления к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании незаконным отказа в выдаче справки о трудовом стаже, возложении обязанности - отказать в полном объеме.

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья М.О. Разумовский