НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Перми (Пермский край) от 04.10.2018 № 2А-2006/18

Дело 2а-2006/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2018 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С., с участием представителя административного истца Мицкевич Е.А., действующей на основании доверенности, административного ответчика Пищальникова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному иску Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Пишальникову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Представитель ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Кировскому району г. Перми обратилось в суд с иском к Пищальникову С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 978,75 руб., пени в сумме 28,72 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1615,71 руб., пени в сумме 28,89 руб.; штрафа по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 400 руб. за ДД.ММ.ГГГГ, штрафа по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 400 руб. за ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что Пищальников С.В. зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ходе камеральной проверки обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов у страхователя были истребованы документы для подтверждения пониженного тарифа (копия патента на право применения патентной системы налогообложения в ДД.ММ.ГГГГ; перечень физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, с указанием суммы выплат и иных вознаграждений с разбивкой по месяцам за ДД.ММ.ГГГГ; копии трудовых договоров физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте). В связи с непредставлением копий трудовых договоров с физическими лицами, занятыми в виде экономической деятельности, указанном в патенте, отделением Фонда дополнительно начислены страховые взносы до тарифа ....... % установленного п. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ.

Всего по результатам проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. дополнительно начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период ДД.ММ.ГГГГ в сумме 978,75 руб., на которую начислены пени в размере 28,72 руб.

ДД.ММ.ГГГГ. исполняющим обязанности управляющего ГУ-ПРО ФСС было принято решение о привлечении индивидуального предпринимателя Пищальникова С.В. к ответственности, предусмотренной ст. 48 ФЗ № 212 за представление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля правильности исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ в виде штрафа в размере 400 руб.

В ходе камеральной проверки (акт от ДД.ММ.ГГГГ.) по проверке расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за ДД.ММ.ГГГГ, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, представленного страхователем ДД.ММ.ГГГГ., проведенной в период ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что перечень физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, с указанием сумм выплат и иных вознаграждений с разбивкой по месяцам за ДД.ММ.ГГГГ и копии трудовых договоров физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, не представлялись.

ДД.ММ.ГГГГ. исполняющим обязанности управляющего ГУ-ПРО ФСС было принято решение о привлечении индивидуального предпринимателя Пищальникова С.В. к ответственности за непредставление в установленный срок документов за ДД.ММ.ГГГГ в виде штрафа в размере 400 руб.

Всего по результатам проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1615,71 руб., образовавшаяся за период ДД.ММ.ГГГГ., на которую начислены пени в размере 28,89 руб.

Согласно выписке из ЕГРИП Пищальников С.В. прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения, т.е. утратил статус индивидуального предпринимателя. Однако утрата данного статуса не влечет автоматической утраты статуса страхователя, в связи с чем указанные суммы подлежат взысканию с ответчика.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ИФНС по Кировскому району г. Перми.

В судебном заседании представитель административного истца указала, что в период рассмотрения спора ответчиком уплачена задолженность по недоимке и пени за ДД.ММ.ГГГГ в полном размере, в связи с чем на удовлетворении соответствующего требования не настаивает; задолженность по оплате штрафов в порядке статьи 19 Закона № 250-ФЗ в ИФНС не передавалась, в связи с чем подлежит взысканию в пользу истца.

Административный ответчик в судебном заседании с требованиями истца не согласился, пояснив, что был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя в ДД.ММ.ГГГГ; требования и акты, направляемые административным истцом, он не получал; материальная возможность оплаты штрафов отсутствует.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не участвовал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в суде пояснил, что задолженность по оплате штрафов в порядке статьи 19 Закона № 250-ФЗ Фондом социального страхования в ИФНС не передавалась, за ответчиком числиться задолженность на недоимку и пени.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца и ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам были установлены ст. 15 Закона N 212-ФЗ.

В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки, плательщиком выплачиваются пени в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 212-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы

В соответствии со ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Порядок проведения выездной проверки регламентируется ст. 29, ст. ст. 36 - 39 Закона N 212-ФЗ.

Материалами дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Пищальников С.В. с ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 17.03.2016г. ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя, прекратил свою деятельность в связи с принятием соответствующего решения.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ – ПРО ФСС РФ была проведена камеральная проверка обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов у страхователя, в связи с чем страхователю было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении документов: перечень физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, с указанием суммы выплат и иных вознаграждений с разбивкой по месяцам за ДД.ММ.ГГГГ; копии трудовых договоров физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ – ПРО ФСС Пищальникову С.В. направлено уведомление об участии плательщика страховых взносов в рассмотрении материалов камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ГУ – ПРО ФСС административному ответчику направлен акт камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ., по результатам которой было предложено привлечь индивидуального предпринимателя Пищальникова С.В. к ответственности, предусмотренной ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за непредставление в установленный срок документов, в виде штрафа в размере 400 руб.

По результатам камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что административным ответчиком не предоставлены в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Пищальникова С.В. вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах с начислением штрафа в размере 400 руб., которое 05.02.2016г. было направлено ему заказным письмом с уведомлением.

ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом проведена камеральная проверка на основе расчета, требования о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГл, копии патента на право применения патентной системы налогообложения в ДД.ММ.ГГГГ., списка работников, с указанием заработной платы с разбивкой по месяцам за ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ – ПРО ФСС Пищальникову С.В. направлено уведомление об участии плательщика страховых взносов в рассмотрении материалов камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ., а также акт камеральной проверки, по результатам которой в связи с непредставлением копии трудовых договоров с физическими лицами, занятыми в виде экономической деятельности, указанном в патенте территориальном органом Фонда дополнительно начислены страховые взносы до тарифа, установленного п.2 ст.12 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. дополнительно начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 978,75 руб. Было предложено взыскать с Пищальникова С.В. сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 978,75 руб., пени в размере 28,72 руб.

ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Пищальникова С.В. вынесено решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Поскольку Пищальников С.В. по результатам камеральной проверки не исполнена в полном объеме обязанность по уплате страховых взносов, пеней, штрафов за ДД.ММ.ГГГГ, по представлению в установленные срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, ГУ – ПРО ФСС в адрес административного ответчика заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ. направлено требование от ДД.ММ.ГГГГл об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на социальное страхование в размере в размере 978,75 руб.- недоимка, 28,72 руб. – пени.

Также в период ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом проведена камеральная проверка на основе расчета, требования о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ. . (перечень физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, с указанием сумм выплат и иных вознаграждений с разбивкой по месяцам за ДД.ММ.ГГГГ, копии трудовых договоров физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте), согласно которой было установлено, что административным ответчиком по требованию ГУ ПРО ФСС не предоставлены документы в установленный законом срок, в связи с чем было предложено привлечь Пищальникова С.В. к ответственности предусмотренной ст. 48 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ – ПРО ФСС Пищальникову С.В. направлено уведомление об участии плательщика страховых взносов в рассмотрении материалов камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, и в соответствии со ст. 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление проверяемого лица запрашиваемых документов Пищальников С.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 руб.

Кроме того ДД.ММ.ГГГГ. проведена камеральная проверка на основе расчетов, требования о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ. , копии патента на право применения патентной системы налогообложения.

По результатам камеральной проверки установлено, что требование о предоставлении копий трудовых договоров физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, в установленный срок не исполнено, в связи с чем территориальным органом Фонда дополнительно начислены страховые взносы до тарифа .......%, установленного п.2 ст. 12 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. дополнительно начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1289,46 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 3573,21 руб., в том числе недоимка в сумме 1645,71 руб., образовавшаяся в период ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем было предложено взыскать с Пищальникова С.В. суммы неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 1615,71 руб., пени в размере 28,89 руб.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ ПРО ФСС РФ вынесено решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в связи с чем предложено оплатить недоимку по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1615,71 руб., пени в размере 28,89 руб.

Поскольку Пищальниковым С.В. по результатам камеральной проверки не была исполнена в полном объеме обязанность по уплате страховых взносов, пеней, штрафов за ДД.ММ.ГГГГ, по представлению в установленные срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, то ГУ – ПРО ФСС РФ в адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 1615,71 руб., пени в размере 28,89 руб.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации мировым судьей судебного участка вынесен судебный приказ о взыскании с Пищальникова С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за ДД.ММ.ГГГГ в сумме ....... руб., пени в сумме ....... руб., за ДД.ММ.ГГГГ в сумме ....... руб., пени в сумме ....... руб.; штрафа по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме ....... руб. за ДД.ММ.ГГГГ, штрафа по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме ....... руб. за ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен, в связи с чем в установленный законом шестимесячный срок (ДД.ММ.ГГГГ) истец обратился с настоящим иском в Кировский районный суд г.Перми.

В судебном заседании установлено, что недоимка и пени по требованию в размере 978,75 руб., пени -28,72 руб., по требованию л в размере 1615,71 руб., пени -28,89 руб. административным ответчиком в период рассмотрения дела были оплачены (чеки от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем суд полагает возможным в удовлетворении административных требований в указанной части отказать.

Одновременно с изложенным, суд не усматривается оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца о взыскании с ответчика штрафов, поскольку факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 48 Закона N 212-ФЗ (за отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов) материалами дела подтвержден.

При этом доводы административного ответчика о том, что о проводимой камеральной проверке он не знал, требования, акт проверки не получал, о времени и месте рассмотрения материалов проверки он не был извещен надлежащим образом, при наличии доказательств направления всей корреспонденции заказными письмами, основанием для отказа в удовлетворении требований в указанной части не является.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер подлежащего взысканию с административного ответчика штрафа в силу следующих обстоятельств.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов. Однако, данный вывод, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.

Согласно указанному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

На основании изложенного, учитывая, что сам факт допущенного правонарушения ответчиком не оспаривается, оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к обстоятельствам, связанным с совершением правонарушения, его характером и последствиями, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, суд приходит к выводу о наличии в данном случае смягчающих ответственность обстоятельств, позволяющих снизить размер примененного к Пищальникову С.В. штрафа, изменив при этом решения Фонда и назначив штраф в размере ....... рублей по каждому факту выявленного правонарушения.

Согласно ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1). Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2).

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

С учетом п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика Пищальникова С.В. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Пищальникову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Пищальникова С.В., в пользу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации штраф по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сумме 150 руб. за ДД.ММ.ГГГГ, штраф по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сумме 150 руб. за ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Пищальникова С.В. в доход бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Председательствующий