НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Омска (Омская область) от 18.11.2010 № 2-4962

                                                                                    Кировский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4962/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Зубовой Е.А.

при секретаре Кущей Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения ИФНС РФ по КАО г. Омска об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ИФНС РФ по КАО г. Омска об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета в размере 11 000 рублей и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 1 430 рублей. В обоснование заявления указал, что актом камеральной налоговой проверки ИФНС России по КАО г. Омска от 30.0.82008 года ... установлено неправомерное применение социального налогового вычета, установленного пп.2 п.1 ст. 219 НК РФ, предложено отказать в предоставлении социального налогового вычета при расчете налога на доходы физических лиц за 2009 год в полном объеме и возврате налога в сумме 1 430 рублей. 10.09.2010 года заявителем в налоговый орган были поданы разногласия по акту камеральной налоговой проверки. Решением ... от 07.10.2010 года в предоставлении имущественного налогового вычета за 2009 год, возврате налога отказано. Считает отказ в предоставлении налогового вычета за 2009 год, возврате налога незаконным.

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объёме, дополнительно просил взыскать с ИФНС РФ по КАО г. Омска расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей. Суду пояснил, в настоящий момент постоянной регистрации по месту жительства не имеет, поскольку жилой дом, в котором он приобрел квартиру, не сдан в эксплуатацию. Зарегистрирован по месту пребывания по улице ... в городе Омске. По заявлению ФИО1 налоговая инспекция КАО г. Омска поставила его на учет по месту пребывания, он платит налоги по указанному месту жительства. Однако в предоставлении социального налогового вычета в связи с обучением в Институте физической культуры и спорта ему было отказано.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по КАО г. Омска – ФИО2 (копия доверенности –л.д.45) пояснила, что отказ в предоставлении социального налогового вычета и возврате налога, является правомерным. Просила оставить заявление ФИО1 без рассмотрения, поскольку заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный п.5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Представитель заинтересованного лица Управления ФНС России по Омской области - ФИО3 (копия доверенности –л.д.55) также просила оставить заявление ФИО1 без рассмотрения, в виду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит, заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ установлено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

В силу п. 7 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне уплаченного (излишне взысканного) налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Из материалов дела следует, что ФИО1 10.06.2010 года в ИФНС России по Кировскому АО г. Омска подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2009 год. Декларация принята налоговым органом 11.06.2010 года (копия декларации –л.д.21-30). Налогоплательщиком при заполнении разделов 1, 6 листа К2 налоговой декларации заявлен социальный налоговый вычет в размере 11 000 рублей, уплаченных за обучение в 2009 году в ФГОУ ВПО «...» (копия договора –л.д.33, квитанций об оплате –л.д.34,35, учредительных документов –л.д.36,38).

ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Омск, ..., ... с 21.04.2010 года по 24..04.2011 года. Постоянная регистрация по месту жительства отсутствует (копия свидетельства о регистрации –л.д.37, паспорта –л.д.39-43).

Одновременно с подачей налоговой декларации, ФИО1 в ИФНС Росси по КАО г. Омска было подано заявление о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в 2009 году в сумме 1 430 рублей, в связи с произведенными затратами на обучение л.д.31).

04.08.2010 года ИФНС России по КАО г. Омска заявителю направлено сообщение (с требованием предоставления пояснений) в связи с неправомерным заявлением социального налогового вычета, предложено дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (приказ о стоимости обучения в 2009 году, паспорт с постоянной пропиской) л.д.19).

В соответствии с актом камеральной налоговой проверки от 30.08.2010 года ..., ФИО1 отказано в представлении социального налогового вычета при расчете налога на доходы физических лиц за 2009 год в полном объеме, а также в возврате налога в сумме 1 430 рублей. Вынесено решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в виду отсутствия события налогового правонарушения в соответствии со ст. 109 НК РФ л.д.10-13).

В соответствии с п.6 статьи 100 НК РФ, ФИО1 10.09.2010 года были направлены разногласия по указанному акту камеральной налоговой проверки в части решения об отказе в предоставлении социального налогового вычета и возврате излишне уплаченного налога л.д.44).

Решением ИФНС России по КАО г. Омска от 07.10.2010 года ..., отказано в привлечении ФИО1 к налоговой ответственности, отказано в представлении имущественного налогового вычета за 2009 год в полном объеме, а также возврата налога в сумме 1 430 рублей л.д.5-9).

В обоснование своих доводов представители налоговых органов ссылались на нормы действующего законодательства в части порядка подачи налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика, а также на письмо ФНС РФ от 02.06.2006 г. № ГИ-6-04/566 "О направлении информации", в котором дано разъяснение, что граждане, зарегистрированные по месту пребывания, но не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, имеющие обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляют такую декларацию в налоговый орган по месту пребывания. Однако, указанные граждане не вправе претендовать на получение социальных и имущественных налоговых вычетов в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 219 и 220 Кодекса.

Вместе с тем, налоговые обязательства граждан являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и поэтому неразрывно с ней связаны. Возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление гражданина в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. С учетом этого в п.1 ст.11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Письменные разъяснения Федеральной налоговой службы по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

По правилам статьи 83 Налогового кодекса РФ, постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах (пункт 7.1).

В силу пункта 2 статьи 219 НК РФ, социальные налоговые вычеты  , указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларациив налоговый орган налогоплательщиком   по окончании налогового периода.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения; это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование; налогоплательщики, особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц, при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения (Постановление от 13 марта 2008 года N 5-П).

Правовое регулирование в области налогообложения, в том числе при установлении социальных налоговых вычетов, уменьшающих налоговое бремя, в частности право на получение налогоплательщиком социального налогового вычета в сумме, самостоятельно уплаченной за свое обучение в образовательных учреждениях, с учетом того, что квалифицирующим признаком социального налогового вычета выступает целевое расходование налогоплательщиком - физическим лицом части собственных доходов, в данном случае на оплату образовательных услуг, исходя из конструкции и предназначения данного налогового вычета, свидетельствует о том, что эта мера направлена на обеспечение доступности образовательных услуг, в частности платных.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

ФИО1 в установленном порядке постановлен на учет в ИФНС России по Кировскому АО г. Омска по месту временного пребывания, им в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, заявление о предоставлении социального налогового вычета, работодателем за него уплачены соответствующие налоги л.д.30), декларация принята налоговым органом по месту пребывания налогоплательщика, заявитель не зарегистрирован по месту постоянного жительства л.д.39-40).

Согласно имеющейся в материалах дела налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 год сумма имущественного налогового вычета составляет 11 000 рублей, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составляет 1 430 руб. л.д.21-30). Данные суммы представителями ИФНС РФ по КАО г. Омска, Управления ФНС России по Омской области, не оспорены. Напротив, ими в суде заявлено, что после регистрации заявителя по месту постоянного жительства, тот вправе обратиться с заявлением о предоставлении социального налогового вычета. Таким образом, принцип равенства налогового бремени нарушается в отношении заявителя в связи с фактом его регистрации по месту пребывания, который сам по себе не порождает каких-либо прав и обязанностей, а является административным актом.

Учитывая изложенное, суд считает возможным заявление ФИО1 об оспаривании решения ИФНС РФ по КАО г. Омска об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, удовлетворить, признать незаконным решение ИФНС РФ по КАО г. Омска об отказе в предоставлении ФИО1 имущественного налогового вычета за 2009 год в размере 11 000 рублей и обязав ИФНС РФ по КАО г. Омска предоставить ФИО1 имущественный налоговый вычет в размере 11 000 рублей, в связи с оплатой за обучение в ФГОУ ВПО «...», возвратить заявителю излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 1 430 рублей.

Отказывая в удовлетворении ходатайства представителей ИФНС РФ по КАО г. Омска, Управления ФНС России по Омской области об оставлении заявления ФИО1 без рассмотрения, в связи с не соблюдением досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного п.5 ст. 101.2 НК РФ, суд руководствуется следующим.

Заявляя настоящие требования, ФИО1 в порядке, предусмотренном Главой 25 ГПК РФ, обжалует действия ИФНС России по Кировскому АО г. Омска в части отказа в предоставлении имущественного налогового вычета за 2009 год и возврате излишне уплаченного налога.

Частью 1 ст. 138 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 этого же Кодекса.

В п. 5 ст. 101.2 НК РФ закреплено правило о досудебном обжаловании только тех решений, которые вынесены по результатам налоговой проверки: о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, решение об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета, возврате излишне уплаченного налога, может быть обжаловано в суде в порядке, предусмотренном Главой 25 ГПК РФ, без предварительного рассмотрения в вышестоящем налоговом органе.

По правилам ст.98 ГПК РФ с ИФНС РФ по КАО г. Омска в пользу ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей, уплаченная последним при подаче заявления (квитанция –л.д.2)

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, суд считает возможным взыскать с ИФНС РФ по КАО г. Омска в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя 2 000 рублей л.д.46), с учетом сложности дела, длительности его рассмотрения и в разумных пределах.

Всего с ИФНС РФ по КАО г. Омска в пользу ФИО1 подлежит взысканию 2 200 рублей.

2 000руб. + 200руб. = 2 200 рублей

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 ... об оспаривании решения ИФНС РФ по КАО г. Омска от 07.10.2010г. ... в части отказа в предоставлении социального налогового вычета и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц удовлетворить.

Признать незаконным решение ИФНС РФ по КАО г. Омска от 07.10.2010г. ... в части отказа в предоставлении ФИО1 ... социального налогового вычета за 2009 год в размере 11 000 рублей.

Обязать ИФНС РФ по КАО г. Омска предоставить ФИО1 ... социальный налоговый вычет в размере 11 000 рублей, в связи с оплатой за обучение в ФГОУ ВПО «...».

Обязать ИФНС РФ по КАО г. Омска возвратить ФИО1 ... излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 1 430 рублей (Одна тысяча четыреста тридцать руб.).

Взыскать с ИФНС РФ по КАО г. Омска в пользу ФИО1 ... расходы по госпошлине 200 рублей и расходы по оплате помощи представителя в размере 2 000 рублей, всего 2 200 (Две тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в облсуд через Кировский районный суд г. Омска в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу