Дело №2-82/20222 ( 2-6206/2021)
УИД: 55RS0001-01-2021-010405-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 14 января 2022 года
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Крутиковой А.А.,
помощника ФИО2,
при секретаре Калинине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС № по о взыскании недоплаченной компенсации при сокращении с государственной гражданской службы, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в отпусках, компенсаций за неиспользованный отпуск, за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № по о взыскании недоплаченной компенсации при сокращении с государственной гражданской службы, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в отпусках, компенсаций за неиспользованный отпуск, за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование требования указала, что с ДД.ММ.ГГГГ была принята в МИФНС России № по на государственную должность специалиста первого разряда отдела камеральных проверок №.
Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ «о структуре Управления Федеральной налоговой службы по », приказом УФНС России по №@ от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по реорганизована путем присоединения к ИФНС по Советскому АО и переименовано в МИФНС № по .
Трудовые отношения с МИФНС России № по длились до ДД.ММ.ГГГГ. На основании Приказа и.о. начальника МИФНС № от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ с ней расторгнут и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
При увольнении работодателем начислена и выплачена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 115 695,36 рублей, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 1 477,08 рублей. В рассматриваемый период производились выплаты средств материального стимулирования, однако данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2018-2021 годы, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск. Не включение в расчет произведенных выплат является незаконным.
О нарушении прав ей стало известно в момент получения денежных средств при увольнении из налогового органа. О том, что спорные суммы не были выплачены и не были начислены, стало известно после полного анализа расчетных документов.
Полагает, что имеются уважительные причины пропуска срока исковой давности в суд за судебной защитой: незнание о нарушении своих прав и отсутствие сведений об исключении из расчета денежного содержания сумм СМС и разовых премий, запреты, связанные с гражданской службой, опасения возникновения конфликта с работодателем. Суммы материального стимулирования были необоснованно исключены из расчета денежного содержания, своими действиями ответчик причинил ей моральный вред, выразившийся в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию.
Работодателем также нарушены сроки причитающихся выплат при сокращении, в связи с чем, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку указанных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № по недоплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 94 433,44 руб., задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных отпусках с июня 2019 по август 2021 в сумме 42 173,87 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 084,97 руб., а также компенсацию за задержку указанных выплат в размере 6 762 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Впоследствии представитель истца исковые требования уточнил, просил взыскать с Межрайонной ИФНС России № по в пользу истца недоплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 94 433,44 руб., задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных отпусках с июня 2018 по август 2021 в сумме 46 077,25 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 084,97 руб., а также компенсацию за задержку указанных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 922,99 руб., обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в свое отсутствие с участием представителя по доверенности ФИО4( том 1, л.д. 80, том 2, л.д.18).
Представитель истца – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. Просилвосстановить срок для обращения с требованиями о взыскании недополученных отпускных выплат. Выплата средств материального стимулирования произведена в рамках Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Средства материального стимулирования не входят в должностное содержание госслужащего, при этом в части 2 статьи 50 Федерального законам от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрены иные дополнительные выплаты, под которые и подпадают средства материального стимулирования. В соответствии с письмами Министерства труда РФ и Министерства финансов РФ, средства материального стимулирования относятся к иным дополнительным выплатам.
Представители ответчика Межрайонной ИФНС № по – ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суду пояснили, что все выплаты были произведены истцу в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Денежное содержание госслужащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из дополнительных выплат: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премии, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Кроме того указали, что Письма Министерства труда РФ и Министерства финансов РФ не являются нормативно-правовыми актами, представляют рассуждения и мнения органа государственной власти.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ принята в МИФНС России № по (в настоящее время МИФНС России № по ) на должность специалиста первого разряда в отдел камеральных проверок.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителем начальника отдела выездных проверок.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут и истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Таким образом, истец состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № по с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями срочного служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 установлено денежное содержание, включающее в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад)- 3 324 рубля; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ в размере 60% должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС № по , исполнения должностного регламента, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощии, районный коэффициент – 1,15.
В соответствии с условиями срочного служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 установлено денежное содержание, включающее в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад)- 5246 рублей; месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) – 790 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 100% должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС № по , исполнения должностного регламента, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, районный коэффициент – 1,15.
На основании приказа и.о. начальника МИФНС № от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО1 расторгнут, последняя освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственной органе. Выплате подлежали компенсация за 1,52 дня неиспользованного отпуска (том 1, л.д. 26-27).
Работодателем произведена выплата, причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 115 695,36 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 1,52 календарных дня в размере 1 477, 08 руб.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Исходя из приведенных нормативных положений суд полагает, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 требований и возражений ответчика о составе денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также для расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении относится определение правовой природы произведенных истцу ответчиком выплат в виде материального стимулирования.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, регламентирован входящим в систему законодательства о государственной гражданской службе специальным нормативным актом, а именно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562.
Эта правовая позиция отражена в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих в период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, регламентирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, из пункта 6 которых следует, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Пунктом 6 Правил возможность учета единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, являющейся в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 данных Правил дополнительной выплатой к денежному содержанию гражданского служащего, не предусмотрена.
При этом следует отметить, что указанными Правилами возможность учета дополнительных выплат, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 2 Правил, предусмотрена не для всех случаев определения денежного содержания.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, с учетом проверки расчета представленного истцом, который не был оспорен стороной ответчика, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, так компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы с учетом средств материального стимулирования согласно расчетных листков за период с августа 2020 по июль 2021, по дате увольнения – ДД.ММ.ГГГГ, за период 12 месяцев с 01.82020 по ДД.ММ.ГГГГ по формуле: (денежное содержание на дату «события» + дополнительные выплаты / 12) х 4 месяца = компенсация при сокращении в размере четырехмесячного денежного содержания, с учетом денежного содержания: должностной оклад + оклад за классный чин + ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе + ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы + ежемесячное денежное поощрение + районный коэффициент для всех составляющих денежного содержания;
дополнительных выплат: премии месячные с учетом районного коэффициента + материальная помощь к отпуску с учетом районного коэффициента + единовременная выплата к отпуску с учетом районного коэффициента + средства материального стимулирования (премии по приказу), составляет:
15 429,35+78838,40+30703,71+48260,08+70501,59+44337,04+42582,94+26582,94+49 802,72+65846,67+72595,33+84905,59=630386,36 руб.
630386,36 руб./12 месяцев=52 532,20 руб.
52 532,20 руб.х4 месяца=210 128,80 руб.
В соответствии с п. 6 Правил №ФИО1 было начислено 115 695,36 рублей с учетом сумм материального стимулирования могло быть начислено 210 128,80 руб., разница в сумме 94 433,44 руб. (210 128,80 – 115 695,36) подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Истцом заявлено требование о компенсации за неиспользованный отпуск исходя из 3,66 дня.
Суд не может согласиться с расчетом, представленным истцом.
Согласно карточки-справки (том 1, л.д. 168), ФИО7 были предоставлены отпуска на гражданской службе в 2021 году ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в количестве 6 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 отработала 2 мес. 20 дней.
2 мес.х34 кал. дня/12 мес. =5,66 кал. дней.
20 дней х 34 кал. дня/365 дней=1,86 кал. дня
5,66 кал.дней+1,86 кал. дней-6 кал. дня=1,52 дня
При увольнении ФИО1 получена компенсация за неиспользованный отпуск за 1,52 дня в сумме 1 477,08 руб., без учета сумм материального стимулирования.
С учетом сумм материального стимулирования указанная компенсация составляет 2 725,21 ( 630 386,36/12/29,3х1,52). Недополученная разница составит 1248,13 руб., которая и подлежит взыскания с ответчика в пользу ФИО1
Стороной истца произведен расчет отпускных в 2018-2021 с учетом сумм материального стимулирования, который составил:
1) За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
- за 14 дней: в феврале 2019 г. отпускные выплаты получены: 10 498,46 рублей, при этом доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 193 495,10 руб. - 4856,39 рублей (отпускные в декабре 2018 г.) - 10 498,46 рублей (отпускные за февраль 2019 г.) = 178 140,25 лей.
Общее количество отработанных дней в расчетном периоде: 175,8 дней (за полные к 29,3 * 6 мес.) + 15,12 дней (за декабрь (31-7-8=16 дней)/31*29,3) + 28,35 дней (за январь 1-1=30 дней)/31*29,3) = 219,27 дней.
Средний дневной заработок: 178 140,25 рублей / 219,27 дней = 812,42 руб.
Подлежащие оплате отпускные: 812,42 руб. * 14 дней = 11373,88 рублей.
Сумма недоплаты: 11373,88 рублей - 10 498,46 рублей = 875,42 рублей.
- за 12 дней: в мае 2019 г. отпускные выплаты получены: 9 368,40 рублей, при этом доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 326 906,37 руб. - 4856,39 рублей отпускные в декабре 2018 г.) - 10 498,46 рублей (отпускные за февраль 2019 г.) - 9 368,40 рублей отпускные за май 2019 г.) = 302 183,12 рублей.
Общее количество отработанных дней в расчетном периоде: 234,40 дней (за полные месяцы: 29,3 * 8 мес.) + 15,12 дней (за декабрь (31-7-8=16 дней)/31 *29,3)) + 28,35 дней (за январь 31-1=30 дней)/31*29,3)) + 14,65 дней (за февраль (28-14=14 дней)/28*29,3) = 292,52 дней.
Средний дневной заработок: 302 183,12 рублей / 292,52 дней = 1033,03 руб.
Подлежащие оплате отпускные: 1033,03 руб. * 12 дней = 12396,36 рублей.
Сумма недоплаты: 12396,36 рублей - 9 368,40 рублей = 3 027,96 рублей.
Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма недоплаты составила: 875,42 + 3027,96 = 3903,38 рублей.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 находилась в отпуске 32 дня:
за 12 дней в августе 2019 г. отпускные выплаты получены: 10835,16 рублей, должны 420 480,26 (доход за период с 08.2018 г. по 07.2019 г.)/12 мес./29,3 дней* 12 дней отпуска = 14350,92 рублей. Сумма недоплаты: 14350,92 - 10835,16 = 3515,76 рублей.
за 8 дней в декабре 2019 г. отпускные выплаты получены: 7612,96 рублей, должны быть: 092,58 (доход за период с 12.2018 г. по 11.2019 г.)/12 мес./29,3 дней*8 дней отпуска =11 378,64 рублей. Сумма недоплаты: 11378,64 - 7612,96 = 3765,68 рублей.
за 9 дней в марте 2020 г. отпускные выплаты получены: 8075,52 рублей, должны быть: 463,10 (доход за период с 03.2019 г. по 02.2020 г.)/12 мес./29,3 дней*9 дней отпуска =
13680,81 рублей. Сумма недоплаты: 13680,81 - 8075,52 = 5605,29 рублей.
за 3 дня в апреле 2020 г. отпускные выплаты получены: 2691,84 рублей, должны быть: :2 679,40 (доход за период с 04.2019 г. по 03.2020 г.)/12 мес./29,3 дней*3 дня отпуска = 4545,06-2691,84=1853,22 руб.
Сумма недоплаты: 4545,06 - 2691,84 = 1853,22 рублей.
Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 32 дня отпуска сумма недоплаты составила: 3515,76 + 3765,68 +5605,29+ 1853,22 = 14 739,95 рублей.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 находилась в отпуске 38 дней:
за 17 дней в июне 2020 г. отпускные выплаты получены: 14738,49 рублей, должны быть: 227,20 (доход за период с 06.2019 г. по 05.2020 г.)/12 мес./29,3 дней* 17 дней отпуска =
27280,58 рублей. Сумма недоплаты: 27280,58 - 14738,49 = 12 542,09 рублей.
за 5 дней в ноябре 2020 г. отпускные выплаты получены: 4684,65 рублей, должны быть: 553 038,18 (доход за период с 11.2019 г. по 10.2020 г.)/12 мес./29,3 дней*5 дней отпуска = 7864,60 рублей. Сумма недоплаты: 7684,60 - 4684,65 = 3 179,95 рублей.
за 12 дней в январе 2021 г. отпускные выплаты получены: 11336,64 рублей, должны быть: 534 463,10 (доход за период с 01.2020 г. по 12.2020 г.)/12 мес./29,3 дней* 12 дней отпуска = 18 241,08 рублей. Сумма недоплаты: 18241,08 - 11336,64 = 6 904,44 рублей.
за 4 дня в мае 2021 г. отпускные выплаты получены: 3976,32 рублей, должны быть: 548 025,05 (доход за период с 05.2020 г. по 04.2021. г.)/12 мес./29,3 дней*4 дня отпуска = 6234,64 рублей. Сумма недоплаты: 6234,64 - 3976,32 = 2 258,32 рублей.
Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 38 дней отпуска сумма недоплаты вставила: 12542,09 + 3179,95 + 6904,44 + 2258,32 = 24 884,80 рублей.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 находилась в отпуске 4 дня:
за 4 дня в июле 2021 г. отпускные выплаты получены: 3845,76 рублей, должны быть:
562 108,65 (доход за период с 07.2020 г. по 06.2021 г.)/12 мес./29,3 дней*4 дня отпуска = 6394,88 рублей. Сумма недоплаты: 6394,88 - 3845,76 = 2 549,12 рублей.
Судом указанный расчет проверен, признан арифметически верным, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку как ранее установлено судом, ФИО1 находилась в отпуске 6 дней. Таким образом, за 6 дней в июле 2021 г. отпускные выплаты получены в сумме 3845,76 рублей, должны быть:
562 108,65 (доход за период с 07.2020 г. по 06.2021 г.)/12 мес./29,3 дней*6дней отпуска = 6394,88 рублей. Сумма недоплаты: 9 592,29 - 3845,76 = 5 746,53 рублей.
Итого, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма недоплаченных отпускных составила: 3 903,38 + 14 739,95 рублей + 24 884,80 рублей + 5 746,53 рублей = 49 274,66 руб.
Стороной ответчика альтернативный расчет не представлен.
Требование истца в данной части подлежат частичному удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Годичный срок следует исчислять с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ).
Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В данном случае нормы, закрепленные в Федеральном законе № 79-ФЗ, приоритетны перед теми, что утверждены в положениях ТК РФ (ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
О произведенных выплатах и их составе истец была осведомлена в день их получения. Препятствия для обращения в суд за разрешением спора о неполной выплате отпускных отсутствовали. Доводы истца о юридической неграмотности, боязни возникновения конфликта с работодателем к уважительным причинам отнесены быть не могут.
Следовательно, срок, в течение которого истец имела право обратиться в суд с иском о взыскании недополученных, по ее мнению, отпускных за 2018 – июнь 2020, истек.
Подлежат взысканию только недополученные отпускные за период с ноября 2020 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 089,24 руб. (3179,95+6904,44+2 258,32+5746,53), в остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, истцом заявлены требования о компенсации за задержку выплат при сокращении в размере 10 922,99 руб., а также об обязании ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена, в указанной части требования удовлетворению не подлежат.
В статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям содержащимся в абзаце 2 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Требование о взыскании компенсации морального вреда, при установленных выше нарушениях трудовых прав истца, подлежит удовлетворению в порядке ст. 237 ТК РФ, с учетом требований соразмерности, разумности и справедливости, объему нарушенных прав работника сумме в размере 5 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по в пользу ФИО1 недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере 94 433,44 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1 248,13 руб., задолженность по денежному содержанию за период нахождения в отпусках 14 891,83 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Крутикова
Мотивированное решение суда изготовлено 21 января 2022 года
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.