НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Омска (Омская область) от 03.10.2022 № 2-3871/2022

Дело № 2-3871/2022

УИД 55RS0001-01-2022-005504-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Крутиковой А.А.,

при секретаре ФИО5,

помощнике судьи ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 03 октября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2ФИО3, ФИО4 о возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки, своевременно размещать актуальную информацию о платежах по обращению с твердыми коммунальными отходами в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально, ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО14ФИО3 о возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки, своевременно размещать актуальную информацию о платежах по обращению с твердыми коммунальными отходами в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что является получателем меры социальной поддержки в соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», а именно компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежного эквивалента – скидки в размере 50 %. В ДД.ММ.ГГГГ выплата меры социальной поддержки приостановилась. При личном обращении доверенного лица ФИО16 в ФИО14 (филиал учреждения) специалистами была проигнорирована доверенность на представление интересов, а также квитанция об оплате коммунальных платежей, согласно которой у него отсутствует задолженность об оплате коммунальных услуг, рекомендовали обратиться непосредственно ФИО1 в письменной форме. В апреле 2022 года его представитель по доверенности ФИО16 обратилась в ФИО14 с письменным заявлением по вопросу приостановления меры социальной поддержки. В ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, согласно которому учреждение ежемесячно в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает информацию о наличии у граждан подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась не более чем три последних года посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Также, из ответа следует, что по данным ГИС ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> имелась информация о непогашенной задолженности, представленная ФИО3. В связи с чем, было принято решение о приостановлении меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, он регулярно и исправно оплачивает услуги по содержанию жилья и коммунальные платежи, в том числе услуги по обращению с <данные изъяты> При обращении в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено отсутствие у него задолженности перед ФИО3. Однако до настоящего времени мера социальной поддержки ему не возобновлена, так как филиал учреждения ссылается на сведения, представленные ГИС ЖКХ, согласно которых у него имеется задолженность.

На основании вышеизложенного, просил обязать ФИО14 возобновить предоставление ему меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФИО3 своевременно размещать актуальную информацию о платежах ФИО1 по обращению с ТКО по адресу: <адрес> системе ГИС ЖКХ, взыскать солидарно с ФИО14 и ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ, представитель истца по доверенности ФИО16 уточнила исковые требования, просила признать надлежащим ответчиком по делу вместо ФИО14 - ФИО2

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФИО4

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Полагал, что его права нарушены приостановлением меры социальной поддержки, поскольку судебной задолженности на ДД.ММ.ГГГГ у него не имелось.

Представитель истца ФИО16, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что не всегда оплачивала услуги ТКО на расчетный счет ФИО4, указанный в квитанции , поскольку при оплате на данный счет взимается комиссия, однако расчетный счет , на который производилась оплата за ТКО также принадлежит ФИО3, был предоставлен ей представителями ФИО3, поэтому задолженности у истца не имеется.

Представитель ответчика ФИО2ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Считала действия ФИО2 законными и обоснованными. В настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ, истцу возобновлена выплата меры социальной поддержки. Подпунктом 3 пункта 14 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, предусмотрено, что одним из оснований приостановления предоставления мер социальной поддержки является информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с этим, предоставление меры социальной поддержки ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено.

Представитель соответчика ФИО3ФИО9, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Пояснила, что на агента ФИО4 возложена обязанность по своевременному размещению информации на ответы по запросам уполномоченных органов. На момент предоставления справки она ДД.ММ.ГГГГ у абонента имелась задолженность, ввиду чего ФИО3 обращалось за выдачей судебного приказа, который затем был отменен потребителем. При оплате коммунальной услуги необходимо указывать назначение платежа, либо производить оплату на расчетный счет поставщика, в то время как потребитель периодически вносит платежи в счет оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО на иной, нежели указанный в квитанции расчетный счет регионального оператора ФИО3, доступ к данному счету у регионального оператора отсутствует, соответственно отсутствует возможность отслеживания поступлений денежных средств. Полагала, что они являются ненадлежащими ответчиками. Определение об отмене судебного приказа было направлено в адрес агента ФИО4ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель соответчика ФИО4ФИО8, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что между ФИО3 (Принципал) и ФИО4 (Агент) заключены агентские договоры, согласно которых Агент от имени и за счет Принципала совершает юридические и иные действия по ведению абонентской работы с физическими лицами, собственниками жилых помещений МКД и абонентской работы с организациями, осуществляющими управление МКД (в том числе осуществляет размещение информации в системе ГИС ЖКХ (п. 1.3.8 агентского договора)). Согласно действующему законодательству именно региональный оператор по обращению с ТКО является исполнителем коммунальной услуги, обязанным предоставлять потребителю услугу по обращению с ТКО, которая в том числе включает обязанность в установленном действующим законодательством порядке своевременно и достоверно размещать предусмотренную законом информацию в системе ГИС ЖКХ (самостоятельно или с привлечением третьих лиц).

Ответственность перед потребителем за исполнение обязательств по договору об оказании услуги по обращению с ТКО несет региональный оператор, а содержание агентского договора, заключенного между ФИО3 и ФИО4 на права потребителя и ответственность исполнителя коммунальной услуги перед ним не влияет.

Представитель третьего лица ФИО10 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ФИО13, действующая на основании удостоверения, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Поскольку, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> из <адрес> поступали сведения о наличии судебной задолженности перед ФИО3ФИО1 была приостановлена выплата мера социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ. В июне 2022 в <адрес> поступила информация об отсутствии у истца задолженности и мера социальной поддержки по оплате ЖКУ возобновлена с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> поступили сведения о наличии судебной задолженности, предоставление меры социальной поддержки приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу нормативного регулирования процессуальных правоотношений и принципа диспозитивности суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований, что означает присуждение истцу не более того, о чем он указал в предмете заявленного иска, и по тем основаниям (фактическим обстоятельствам), которые приведены истцом в обоснование иска, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон и участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются, в том числе, такие меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации определена обязанность граждан и организаций обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В статье 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату ЖКУ за счет средств соответствующих бюджетов.

Частью 3 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает изгосударственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйствав соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» на основании запросов, направленных в систему ГИС ЖКХ. При этом требование о предоставлении вышеуказанной информации гражданами не допускается, получение у поставщиков ЖКУ иным способом не предусмотрено.

Согласно статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды Великой отечественной войны и инвалиды боевых действий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная формационная система жилищно-коммунального хозяйства, это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, работку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации пр ДД.ММ.ГГГГ обязанность по внесению информации в ГИС ЖКХ наличии у граждан непогашенной задолженности возложена на управляющие и ресурсоснабжающие организации.

Согласно части 18 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по предоставлению коммунальных услуг, подлежит размещению в ГИС "ЖКХ" такими лицами. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о новой функциональности в ГИС ЖКХ при получении информации о наличии или отсутствии у граждан судебной задолженности по оплате ЖКУ Минстрой России информирует о создании личного кабинета учреждения, уполномоченного на предоставление МСП по оплате ЖКУ, с целью возможности формирования запросов на получение необходимой информации.

В соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-п функции по предоставлению государственных услуг, в том числе по предоставлению МСП по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан в <адрес> переданы бюджетным учреждениям <адрес> - многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).

Отношения, связанные с процедурой предоставления гражданам МСП по оплате ЖКУ регулируются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Согласно пункту 2.1. Порядка МСП не предоставляются гражданам при наличии судебной задолженности по оплате ЖКУ.

В соответствии с пунктом 7 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в назначении МСП являются:

1) представление не в полном объеме документов, предусмотренных Порядком;

2) обращение с заявлением лица, не относящегося к категориям граждан, имеющих право на получении данной государственной услуги;

3) наличие у гражданина непогашенной задолженности;

4) выявление в документах недостоверной и (или) неполной информации, противоречащих или не соответствующих друг другу сведений.

Пунктом 14 Порядка установлено, что инвалиды Великой отечественной войны имеют право на следующую меру социальной поддержки – компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ и занимаемой общей площади жилых помещений; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательстве РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Порядка, предусмотрено, что одним из оснований приостановления предоставления мер социальной поддержки является информация о наличии у гражданина непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно пункту 15 Порядка МФЦ в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации, указанной в пункте 14 Порядка, принимает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки и направляет гражданину уведомление о принятом решении с указанием основания приостановления и порядка возобновления предоставления мер социальной поддержки.

Пунктом 16 Порядка установлено, что предоставление мер социальной поддержки возобновляется при наличии в системе информации об отсутствии у гражданина непогашенной задолженности.

Согласно пункту 16.4 Порядка предоставление мер социальной поддержки возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором учреждением принято решение о возобновлении предоставления мер социальной поддержки. Денежные средства, не полученные гражданином в качестве мер социальной поддержки, выплачиваются гражданину за весь период приостановления их предоставления.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГФИО11, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес>, корпус 3, <адрес> (л.д.17).

ФИО1 является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии (л.д.13). Мера социальной поддержки по оплате ЖКУ назначена ФИО1 по адресу проживания: <адрес>.

Согласно базе данных государственной информационной системы <адрес>ФИО1 как инвалид Великой Отечественной войны и инвалид боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ является получателем МСП по оплате ЖКУ в соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

По адресу: <адрес> открыт лицевой счет на имя ФИО1 (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по информации <адрес> у ФИО1 имелась судебная задолженность перед ФИО3 в связи с чем, ФИО1 было приостановлено предоставление МСП с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> поступила информация об отсутствии у ФИО1 судебной задолженности, предоставление МСП по оплате ЖКУ было возобновлено с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> вновь поступили сведения о наличии судебной задолженности перед ФИО3 по адресу: <адрес>, после чего ФИО1 было приостановлено предоставление МСП по оплате ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь была предоставлена выплата меры социальной поддержки, в связи с отсутствием информации о задолженности (л.д.168-169, 171-173).

Согласно квитанций по операциям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО1 по доверенности -ФИО16 были произведены платежи – обращение с ТКО через <адрес> (л.д.57-68). В последующем, оплачивая счета по лицевому счету через платежную систему банка «Открытие», потребитель обратился ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о восстановлении оплаты за услугу по обращению с ТКО по причине «не поступления платежа». Произведенное восстановление было отражено в справке о расчетах по оплате за услугу «Обращение с ТКО».

Вместе с тем, ввиду наличия задолженности ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилось в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании в солидарном порядке с ФИО1, ФИО16, ФИО12 задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1714,97 руб., пени – 67,78 руб., а также госпошлины- 200 руб., всего – 1979,75 руб.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в Кировском судебном районе в <адрес> был вынесен судебный приказ (48)/2021 о взыскании в солидарном порядке с ФИО1, ФИО16, ФИО12 в пользу ФИО3 задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1714,97 руб., пени – 67,78 руб., а также расходов по оплате госпошлины в сумме 66,67 руб. с каждого.

По заявлению ФИО16ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ по делу от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании о взыскании в солидарном порядке с ФИО1, ФИО16, ФИО12 в пользу ФИО3 задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1714,97 руб., пени – 67,78 руб., а также расходов по оплате госпошлины в сумме 66,67 руб. с каждого, отменен.

Вместе с тем, определение суда об отмене судебного приказа в отношении ФИО1 было направлено ФИО3 в адрес ФИО4 только в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были размещены ответы, указывающие на наличие у ФИО1 судебной задолженности.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о нарушении правФИО1 как потребителя действиями по несвоевременному направлению сведений о платежах по обращению с твердыми коммунальными отходами в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, поскольку судом бесспорно установлено, что судебная задолженность в ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 отсутствовала, в связи с чем, не имелось оснований для приостановления меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.

При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего.

В соответствии с абзацем 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Согласно части 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В рамках реализации полномочий регионального оператора между ФИО3 и ФИО4 заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно предмету Договора, в обязанности Агента входит: произведение начисления размера платы за оказанные услуги по тарифам и нормативам; формирование, сопровождение и обновление базы данных в разрезе лицевого счета каждого Потребителя; получение от Потребителей информацию об увеличении или уменьшении (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении; расчет и взимание с Потребителей, допустивших просрочку платежей за с услуги, пени (неустойку).

При этом исполнение поручений осуществляется Агентом с использованием собственной актуальной базы данных лицевых счетов Потребителей. В распоряжении ООО «Магнит» лицевые счета отсутствуют.

В силу ч. 1.1 агентского договора ООО «Магнит» (принципал) поручает, а ООО «ОЭК» (агент) принимает на себя обязательство от имени и за счет принципала совершать юридические и иные действия по ведению абонентской работы с физическими лицами (собственниками жилых домов (домовладений); собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, принявших на общем собрании решения, предусмотренные п. 2.3.1, 2.3.2., 2.3.3. договора; собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организаций, с которыми принципал в одностороннем порядке отказался от договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и абонентской работы с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, получающими от принципала услуги регионального оператора по обращению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1.3 Договора в рамках выполнения поручения по ведению абонентской работы с потребителями агент обязуется: заключать от имени принципала договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме типового Договора, предоставленного принципалом, согласно п. 2.3.5 договора, осуществлять действия, направленные на изменение или прекращение договора на оказание по обращению с твердыми коммунальными отходами от имени принципала; ежемесячно производить начисление размера платы за оказанные услуги по тарифным нормативам, предоставленным принципалом, начислять пени, осуществлять перерасчет платы; ежемесячно оформлять и формировать платежные документы, осуществлять их печать и доставку потребителям в сроки, предусмотренные законодательством РФ, с указанием в платежных документах реквизитов принципала, в том числе расчетного счета принципала; формировать, сопровождать и обновлять базу данных в разрезе лицевых счетов каждого потребителя на основании сведений по конкретному жилому помещению, поступивших от потребителей, управляющих организаций, регистрирующих органов, иных официальных источников, иным любым доступным, не противоречащим законодательству способом; организовать сбор денежных средств в пользу принципала и учет поступивших денежных средств от потребителей, в прядке, предусмотренном п. 2.1.8 и/или п. 2.1.9 настоящего договора; отражать в платежных документах сведения о размере задолженности потребителя, пени за предыдущие расчетные периоды, перерасчете платы; организовывать и вести претензионную судебную работу, а также работу по исполнению потребителями, вступивших в законную силу судебных актов, в порядке и в сроки, предусмотренные Приложением к договору; своевременно и в полном объеме размещать информацию от имени Принципала в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Договора.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Договора Агент обязан обеспечить наличие возможности интеграции собственной базы данных с системой ГИС ЖКХ, своевременно полном объеме размещать информацию, установленную в пунктах 4 (полностью), а также в пункте 3 (п. 3.1. за исключением подпунктов 3.1.8, 3.1.9) раздела 11 Приказа Минкомсвязи России , Минстроя России /пр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава, сроков периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», от имени Принципала государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Действие данного договора не прекращалось, что не оспаривалось сторонами договора.

Таким образом, действия по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО в многоквартирном доме осуществляет ООО «Магнит». Действия по выставлению квитанций на основании представленной ООО «Магнит» информации о расчетах осуществляются ООО «ОЭК» в рамках указанного агентского договора. Коммунальные услуги ООО «ОЭК» не предоставляет, самостоятельно расчеты не производит, является лишь агентом ресурсоснабжающей организации ООО «Магнит», действующим от её имени и за ее счет.

При данных обстоятельствах, ФИО4 подлежит признанию ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку по действиям, совершенным в рамках настоящего спора ФИО4 в качестве агента, права и обязанности возникают непосредственно у принципала - ФИО3

Как ранее было указано, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность на лицевом счете жилого помещения истца, вследствие чего ФИО3ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 1714,97 руб., на основании которого вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. На основании поступивших от должника возражений относительно исполнения данного судебного акта, названный судебный приказ был отменен ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, определение суда об отмене судебного приказа в отношении ФИО1 в рамках агентского договора было направлено ФИО3 (Принципалом) в адрес ФИО4 «Агента) только ДД.ММ.ГГГГ л.д. 81).

Таким образом, на запросы Министерства труда и социального развития, поступившими в с ФИО3 о наличии/отсутствии непогашенной задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес> заявителя ФИО1, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в системе ГИС ЖКХ были размещены ответы, указывающие на наличие задолженности.

Судом установлено и не отрицалось истцом, что в настоящее время ФИО1 возобновлено предоставление меры социальной поддержки, в связи с чем, требование к БУ <адрес> «МФЦ» о возобновлении предоставления меры социальной поддержки ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

Рассматривая требование ФИО1 о возложении на ФИО3 обязанности своевременно размещать актуальную информацию о платежах по обращению с твердыми коммунальными отходами в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйств суд приходит к выводу о том, что данное требование не может быть судом удовлетворено, поскольку данная обязанность возложена на ФИО4 в рамках агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за неисполнение которой несет ФИО3

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от28.06.2012«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Таким образом, с учетом установленного факта нарушения прав истца, как потребителя, принципов разумности и справедливости, с ООО «Магнит» в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.

В соответствии с п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ отДД.ММ.ГГГГ, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

В связи с нарушением прав истца как потребителя, с ФИО3 в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 1000 рублей, штраф 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.А. Крутикова

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна

Решение (определение) не вступил (о) в законную силу

«____» _________________ 20 г.

УИД 55RS0-06

Подлинный документ подшит в материалах дела 2-3871/2022 ~ М-3650/2022

хранящегося в Кировском районном суде <адрес>

Судья __________________________Крутикова А.А.

подпись

Секретарь_______________________

подпись