Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Выскубовой И.А.,
При секретаре Боровихиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имуществу, недоимки и пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Приморскому краю обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имуществу, недоимки и пени по земельному налогу, ссылаясь на то, что ответчик является собственником объектов недвижимости и земельных участков, обязанность по уплате налога не исполнена, просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, недоимки по земельному налогу в сумме <данные изъяты> и пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты>
В судебное заседание административный истец не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации установлен Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действовал на момент возникновения обязанности оплаты ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 1 Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
В силу положений ст. 5 Закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. При этом органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до ДД.ММ.ГГГГ представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ текущего года.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом 1 ст. 388 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 216 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 4 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, налог уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. (п. 3 ст. 75 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что административный ответчик является собственником недвижимого имущества -зданий, квартир и земельных участков – здания по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; здания по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиры по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиры по адресу: <адрес> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиры по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29,31).
Межрайонная ИФНС России № по Приморскому краю ответчику направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты земельного налога в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ за земельные участки в <адрес>, расположенных на следующих улицах- <адрес>, и налога на имущество в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ за здания по адресу: <адрес> и <адрес>, квартиры в <адрес>, расположенные по <адрес>, <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Поскольку в установленный в уведомлении срок ответчик не уплатила налоги, административным истцом ей было направлено требование № об уплате земельного налога и налога на имущество, срок оплаты ДД.ММ.ГГГГ, требование № и требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> (л.д.18-20).
В связи с тем, что ответчиком не оплачен налог, административный ответчик обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию недоимки по земельному налогу и налогу на имущество, приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-42), определением мирового судьи 8 судебного участка Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании налога на имущество и земельного налога с ФИО1 отменен, в связи с несогласием с вынесенным приказом (л.д.39).
После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратилась с административным исковым заявлением в суд, направив его по почте (л.д.47).
Суд приходит к выводу, что срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд, у налогового органа пропущен.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Обращение в суд за пределами данного срока возможно в случае его восстановления судом по ходатайству органа контроля.
То есть после отмены судебного приказа налоговый орган должен обратиться в суд в течение шести месяцев.
Поскольку судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № по Приморскому краю должна была обратиться в суд ДД.ММ.ГГГГ, тогда как административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Закон не предусматривает возможности перерыва, приостановления течения срока исковой давности, указывая лишь на возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, при этом суд обязан по собственной инициативе проверить факт своевременного обращения государственного органа с иском данного характера.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска Межрайонная ИФНС России № по Приморскому краю не обращалась, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска указанного срока не представлено, следует признать, что истцом пропущен шестимесячный срок исковой давности для обращения в суд с иском в части взыскания с ФИО1 спорных платежей, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обращение административного истца ранее в суд с иском в порядке ГПК РФ не является основанием полагать, что срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен, кроме того исковое заявление, по которому административным истцом к административному иску приложено определение о прекращении производства по делу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49).
Таким образом, в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, недоимки по земельному налогу в сумме <данные изъяты> и пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> необходимо отказать в связи с пропуском процессуального срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, недоимки по земельному налогу в сумме <данные изъяты> и пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> отказать в связи с пропуском процессуального срока на обращение в суд.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Кировский районный суд г. Новосибирска.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № Кировского районного суда г. Новосибирска.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решение не вступило в законную силу.
Судья