НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан) от 13.09.2021 № 2А-2870/2021

Дело №2а -2870/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2021 г. г. Махачкала

Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре Абдуллаевой Э.Б., с участием ответчика Уничова Х.М., с извещением представителя истца ИФНС России по Кировскому району г.Махачкалы,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Кировскому району г.Махачкалы к Уничову Хадису Магомедовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Махачкалы обратилась в суд с административным иском к Уничову Х.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указывая, что ответчик состоит в качестве налогоплательщика, ИНН , в соответствии со ст.23 НК РФ, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Уничовым Х.М. налог уплачен не был, налоговым органом в отношении него были выставлены требования за №15047 от 12.02.2020 года, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о необходимости уплаты транспортного налога за период 2018 год. Согласно статьи 356-363.1 НК РФ, Закона РД от 02.12.2002 года № 39 «О транспортном налоге» и сведениям, полученным из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с п.4 ст.85 и п.п 1-2 ст.362 НК РФ, ответчик Уничов Х.М. является плательщиком транспортного налога и обязан уплатить налог на имеющиеся в его собственности транспортные средства. Пунктом 2 ст.362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам периода исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели(за исключением воздушных транспортных средств), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налогоплательщику Уничову Х.М. согласно ст.2 Закона РД № 39 «О транспортном налоге» с дополнениями и изменениями, был начислен транспортный налог за 2015 год исходя мощности 354л.с., транспортного средства <адрес>, ставок налога для легковых автомобилей, с учетом даты постановки транспортного средства на учет, всего на сумму 37170 рублей и начислено пени в размере 553.22 рублей, согласно ст.75 НК РФ.В случае не исполнения физическим лицом в установленный НК РФ срок(пп.14 п.1 ст.31, п.1 ст.48 НК РФ) требования об уплате налога налоговый орган вправе предъявить в суд иск о взыскании с физического лица недоимки по налогу и пени по этому налогу. Такой иск может быть подан в суд не ранее, чем истечет срок исполнения требования об уплате налога.(п.2 ст.48 НК РФ). В связи с неуплатой транспортного налога, инспекция обратилась в мировой суд судебного участка №94 Кировского района г.Махачкалы с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Уничова Х.М., после чего был вынесен судебный приказ. Позднее в инспекцию поступило определение от 03.02.2021года об отмене судебного приказа, в связи с поступлением возражений ответчика. В ходе проведенных проверочных мероприятий выяснилось, что задолженность Уничовым Х.М. так и не погашена, просит суд взыскать с ответчика задолженность на общую сумму 37 723.22 рублей, за период 2018 года, из которых транспортный налог 27 170 рубля, пени 553.22 рублей.

Представитель истца ИФНС России по Кировскому района г.Махачкалы, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, заявлений об уважительных причинах неявки в суд не представили.

Суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенного истца, согласно ч.2 ст.289 КАС РФ, так как не признал явку истца обязательной, ввиду необязательной явки по закону.

Согласно ч.2 ст.289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Административный ответчик Уничов Х.М. в суде требования иска не признал, просил в его удовлетворении отказать, так как является инвалидом второй группы в результате боевых действий в Афганистане, пользовался льготами по уплате транспортного налога, не имеет материальной возможности уплачивать налог в таком размере, имеет в собственности одну автомашину, пользуется ею давно. При этом считает незаконным и не справедливым тот факт, что его категории инвалидов, а также «чернобыльцы» освобождены от уплаты транспортного налога на территории РФ. На момент выдачи удостоверения он был приравнен к инвалидом Отечественной войны и пользовался льготами.

Выслушав ответчика Уничова Х.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК).

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Согласно ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (ч.2)

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч.5 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми днейс даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно материалам дела следует, что ответчик Уничов Х.М. находится на налоговом учете в инспекции ФНС по Кировскому району г.Махачкалы, имеет ИНН является плательщиком транспортного налога ввиду наличия зарегистрированного на его имя в 30 октября 2017 года в ГИБДД МВД по РД, автомашины <адрес> мощностью 354 л.с, указанного в налоговом уведомлении от 10.07.09.2019 г. за №33793770, с расчетом налога в размере 37 170 рублей, ставка налога 105р., за полный 2018 год.

Согласно требования за №15047 об уплате налога, сбора, по состоянию на 12.02.2020 года, следует, что налоговый орган извещает Уничова Х.М., о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в размере 37 170 рублей и пени 553.22 рублей в срок до 07 апреля 2020 года.

О направлении заказными письмами налогового уведомления и требования в деле имеются реестры заказных писем от 18.07.19 г., 18.02.2020 года по адресу регистрации ул.Попова 91 г.Махачкалы.

В связи с неуплатой транспортного налога Уничовым Х.М. в срок указанный в требовании, в последующем истец, обратился в мировой суд судебный участок №94 Кировского района г.Махачкалы с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен28.01.2021 года, и в последующем определением суда от 03.02.2021 года, отменен, в связи с поступившими возражениями от должника Уничова Х.М.

Исковое заявление о взыскании транспортного налога и пени с ответчика Уничова Х.М. поступило в суд в пределах шестимесячного срока, после отмены судебного приказа 12.07.2021 года.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Согласно ст.5 Закона Республики Дагестан от 02.12.2002 №39 «О транспортном налоге», от уплаты налога освобождаются:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны - за одну единицу транспорта, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретенные транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

2) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), - за одну единицу транспорта;

3) инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, - за одну единицу транспорта;

Из объяснений ответчика Уничова Х.М., следует, что мощность машины им была изменена, до 300 л.с., однако эти сведения официально не зарегистрированы в ГИБДД МВД по РД.

Из представленного ответчиком справки серии МСЭ-2015 № Уничов Х.М. является инвалидом второй группы ввиду военной травмы бессрочно повторно инвалидность установлена с 01.11.2016 год.

Согласно удостоверения № от 21.11.2016 года, Уничов Х.М. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны(дубликат)

Из материалов дела, следует, что транспортное средство числящееся за ответчиком мощностью свыше 150 л.с., следовательно ответчик не освобождается от уплаты транспортного налога.

Доводы ответчика Уничова Х.М. в обоснование возражений на иск о наличии льгот необоснованные, так как согласно вышеприведенному Закону РД «О транспортном налоге» он не входит в перечень лиц, освобожденных от уплаты налога или имеющих иные льготы.

По доводам ответчика Уничова Х.М. о несоответствии законодательства наличии льготы также имеется постановление Конституционного суда РД от 30,06.2017 года, согласно которого признанпункт 3 части 1 статьи 5 Закона Республики Дагестан от 2 декабря 2002 года N 39 "О транспортном налоге" в части, регулирующей предоставление налоговой льготы по транспортному налогу инвалидам боевых действий, имеющим мотоколяски и легковые автомобили, непротиворечащим Конституции Республики Дагестан, в связи с жалобой гражданина Д.М.Саадуева.

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Ответчиком Уничовым Х.М. сведений об уплате налога за указанный период не представлено. Оснований для уменьшения, освобождения от уплаты налога не имеется.

Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.(ч.6)

Ввиду вышеприведенного следует, что иск подлежит удовлетворению, так как процедура взыскания налога соблюдена, соблюден срок предъявления административного иска в суд, правильно определена сумма задолженности, транспортное средство числится за ответчиком, сведений об уплате транспортного налога, иных оснований, по которому взыскание налога невозможно, судом не установлено и суду ответчиком не представлено.

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что ответчик является инвалидом второй группы ввиду военной травмы, ввиду его имущественного положения, суд считает, возможным на основании ч.2 ст.333.20 НК РФ, освободить его от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г.Махачкалы к Уничову Х.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу - удовлетворить.

Взыскать сУничова Хадиса Магомедовича, года рождения, уроженца с.Мачада Советского района ДАССР, инвалида второй группы, проживающего и зарегистрированного в <адрес> пользу УФК по РД(ИФНС России по Кировскому району г.Махачкалы), задолженность перед бюджетом в сумме 37723.22 рублей(тридцать семь тысяч семьсот двадцать три рублей двадцать две копейки) из которых транспортный налог 37 170 рублей, пени 553.22 рублей за 2018год.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в месячный срок, со дня его вынесения в окончательной форме, через районный суд.

Судья А.Ч.Абдулгамидова

Мотивированное решение составлено 20.09.2021 г.