НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан) от 08.08.2022 № 2-2975/2021

г. д. №2-3227/2022

(№2-2975/2021)

М-2623/2021

УИД 05RS0018-01-2021-017253-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2022 г. г. Махачкала

Кировский районный суд г.Махачкала Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гаджимагомедова Г.Р,

при секретаре судебных заседаний Гусейновой Д.М,

с участием истца Курбанова Р.Р,

представителя ответчика ФССП России по доверенности Орлова Д.И,

представителя ответчика УФССП РФ по РД по доверенности Галимова Н.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3227/2022 по иску Курбанова Р.Р. к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ,

УСТАНОВИЛ:

истец - Курбанов Р.Р. обратился в суд с дополненным в ходе судебного разбирательства иском к ФССП России и УФССП РФ по РД о признании незаконным решения директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации - главного судебного пристава Российской Федерации от 16.04.2021 "Об отказе в приёме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации Курбанова Рамазана Рамазановича, 26.11.1977 года рождения"; обязании Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принять решение (издать приказ) о назначении Курбанова Рамазана Рамазановича, 26.11.1977 года рождения, на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по Республике Дагестан с присвоением специального звания с учетом заключения о профессиональной пригодности; обязании Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключить с Курбановым Рамазаном Рамазановичем, 26.11.1977 года рождения, служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по Республики Дагестан, ссылаясь на следующее.

24.06.2010 приказом и.о. руководителя УФССП России по Республике Дагестан (УФССП России по РД) № 431-к истец с 26.06.2010 назначен на должность федеральной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава Кулинского районного отдела судебных приставов УФССП России по РД.

27.04.2015 приказом руководителя УФССП России по РД № 286-к истец с 01.05.2015 назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по РД.

28.01.2020 года истец ознакомлен с ФЗ-328.

11.02.2020 г истцом на приговор была подана кассационная жалоба. 19.06.2020 истец рапортом на имя руководителя УФССП России по РД доложил о том, что рассмотрение кассационной жалобы назначено на 29.06.2020.

Истец прошел профессиональный и психологический отбор.

06.03.2020 истец получил уведомление, которым отказано в переходе в органы принудительного исполнения в связи с наличием судимости (погашенной судимости) по приговору Кулинского районного суда РД от 04.04.2007 по ч. 1 ст.327 УК РФ, который 29.06.2020 кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции отменен, производство по уголовному делу прекращено на основании п. 2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в действиях Курбанова Р.Р. состава преступления. За Курбановым Р.Р. признано право на реабилитацию.

30.06.2020 истец нарочно сдал в приёмную УФССП России по РД заявление о допуске его к прохождению к профессиональному отбору и переходе в органы принудительного исполнения РФ.

Однако, 13.08.2020 письмом № 05909/20/20687 Врио руководителя УФССП России по РД истцу было отказано в допуске к прохождению к профессиональному отбору и переходе в органы принудительного исполнения РФ. Этим же письмом предложено восстановить пропущенные сроки для перехода на службу в органы принудительного исполнения РФ на основании ст.92 ФЗ-328 в судебном порядке или обратиться на общих основаниях при условии соблюдения возрастных и иных ограничений.

Полагает, что истец был незаконно лишен возможности продолжения службы и перехода в органы принудительного исполнения для сотрудников службы судебных приставов после достижения 40 лет, гарантированных ч. 2 ст.92 ФЗ-328 (том 1 л.д. 13-18).

В судебном заседании истец Курбанов Р.Р. иск поддержал и просил суд удовлетворить его.

Представитель ответчиков ФССП России и УФССП РФ по РД по доверенностям Орлов Д.И. в судебном заседании иск не признал. Он просил отказать в его удовлетворении, обосновывая следующими доводами.

В целях реализации Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ издан приказ ФССП России от 01.01.2020 № 14 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан», должности начальников отделов - старших судебных приставов городских (районных) отделов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан были сокращены с 01.05.2020 года.

В этой связи в адрес Курбанова Р.Р направлено уведомление от 22.01.2020 № 05909/20/1504 о том, что его должность будет сокращена.

Курбанов Р.Р в своем заявлении изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, указав, что права и служебные обязанности, закрепленные Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ, ему разъяснены.

06.03.2020 года Курбанов Р.Р. был уведомлен, что в связи с наличием у него судимости, в силу пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, он не может поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

13.08.2020 за исх. № 05909/20/20687-нг врио руководителя УФССП по Республике Дагестан Галимовым Н.Н. было отказано Курбанову Р.Р. в переходе в органы принудительного исполнения в связи с пропуском срока установленного ч.З ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, перехода на службу в органы принудительного исполнения.

По результатам тестирования на знание русского языка и законодательства Российской Федерации показан низкий уровень.

Также сделан вывод: «рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности)».

С учетом изложенного, полагает, что доводы истца о соответствии его кандидатуры квалификационным требованиям, предъявляемым к должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с прошедшими им проверочными мероприятиями, а также о возникновении у Управления обязанности заключить с ним служебный контракт для продолжения службы в органах принудительного исполнения в должности начальника отделения — старшего судебного пристава старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Лакскому и Кулинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан, необоснованны и вступают в противоречие с положениями частей 2 и 3 статьи 92 ФЗ от 01.10.2019 № 328-ФЗ.

Представитель ответчика УФССП РФ по РД по доверенности Галимов Н.Н. в судебном заседании также возражал против удовлетворения иска.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 г. решение Кировского районного суда г.Махачкалы по данному делу об удовлетворении иска Курбанова к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан (том 1 л.д.165-178) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 22.12.20221 г. (том 2 л.д. 27-41) отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (том 2 л.д. 95, 96-107).

Судом в соответствии со ст. 181 ГПК РФ также исследованы представленные сторонами в суд следующие письменные документы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.04.2021г. в адрес Управления государственной службы и кадров направлен ответ на информационное письмо о результатах психофизиологического исследования кандидатов для назначения на должности сотрудников органов принудительного исполнения Курбанова Р.Р. и Магомедова И.О., учитывая многолетний стаж и результаты служебной деятельности и деловые качества кандидатов предлагает принять решение о назначении на должности Курбанова Р.Р. и Магомедова И.О. по статье 92 Федерального закона от 10.2019 N° 328-ФЗ «О службе и органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в сдельные законодательные акты Российской Федерации» в порядке перехода в соответствии с ранее направленными документами с 19.04.2021: Курбанова Р.Р - начальника ОСП по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по РД.

Кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020 приговор Кулинского районного суда Республики Дагестан от 4 апреля 2007 года в отношении Курбанова Р.Р. отменен, производство по уголовному делу прекращено на основании п.2 ч.1.ст.24 УПК РФ за отсутствием в действиях Курбанова Р.Р. состава преступления. За Курбановым Р.Р. признано право на реабилитацию в соответствии со ст. 124 УПК РФ.

Из ответа Врио руководителя УФССП России по РД- Галимова Н.Н. от 13.08.2020 следует, что Курбанову Р.Р. отказано в направлении на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельство-вание в связи с пропуском срока.

В соответствии с постановлением Лакского районного суда РД в Кулинском районе от 28.10.2020г., за Курбановым Р.Р. признано право на реабилитацию трудовых прав и восстановлены трудовые права в виде признания за Курбановым Р.Р. права пройти профессиональный и психологический отбор, медицинское освидетельствование для назначения на должность в органах принудительного исполнения.

Кроме того, в соответствии с решением Кировского районного суда г.Махачкалы от 02.10.2020г., исковое заявление Курбанова Р. удовлетворено и постановлено признать незаконными действия УФССП России по Республике Дагестан, выразившиеся в отказе направления Курбанова Р. для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельство-вания для поступления на службу в органы принудительного исполнения РФ и обязать УФССП России по РД направить Курбанова для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РД от 28.12.2020г. решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 02.10.2020г. оставлено без изменения.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Курбанов Р.Р. обратился в адрес руководителя УФССП РФ по РД с заявлением о предоставлении ему возможности прохождения мероприятий отбора для поступления на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника ОСП по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по РД.

Как следует из приказа №470-ко от 21.12.2020г., для проведения профессионального психологического отбора приказано командировать в центральный аппарат ФССП России, г. Москву сроком на 04 календарных дня с 21.12.2020 по 24.12.2020 Курбанова Р., начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по РД.

Также, судом установлено, 16.04.2021г. Курбанов Р.Р. уведомлен, что по результатам рассмотрения документов, представленных ему в связи с изъявлением желания поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по РД, в отношении Курбанова Р.Р. принято решение об отказе в приеме на службу.

Судом установлено и следует из акта по результатам рассмотрения документов, представленных Курбановым Р.Р., 09.02.2021г. руководителем УФССП России по Республике Дагестан — главным судебным приставом Республики Дагестан принято решение о представлении Курбанова Р. к назначению на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации начальника отделения- старшего судебного пристава ОСП по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по РД.

Оценивая указанные обстоятельства, суд учитывает, что в соответствии с п. 7 Постановления № 1909 определены факторы риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований.

Согласно п. 17 Постановления № 1909 заключение должно содержать сведения о факторах риска только в случае их выявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственной органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессиональной образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессиональной образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы уровня: его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ (ч. 6 ст. 31 указанного Федерального закона).

Как указано в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

В соответствии с Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 г. (том 2 л.д. 95, 96-107) Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда первой и апелляционной инстанции о нарушении права истца согласится не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2).

К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).

В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года №328-Ф3 правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.

Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.

Согласно норм части 2 статьи 92 названного Федерального закона гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.

Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.

Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (часть 13 статьи 92 ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил психологический отбор гражданина, сотрудника органов принудительного исполнения, желающих занять должности в органах принудительного исполнения (далее - кандидат), осуществляется для определения способности указанных лиц по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника на должности в органах принудительного исполнения, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 5 Правил критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

В соответствии с пунктами 16 - 17 указанных Правил, с учетом результатов комплексного обследования специалисты составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение).

Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из выводов.

Согласно пункту 20 Правил к третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом, при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 25 Правил).

В соответствии с Определением от 12.05.2022 г. (том 2 л.д. 95, 96-107) Судебной коллегией Пятого кассационного суда общей юрисдикции учтено, что результаты тестирования на знание (уровни): русского языка - низкий, законодательства Российской Федерации - низкий. По результатам полиграфического исследования факторы риска не выявлены.

Таким образом, действующим законодательством установлены определенные требования к уровню развития личных и деловых качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также отсутствию факторов риска, выявление которых осуществляется в рамках психологического отбора.

По смыслу части 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выводы, содержащиеся в заключении о профессиональной пригодности кандидата, учитываются уполномоченным руководителем при решении вопроса о поступлении гражданина на службу в органы принудительного исполнения в совокупности с документами, представленными гражданином, заключением военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатами проверки уровня физической подготовки, результатами проверочных мероприятий и психофизиологических исследований.

На руководителя (начальника) органа принудительного исполнения, его заместителя императивно не возложена обязанность по принятию на службу лица, отнесенного к третьей категории профессиональной пригодности, учитывая содержание фактора риска, уровня развития, личных и деловых качеств.

Более того, исходя из содержания ст. 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, является правом, а не обязанностью работодателя.

Между тем, в соответствии с Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 г. (том 2 л.д. 95, 96-107) Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что при приянтии решения об отказе Курбанову Р.Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по Республике Дагестан, также учитывалось, что законодателем к кандидату на указанную должность руководителя предъявляются высокие требования относительно личных и деловых качеств. При этом критерий указанных качеств и их оценка является прерогативой представителя нанимателя.

В соответствии с требованиями частью 4 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из решений.

Между тем, в соответствии с Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 г. (том 2 л.д. 95, 96-107) Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что, реализуя полномочия нанимателя, принимая во внимание заключение о профессиональной пригодности, которым истец отнесен к третьей категории профессиональной пригодности, где отмечено о присутствии факторов риска, о наличии девиантного поведения, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан, принято решение об отказе в принятии на службу в орган принудительного исполнения на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по РД.

Также, в соответствии с Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 г. (том 2 л.д. 95, 96-107) Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что по смыслу вышеуказанных норм закона на ответчиков императивно не возложена обязанность по принятию на службу лица, отнесенного к третьей категории профессиональной пригодности, учитывая содержание фактора риска, уровня развития, личных и деловых качеств. Данное решение принято с учетом пункта 2 Правил, в силу которых психологический отбор гражданина, сотрудника органов принудительного исполнения, желающих занять должности в органах принудительного исполнения осуществляется для определения способности указанных лиц по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника на должности в органах принудительного исполнения, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения.

Как указано в Определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 г. (том 2 л.д. 95, 96-107), Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции и апелляционной инстанции при разрешении требования Курбанова Р.Р о признании незаконным решения об отказе в поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Бремя доказывания указанных обстоятельств законности принятого решения лежало на ответчике, представленные им доказательства отвечают требованиям ст.ст. 59-60 ГПК РФ, они стороной истца вопреки ч.1 ст.56 ГПК РФ не опровергнуты и не представлены суду доказательства их подложности или несоответствия действительности.

Таким образом, оценив представленные сторонами доказательств с позиций ст.ст. 59-60, 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают, что исковые требования Курбанова Р.Р. являются необоснованными, следовательно, в их удовлетворении необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления Курбанова Рамазана Рамазановича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан о признании незаконным решения директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации - главного судебного пристава Российской Федерации от 16.04.2021 "Об отказе в приёме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации Курбанова Рамазана Рамазановича, 26.11.1977 года рождения"; обязании Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принять решение (издать приказ) о назначении Курбанова Рамазана Рамазановича, 26.11.1977 года рождения, на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по Республике Дагестан с присвоением специального звания с учетом заключения о профессиональной пригодности; обязании Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключить с Курбановым Р.Р, служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и Кулинскому районам УФССП России по Республики Дагестан, - отказать.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 15.08.2022г.

Председательствующий Г.Р. Гаджимагомедов