НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 30.04.2015 № 2-1971/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2015 года г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре Жумабаевой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бузинаевой Н.А. о признании недействительными постановления Управления Пенсионного фонда России в Правобережном округе г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, постановления судебного пристава – исполнителя Правобережного ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ , обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя,

У С Т А Н О В И Л :

Бузинаева Н.А. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о признании недействительными постановления Управления Пенсионного фонда России в Правобережном округе г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, постановления судебного пристава – исполнителя Правобережного ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ , обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ по месту ее работы поступило постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника от ДД.ММ.ГГГГ., и постановление о взыскании исполнительскою взноса от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для возбуждения исполнительного производства послужило постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, вынесенного заместителем начальника УПФР в Правобережном округе г. Иркутска. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. овзыскании страховых взносов, пеней и штрафовза счет имущества плательщика страховых взносов при рассмотрении требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ. заместителем начальника УПФР было установлено, что Бузинаевой Н.А. не была уплачена недоимка по страховым взносам, пени и штрафы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.. которыеподлежали уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ Сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов составила <данные изъяты> руб. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов должностным лицом также указано, что УПФР было рассмотрено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежали уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес заявителя не поступало, о наличии указанного требования ей стало известно при ознакомлении с постановлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ. . Полагает, чтопринятое УПФР постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов не соответствует закону и нарушает ее права и интересы. Данный ненормативный акт противоречит нормам Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинскою страхования Российской Федерации» (далее Закон № 212-ФЗ), регулирующий отношения, в том числе, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Согласно пункту 2 ст. 60 Федерального закона № 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пени и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 г. Включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом. В соответствии со ст. 19 названного закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов, по не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Согласно пункту 14 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств па счетах плательщикастраховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей настоящего Федерального закона. Положения данной статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим законом. В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 212-ФЗ в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховыевзносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве». Таким образом, законодателем установлена процедура по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, а также пени и штрафов во внесудебном порядке, состоящая из ряда последовательных этапов действий, в том числе предусматривающая предшествующее настоящему виду постановления принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пени и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках. Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контрольным органом. Меры принудительного взыскания за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества страхователя представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания задолженности, а не самостоятельные, не зависимые друг от друга процедуры. Таким образом, решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пени и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках УПФР не выносило, и в адрес заявителя оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. и требования от ДД.ММ.ГГГГне направляло. Кроме того, проверка на наличие счетов, содержащих денежные средства, до принятия оспариваемого постановления не проводилась, вопрос о наличии счетов и достаточности на счетах денежных средств не исследовался, в связи с чем, у УПФР не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания за счет имущества, принадлежащего заявителю. Проведение исполнительных действий судебного пристава-исполнителя ССП по Правобережному округу г. Иркутска на основании исполнительного документа, не соответствующего порядку взыскания страховых взносов, установленному ст. 19, 20 Закона №212-ФЗ, не допустимо по следующим основаниям. Согласно статье 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Действия судебного Пристава-исполнителя должны соответствовать федеральному законодательству, поскольку нарушение закона влечет нарушение прав и законных интересов сторон исполнительного производства, а в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. В силу части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Как установлено частью 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ. судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. В статье 31 Закона N 229-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным. Перечень исполнительных документов, на основании которых судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, установлен статьей 12 Закона об исполнительном производстве, к которым относятся, в том числе, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (пункт 5 части 1). Постановление Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов относится к таким актам при условии предоставления указанных приложений. Постановление ПФР - это документальное оформление принудительного исполнения решения фонда о соответствующем взыскании за счет имущества плательщика, выносимого в связи с невозможностью полного или частичного взыскания за счет денежных средств на счетах плательщика в банках (отсутствия информации о таких счетах, отсутствия или недостаточности на таких счетах денежных средств). Постановление, предъявленное к исполнению, вынесено Пенсионным фондом на основании Федерального Закона N 212-ФЗ.

Согласно части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 названого Федерального закона.

Из системного толкования приведенных норм следует, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств являются исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу ­исполнителю только в случае, если к ним приложены документы, подтверждающие отсутствие у организации, индивидуального предпринимателя открытых счетов в банке.

При отсутствии таких документов акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановление органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут признаваться исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу- исполнителю.

Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная служба судебных приставов приняли соглашение от 21.01.2011 г. о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2011 N КА-30-24/850), в котором предусмотрели, что при направлении постановлений органов пенсионного фонда, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов и необходимостью обращения взыскания на имущество плательщика к указанным постановлениям прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.

В соответствии со статьями 24, 2N Закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов и банки возлагается обязанность сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения сведения об открытии (закрытии) расчетных счетов.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 2й Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе получить доступ к информации, составляющей банковскую тайну.

Пенсионный фонд, как государственный орган, имеет право на бесплатное получение от налоговой службы и банков сведений о плательщике, в том числе на предмет наличия (отсутствия) счетов и денежных средств.

Проведение исполнительных действий на основании исполнительного документа не соответствующего порядку взыскания страховых взносов, установленному статьями 19, 20 Закона N 212-ФЗ недопустимо.

В материалах исполнительного производства отсутствуют доказательства, опровергающие наличие у предпринимателя открытых расчетных счетов либо отсутствие денежных средств на счетах.

Доказательств того, что УПФР предпринимались какие-либо достаточные меры для получения необходимых ему сведений для осуществления непосредственных функций, в том числе и от налогового органа в материалы дела не представлено.

Изложенное свидетельствует о том, что при направлении постановления о взыскании страховых взносов, пени УПФР не представлено документального подтверждения проведения действий по обращению взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов.

Таким образом, учитывая, что УПФР не представлены судебному приставу сведения об отсутствия расчетных и иных счетов должника, на которые может быть обращено взыскание, принимая во внимание положения пункт 5 част 1 статьи 12. статьи 1 3 и пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для признания постановления исполнительным документом и возбуждения исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании заявитель Бузинаева Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска по доверенности Малых Н.А. просила суд отказать в удовлетворении требований заявителей в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Судебный пристав – исполнитель Правобережного ОСП г. Иркутска Кукембаева О.Н., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, определяются главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обстоятельства, на которых основаны требования, представляют собой юридические факты, с которыми закон либо иной правовой акт связывает возникновение материально правовой обязанности.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В силу ст. 53 - 54 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица. Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зависит только от государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подтверждением которой является соответствующее свидетельство.

В силу п. 2 ст. 14 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 28 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФ Российской Федерации в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с вышеуказанными нормами права индивидуальный предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.

Следовательно, при возникновении у физического лица статуса индивидуального предпринимателя возникает обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Согласно ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 данного Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В силу ст. 18 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и п. 2 ст. 14 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, а в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ.

На основании п. 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с п. 2 ст. 18, п. п. 6 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном ст. 19 и ст. 20 Закона N 212-ФЗ.

Как установлено судом Бузинаева Н.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ г., статус индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке утратила ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Бузинаева Н.А., будучи индивидуальным предпринимателем, должна была уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ, в том числе на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб., на накопительную часть трудовой пенсии – <данные изъяты> руб., на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб., но не исполнила данной обязанности, что выявлено по результатам камеральной проверки полноты и правильности уплаты страховых взносов.

На вышеуказанные суммы в соответствии со ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" произведено начисление пени, а в адрес индивидуального предпринимателя выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ., которое заявителем исполнено не было.

В связи с чем, на основании ст. 20 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за счет имущества Бузинаевой Н.А.

Постановление Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов поступило в Правобережный ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции .

Постановлением судебного пристава – исполнителя Правобережного ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области Кукембаевой О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа – постановления Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о взыскании с Бузинаевой Н.А. страховых взносов, включая пени, в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, основанием для вынесения оспариваемого постановления Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах от ДД.ММ.ГГГГ послужило неисполнение Бузинаевой Н.А. требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением, утверждает, что указанное требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ею получено не было, в связи с чем, просит признать постановление Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Оценивая представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, по следующим основаниям.

Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п. 14 ст. 19, п. 1 ст. 20 Закона взыскание страховых взносов за счет имущества производится при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика.

Обязанность индивидуального предпринимателя письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии счетов в банке была предусмотрена ст. 28 Закона.

В связи с неисполнением Бузинаевой Н.А. требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, ДД.ММ.ГГГГ в Иркутский ОАО «<данные изъяты>» Управлением были направлены инкассовые поручения, копии которых представлены в материалы дела.

Учитывая отсутствие денежных средств на расчетном счете заявителя Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.

Сведений о наличии у Бузинаевой Н.А. иных счетов на момент возникновения задолженности, за счет средств на которых возможно было взыскать недоимку, у Управления не имелось.

С учетом изложенного у пенсионного органа имелись основания для взыскания недоимки по страховым взносам за счет имущества должника.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

В силу части 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Бузинаевой Н.А. заказным письмом, что подтверждается представленным суду реестром почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ ().

Ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" местом жительства физического лица определяет адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Бузинаева Н.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, по данному адресу ей направлялась корреспонденция, что подтверждается представленным в материалы дела реестром почтовых отправлений.

При таких обстоятельствах, оснований полагать о том, что Управлением был нарушен порядок взыскания недоимки, у суда не имелось.

Отсутствие подтверждения факта получения Бузинаевой Н.А. требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ по мнению суда, не влияет на законность оспариваемого постановления в силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", устанавливающей, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Таким образом, исходя из смысла указанной нормы права, направление требования об уплате недоимки по почте заказным письмом по адресу места жительства налогоплательщика является достаточным основанием считать данное требование врученным по истечение шести дней с даты отправления заказного письма.

В соответствии с требованиями указанной нормы Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском требование от ДД.ММ.ГГГГ по адресу места регистрации Бузинаевой Н.А.: <адрес>

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что взыскание недоимки по страховым взносам с Бузинаевой Н.А. осуществлено в соответствии с требованиями статей 19 и 20 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", каких-либо нарушений прав заявителя при исчислении подлежащих к уплате взносов не допущено.

Согласно части 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В соответствии с частью 14 статьи 19 названного Закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

На основании части 2 статьи 20 Закона решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно части 3 статьи 20 постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов и пени.

Таким образом, процедура вынесения Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и <адрес>х оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям действующего законодательства, с учетом установленной последовательности совершения действий по взысканию недоимки. Оспариваемое постановление вынесено в пределах полномочий контролирующего органа и соответствует всем требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию.

В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

По смыслу закона оспариваемое действие (решение) судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено, что: постановление вынесено лицом, не имеющим полномочий на его принятие; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя. Бремя доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на заявителе.

Как следует из материалов дела и было установлено судом, постановление Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов поступило в Правобережный ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ

Судебным приставом-исполнителем Правобережного ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области Кукембаевой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство на основании указанного постановления, переданного ей на исполнение, в отношении должника Бузинаевой Н.А. о взыскании страховых взносов, включая пени, в размере <данные изъяты> руб.

Разрешая требования об оспаривании постановления судебного пристава – исполнителя Правобережного ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ , суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Согласно статье 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5).

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).

Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрен перечень оснований для отказа возбуждения исполнительного производства, которые в данном случае судом установлены не были, поскольку срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, а также отсутствуют иные основания, предусмотренные законом, которые заявителем также приведены не были.

Перечень исполнительных документов, на основании которых судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, установлен статьей 12 Закона об исполнительном производстве, к которым относятся, в том числе, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (пункт 5 части 1).

Таким образом, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь вышеприведенными нормами Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в пределах предоставленных ему полномочий, правомерно вынес постановление о возбуждении исполнительного производства.

Какие-либо опровергающие доказательства заявителем в судебное заседание представлены не были и ходатайства об их истребовании в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, не заявлялись.

Доводы заявителя о том, что в материалах исполнительного производства отсутствуют доказательства опровергающие наличие у нее открытых расчетных счетов либо отсутствие денежных средств на счетах опровергаются имеющимся в материалах дела инкассовым поручением от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой Банка об отсутствии денежных средств на счете.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

При этом суд также учитывает, что заявителем Бузинаевой Н.А. пропущен срок на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя, что является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 441 ГПК Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием); заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в ст. ст. 121, 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Из смысла разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих", следует, что принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом такого обстоятельства.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства было принято судебным приставом – исполнителем Правобережного ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ г.

С указанным постановлением Бузинаева Н.А. была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается ее личной подписью на тексте постановления.

Согласно штампу на заявлении, Бузинаева Н.А. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с требованием о его оспаривании ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного статьей 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока обжалования.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, непосредственно связанных с личностью и объективно препятствующих своевременному обжалованию постановления, заявителем суду не представлено,

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку судом отказано в удовлетворении вышеуказанных требований, оснований для удовлетворения требований Бузинаевой Н.А. об обязании устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Бузинаевой Н.А. о признании недействительными постановления Управления Пенсионного фонда России в Правобережном округе г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, постановления судебного пристава – исполнителя Правобережного ОСП г. Иркутска УФССП России по Иркутской области о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ , обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен 06 мая 2015 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>