НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 29.12.2018 № 2А-4940/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2019 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного истца Курбонов Н. –адвоката Ощепков О.А., действующего на основании доверенности от 28.10.2019 , представителя административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В., действующей на основании доверенности от 29.12.2018 , представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «ИГУ» от 31.05.2012, представителя административного ответчика министерства труда и занятости Иркутской области Рябикова А.Ю., действующей на основании доверенности от 17.01.2019 , представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «ИГУ» ,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-4940/2019 по административному исковому заявлению Курбонова Ноёбшо к ГУ МВД России по Иркутской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, министерству труда и занятости Иркутской области о признании незаконными решений, возложении обязанности устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Курбонов Н., гражданин Республики Таджикистан, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Иркутской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, министерству труда и занятости Иркутской области (далее по тексту- министерство) о признании незаконными решения ГУ МВД России по Иркутской области и решения министерства об отказе Курбонов Н. в участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту – государственная программа); возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов Курбонов Н. и выдать ему свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В обоснование требований административный истец указал, что подал заявление об участии в государственной программе. 28.08.2019 ему направлено уведомление об отказе в выдаче свидетельства участника государственной программы. Решение принято с учетом решения министерства в связи с отсутствием опыта работы по полученной специальности менее 2 лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации, предшествующей дате подачи заявления на участие в государственной программе. По мнению административного истца, решения являются незаконными, а выводы об отсутствии у него опыта работы по полученной специальности менее 2 лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации, предшествующей дате подачи заявления на участие в государственной программе, не соответствуют действительности. 18.06.2012 он окончил государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тулунский аграрный техникум» (г. Тулун) по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», ему присвоена квалификация «техник». В период с 15.09.2013 по 24.11.2014 работал в ООО «Скала» (г. Кемерово) по специальности энергетик. 09.04.2018 принят на работу в ИП Дзирквадзе К.А. (г. Саянск) на должность техника-электрика, продолжает работать по настоящее время.

В письменных возражениях представитель административного ответчика министерства труда и занятости Иркутской области Рябикова А.Ю. требования не признала, мотивируя тем, что отсутствие у Курбонов Н. опыта работы по полученной специальности – не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления об участии в государственной программе, и не менее 1 года в течение 2 лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, явилось основанием для принятия оспариваемого решения. Поскольку Курбонов Н. должен был представить сведения об опыте работы по полученной специальности не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления (период с 31.07.2017 по 30.07.2019), а также сведения об опыте работы по специальности не менее 1 года (период с июля 2012 по июль 2014 гг.) с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации. Тогда как при необходимом опыте работы с 31.07.2017 по 30.07.2019 опыт работы составил с 09.04.2018 по 30.07.2019, что менее 2 лет опыта работы по полученной специальности. Также Курбонов Н. необходимо было представить сведения об опыте работы не менее 1 года в течение 2 лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации в период с июля 2012 по июль 2014 гг. Исходя из данных, указанных в копии трудовой книжки, опыт работы Курбонов Н. составил период с 25.09.2013 по июль 2014 года, что менее 1 года в течение 1 лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации.

В письменных возражениях представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В. требования не признала, мотивируя тем, что 27.08.2019 начальником ГУ МВД России по Иркутской области утверждено решение № 180 об отказе в выдаче свидетельства участника государственной программы на основании п. 27 Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Оспариваемое решение основано на решении министерства труда и занятости Иркутской области от 05.08.2019 № 254, которым административному истцу Курбонов Н. отказано в участии в государственной программе, так как Курбонов Н. не соответствует условиям участия в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770-пп).

В судебном заседании административный истец Курбонов Н., извещенный о рассмотрении дела, отсутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя адвоката Ощепков О.А.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ административный истец представил заявление об уточнении требований, просит суд признать незаконными решение ГУ МВД России по Иркутской области от 27.08.2019 № 180 (138/549194) и решение министерства труда и занятости Иркутской области от 05.08.2019 № 254 об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; возложить обязанность на административных ответчиков устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов Курбонов Н. и выдать ему свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Ощепков О.А. требования поддержал с учетом уточнений по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, указав, что права административного истца проживать в Российской Федерации, получить гражданство Российской Федерации в связи с принятием оспариваемого решения не нарушены.

В судебном заседании представитель административного ответчика министерства труда и занятости Иркутской области требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит административный иск Курбонов Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, установлен Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту - государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

В соответствии с п. 14 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право: а) осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника; б) получать профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование; в) заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест; г) заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством; д) вести личное подсобное хозяйство; е) заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

В соответствии с п. 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

В соответствии с п. 27 Государственной программы соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770-ПП утверждена государственная программа Иркутской области «Труд и занятость» на 2019 - 2024 годы.

В соответствии с подп. 4 п. 7 Положения о министерстве труда и занятости Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 03.12.2012 № 688-пп) министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции: 4) содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию, включая: организацию работы по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, содействию адаптации и интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков реализации проектов переселения; участие в осуществлении контроля за реализацией региональной программы переселения.

В соответствии с распределением обязанностей в министерстве труда и занятости Иркутской области (утв. распоряжением министерства труда и занятости Иркутской области от 19.02.2019 № 31-мр) заместитель министра труда и занятости Иркутской области Егорова Е.П. осуществляет реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Приказом МВД России от 07.11.2017 № 842 утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту – Административный регламент).

Согласно Административному регламенту государственная услуга предоставляется соотечественникам: постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации и обратившимся в подразделение по вопросам миграции. Результатом предоставления государственной услуги является: 28.1. Выдача (отказ в выдаче) свидетельства участника Государственной программы. 28.2. Замена свидетельства участника Государственной программы.

Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Так, в соответствии с подп. 52.10 в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии, не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения. Пункт 27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637).

По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.

Принимая во внимание, что 28.08.2019 административный истец был уведомлен о принятом в отношении него решении об отказе в участии в государственной программе, административное исковое заявление предъявлено в суд 28.11.2019, установленный ст. 219 КАС РФ срок обращения административным истцом соблюден.

Судом установлено, что 31.07.2019 в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области поступило заявление Курбонов Н. об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Заявление зарегистрировано за № 160.

Как следует из заявления, Курбонов Н. просит оформить его участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637). Причины, побудившие обратиться с настоящим заявлением: постоянное проживание в Российской Федерации, получение гражданства Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 заявления «образование и (или) квалификация по профессии, специальности или направлению подготовки» - диплом от 16.05.2019 о среднем профессиональном образовании «Тулунский аграрный техникум», дубликат, специальность – «электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

В соответствии с п. 16 заявления «сведения о трудовой деятельности за последние 10 лет (включая получение образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.д.)» – 06.2013 по 11.2014 – энергетик ООО «Скала» (<адрес>; 11.2014 по 04.2018 – не работал (<адрес>); 04.2018 по настоящее время – энергетик ИП Дзирквадзе (<адрес>). Приведенные данные соответствуют сведениям трудовой книжки административного истца Курбонова Ноёбшо Курбоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата заполнения – 25.09.2013, .

В соответствии с Административным регламентом не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в подразделении по вопросам миграции электронный вариант заявления ии направляется на рассмотрение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (п. 100.1).

05.08.2019 министерством труда и занятости Иркутской области принято решение № 254 по заявлению Курбонов Н. об участии в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы. Содержание решения – учитывая профессионально-квалификационные данные Курбонов Н., принято решение: отказать в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возможности переселения на территорию вселения Иркутской области, так как Курбонов Н. не соответствует условиям участия в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770-пп: отсутствие опыта работы по полученной специальности менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления на участие в государственной программе.

Судом установлено, что 27.08.2019 начальником ГУ МВД России по Иркутской области утверждено принятое специалистом-экспертом ОПРСБиВП отдела по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России по Иркутской области решение № 180 (138/549194) об отказе Курбонов Н. в выдаче свидетельства участника государственной программы в соответствии с п. 27 Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1» соотечественников, проживающих за рубежом.

Как следует из решения, уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию программы переселения – министерством труда и занятости Иркутской области принято решение от 05.08.2019 № 254 о несоответствии Курбонов Н. условиям участия в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость на 2019-2024 годы, в связи с отсутствием опыта работы по полученной специальности менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления на участие в государственной программе.

Оценивая законность оспариваемых решений, суд приходит к следующему.

В соответствии с разделом 5 государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы» (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770) в целях снижения возможных рисков при реализации подпрограммы устанавливаются следующие условия участия в Государственной программе для соотечественников, желающих переселиться на постоянное место жительства в Иркутскую область: обладание квалификацией и опытом работы по полученной специальности. Опыт работы по полученной специальности должен быть не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления об участии в Государственной программе, и не менее 1 года в течение 2 лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании (дублика) Курбонов Ноёбшо Курбонович освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную аттестацию по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», решение государственной экзаменационной комиссии от 18.06.2012.

Согласно трудовой книжке административный истец Курбонов Н. имеет опыт работы: с 25.09.2013 по 24.11.2014, с 09.04.2018 по настоящее время. Поскольку согласно диплому решение государственной аттестационной комиссии об освоении административным истцом специальности принято 18.06.2012, после окончания учебного заведения административный истец работал с 25.09.2013 по 24.11.2014 (1 год 3 месяца), суд приходит к выводу о том, что опыт работы не менее 1 года в течение 2 лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования у административного истца имелся.

Анализируя представленные административным истцом документы (трудовую книжку) в подтверждение наличия опыта по полученной специальности, что согласно трудовой книжке административный истец Курбонов Н. имеет опыт работы: с 25.09.2013 по 24.11.2014, с 09.04.2018 по настоящее время, заявление об участии в государственной программе им предъявлено 31.07.2019, суд учитывает, что опыта по полученной специальности не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления об участии в государственной программе, административный истец не имел.

Суд исходит из того, что в целях снижения возможных рисков при реализации подпрограммы установлено, что опыт работы по полученной специальности должен быть не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления об участии в Государственной программе.

Из представленных документов следует, что имеющийся у административного истца опыт свыше 2 лет (суммарно за весь период трудовой деятельности, начиная с 25.09.2013) не предшествовал дате подачи заявления, а имел место с 25.09.2013 по 24.11.2014, с 09.04.2018 по настоящее время. Таким образом, дате подачи заявления Курбонов Н. об участии в программе (31.07.2019) предшествовали 1 год 3 месяца 22 дня опыта работы по специальности.

Доводы стороны административного истца о том, что суммарно подтвержденный трудовой книжкой опыт работы истца превысил два года, не влияют на выводы суда, поскольку государственной программой Иркутской области «Труда и занятость» на 2019-2024 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 № 770-пп) предусмотрено условие наличия опыта не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления.

Поскольку требуемого опыта административный истец на дату подачи им заявления об участии в государственной программе не имел, вывод административного ответчика министерства труда и занятости Иркутской области, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, ответственным за реализацию подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770-пп), о несоответствии административного истца Курбонов Н. требованиям региональной программы переселения Иркутской области является правильным.

При этом суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Поскольку уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию программы переселения, – министерством труда и занятости Иркутской области принято решение от 05.08.2019 № 254 об отказе Курбонов Н. в участии в государственной программе ввиду его несоответствия условиям участия в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770-пп), предусмотренных Государственной программой оснований для выдачи административному истцу свидетельства участника государственной программы у административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области не имелось.

Принимая во внимание, что в соответствии с Административным регламентом уполномоченный орган субъекта направил в подразделение по вопросам миграции решение о несоответствии заявителя Курбонов Н. требованиям региональной программы, ГУ МВД России по Иркутской области было принято решение об отказе в выдаче Курбонов Н. свидетельства участника государственной программы.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение министерства труда и занятости Иркутской области от 05.08.2019 № 254, решение ГУ МВД России по Иркутской области от 27.08.2019 № 180 (138/549194) приняты уполномоченными должностными лицами, с соблюдением установленного Административным регламентом порядка принятия, при наличии предусмотренных Государственной программой оснований. В силу ст. 226 КАС РФ, отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд исходит из отсутствия необходимой совокупности условий для удовлетворения административного иска.

Поскольку только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ, требования административного истца Курбонов Н. о признании незаконными решения ГУ МВД России по Иркутской области от 27.08.2019 № 180(138/549194), решения министерства труда и занятости Иркутской области от 05.08.2019 № 254 об отказе в участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца Курбонов Н. и выдать ему свидетельство об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, суд находит не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования административного истца Курбонова Н. о признании незаконным решения ГУ МВД России по Иркутской области от 27.08.2019 № 180(138/549194), решения министерства труда и занятости Иркутской области от 05.08.2019 № 254 об отказе в участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца Курбонова Ноёбшо и выдать ему свидетельство об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, - оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 9 января 2020 года