Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3252/2020 по административному исковому заявлению ООО « Инд Тимбер» к Государственной инспекции труда в Иркутской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Барбоевой А.Н. о признании предписания незаконным в части, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Инд Тимбер» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Иркутской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Барбоевой А.Н. требуя признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 3,5,6 незаконным, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Инд Тимбер» поступило предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное государственной инспекцией труда в Иркутской области. Обжалуемое предписание нарушает права и интересы административного истца, возлагая на него определенные обязанности, при отсутствии правовых оснований. Пункт 3 Предписания содержит вывод административного ответчика о том, что в нарушение ч. 1 ст. 100, 107, 111 Трудового кодекса РФ, работодателем не установлен еженедельный выходной день для работников, работающих вахтовым методом. С ссылкой на ст. 104 ТК РФ, указывает, что особенностью режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников лесной отрасли является удалённость производственных ленных участков, на которых выполняется производственная деятельность и по условиям работы в период заготовки, вывозки древесины невозможно регулярное предоставление рабочему составу еженедельных дней отдыха и нерабочих праздничных дней в связи. В связи, с чем еженедельные дни отдыха суммируются и предоставляются работнику в дни междувахтового отдыха.Пункт 5 предписаниясодержит вывод Административного ответчика о том, что в нарушение ч. 1 ст. 136 ТК РФ, расчетный листок выдается работодателем до 15 числа при начислении 2-ой части зарплаты и всех выплат за отчетный месяц. Хотя, работодатель, обязан извещать каждого работника в письменной форме о составных частях зарплаты, о размерах и основаниях, произведенных удержаний, а также общей денежной сумме, подлежащей выплате- при выплате заработной платы. В соответствии с пунктом 4.2.5 ПВТР ООО «Инд Тимбер» расчетный листок выдается до 15 числа месяца, следующего за отчетным при начислении второй части заработной платы и всех выплат за отчетный месяц. Специалисты бухгалтерии ООО «Инд Тимбер» согласно указанного пункта ПВТР Общества своевременно, раз в месяц лично выдают расчетные листы каждому сотруднику предприятия, в том числе и работникам, указанным в акте проверке и в предписании. Пункт 6 предписания содержит вывод административного ответчика о том, что в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 21, п. 6 ч. 2 ст. 22, ст. 136 Трудового кодекса РФ, заработная плата работникам за первую половину месяца выплачивается в виде аванса, а не за фактически отработанное время, что ограничивает права и снижает уровень гарантий работников по сравнению с трудовым законодательством, в порядке ст. 9 ТК РФ. В силу пункта 8.3. Положения об оплате труда и премировании работников ООО «Инд Тимбер» размер заработной платы за первую половину месяца должен быть не ниже тарифной ставки (должностного оклада) работника за отработанное время. Премии и иные поощрительные выплаты начисляются и выплачиваются по результатам труда за достижение соответствующих показателей при выплате заработной платы за вторую половину отработанного времени. Заработная плата за первую половину месяца выплачивается работодателем в соответствии с действующими на предприятии локальными нормативными актами. При этом при выплате заработной платы за первую половину месяца работодателем не снижается уровень трудовых прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. По мнению административного истца, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры (в части определения размера заработной платы). Кроме того, государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность хозяйствующих субъектов в части начисления заработной платы работникам. Возложение на административного истца обязанности по устранению нарушений действующего законодательства является грубейшим нарушением его прав, препятствующим нормальному осуществлению экономической деятельности, создающим определенные сложности организационно-технологического характера и влекущим угрозу привлечения к административной ответственности при том, что в соответствии с требованиями, закрепленными в п. 84 Регламента, исполнению подлежат именно законные требования органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). При подаче искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., которая в силу ч. 1 ст. 103 КАС РФ относится к судебным расходам.
В судебном заседании стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания отсутствуют, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ№ была проведена плановая, документальная проверка ООО «Инд Тимбер» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лицами уполномоченными на проведение проверки указаны: Барбоева А.Н. – государственный инспектор труда (по охране труда); ФИО3 – главный государственный инспектор (по правовым вопросам); ФИО4 - государственный инспектор (по правовым вопросам). Срок проведения 20 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ которым на ООО «Инд Тимбер» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, во исполнение ч. 1 ст. 100, 107, 111 ТК РФ установить еженедельный выходной день для работников работающих вахтовым методом; ч. 1 ст. 136 ТК РФ, извещать каждого работника в письменной форме о составных частях заработной платы, о размерах и основаниях, произведенных удержаний, а также общей денежной сумме, подлежащей выплате, путем выдачи расчетного листка при выплате зарплаты; п. 4 ч. 1 ст. 21, п. 6 ч. 2 ст. 22, ст. 136 ТК РФ выплачивать заработную плату работникам за первую половину месяца за фактически отработанное время, с целью исключения ограничения права и снижения уровня гарантий работников по сравнению с трудовым законодательством в порядке ст. 9 ТК РФ (пункты 3,5,6 обжалуемого предписания).
Проверяя законность оспариваемых пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Как следует из ст. 107 ТК РФ, видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 111 ТК РФ).
Вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ст. 297 ТК РФ).
Как следует из ст. 300 ТК РФ, учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. Работодатель обязан вести учет рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом, по месяцам и за весь учетный период.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 (ред. от 17.01.1990, с изм. от 19.02.2003) «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ», а именно п. 4.3.следует, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов. Недоиспользованные в этом случае часы ежедневного (междусменного) отдыха, а также дни еженедельного отдыха суммируются и предоставляются в виде дополнительных свободных от работы дней (дни междувахтового отдыха) в течение учетного периода. Число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Дни еженедельного отдыха могут приходиться на любые дни недели.
По смыслу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации под локальным нормативным актом понимается документ, принятый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, содержащий нормы трудового права.
Как следует из акта проверки, ФИО5 работает водителем автомобиля-тягач седельный, который является источником повышенной опасности. Согласно ст. 91 ТК РФ, работодатель обязан вести учет фактически отработанного времени каждым работником.
Представленные работодателем для обозрения табеля учета рабочего времени
работника ФИО5 за период с февраля по апрель 2020 содержат данные о его
ежедневной работе в течение трех месяцев по 11 часов без выходных.
Таким образом, введение работодателем суммированного учета рабочего времени при вахтовом методе работы позволяет работодателю не превышать нормального числа рабочих часов за учетный период, в порядке ст. 104 ТК РФ, но не освобождает от обязанности
предоставлять дни отдыха, в том числе выходной (еженедельный).
В связи с чем, требование государственного органа законно, а довод административного истца о том, что вахтовый метод работы - особый режим рабочего времени, когда можно предоставлять время отдыха только по окончании периода вахты является ошибочным и противоречащим нормам действующего законодательства.
Рассматривая законность пункта 5 предписания, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 того же кодекса, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон, в частности, к первым относятся условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), а ко вторым - о видах и условиях дополнительного страхования работника.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Положения ТК РФ прямо предусматривают обязанность работодателя по выплате работнику заработной платы своевременно и в полном объеме.
Согласно ст.136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Правилами внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР), утв. приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ№ и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 4.2.5. установлено, что расчетный листок выдается до 15 числа месяца, следующего за отчетным, при начислении второй части зарплаты и всех выплат за отчетный месяц.
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха и иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя, в силу ст. 189 ТК РФ.
Вместе с тем, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, в порядке ч. 4 ст. 8 ТК РФ, не подлежат применению.
А потому, условия ПВТР регламентирующие информацию о том, что расчетный листок выдается до 15 числа месяца, следующего за отчетным нарушают требования ст. 136 ТК РФ, поскольку работодатель обязан извещать работников в письменной форме о составных частях зарплаты, о размерах и основаниях произведенных удержаний, а также общей сумме, подлежащей выплате - при выплате заработной платы, что административным истцом не исполняется.
Ссылка административного истца на письма Минтруда РФ и Роструда РФ правового значения не имеют, поскольку обладают меньшей юридической силой и носят лишь рекомендательный характер, нежели ТК РФ.
При таких обстоятельствах требования государственного органа, изложенное в п. 5 предписания, основано на законе.
При оценке законности пункта 6 обжалуемого предписания, судом учтено следующее.
Статьей 21 ТК РФ регламентировано, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Как следует из ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 132 ТК РФ).
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Как указывает административный истец, в силу пункта 8.3. Положения об оплате труда и премировании работников ООО «Инд Тимбер» размер заработной платы за первую половину месяца должен быть не ниже тарифной ставки (должностного оклада) работника за отработанное время. Премии и иные поощрительные выплаты начисляются и выплачиваются по результатам труда за достижение соответствующих показателей при выплате заработной платы за вторую половину отработанного времени. Заработная плата за первую половину месяца выплачивается работодателем в соответствии с действующими на предприятии локальными нормативными актами. При этом при выплате заработной платы за первую половину месяца работодателем не снижается уровень трудовых прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством.
Таким образом, нормами трудового законодательства, в том числе локальным правовым актом установлена выплата заработной платы, а не аванса.
Как установлено государственным инспектором труда, из анализа расчетных листков и поименный список перечисляемой в банк зарплаты показывает, что за первую половину месяца выплачивается аванс в конце этого месяца. Так, за август 2019 работнику ФИО5 (водителю) начислена зарплата в сумме 119 691,54 руб., хотя за первую половину месяца ДД.ММ.ГГГГ указанному работнику перечислена только сумма 7000 руб., как аванс; за июнь 2020 этому же работнику начислена сумма 192 555,42, а за первые полмесяца ДД.ММ.ГГГГ также переведено 7000 руб. (аванс). Работнику ФИО6 начислена заработная плата за январь 2020 в сумме 50280,26 руб., ДД.ММ.ГГГГ перечислен аванс за первую половину января - 7000 руб. Работнику ФИО7 в период с октября по декабрь 2019 начислена зарплата в сумме 36319,05 руб., 34039,12 руб. и 34049,12 руб., соответственно, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указанному работнику ежемесячно выдавался аванс в сумме 7000 руб.
Из представленного в материалы дела трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между ООО «Инд Тимбер» и ФИО8, а именно п. 4.5 следует, что заработная плата выплачивается работнику не реже 2 раз в месяц в порядке и сроки регламентированные локальными нормативными актами и законодательством РФ.
При таких обстоятельствах, требования пункта 6 оспариваемого предписания соответствуют закону.
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой статьи 357 ТК РФ).
Правоотношения между ГИТ и работодателями возникают в связи с защитой федеральной инспекцией труда прав работников.
В результате проверки государственным органом выявлены очевидные нарушения трудового законодательства, которые послужили основанием для принятия оспариваемого предписания.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым предписанием суду не представлено.
Суд учитывает, что отраженные в акте проверки и предписании нарушения работодателем были допущены, что подтверждается представленными доказательствами и административным истцом не опровергнуты, в связи с чем, должны быть устранены в установленный в предписании срок.
Таким образом, выводы Государственной инспекции труда в Иркутской области о нарушениях Трудового законодательства, допущенных ООО «Инд Тимбер» являются законными обоснованными, а потому суд не находит законных оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене в части п. 3,5,6 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 357 ТК РФ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Как усматривается из материалов дела, государственной инспекцией труда проводилась плановая проверка ООО «Инд Тимбер», в связи с чем, в данном случае к возникшим правоотношениям применима часть 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ, устанавливающая 10-дневный срок на оспаривание предписания государственной инспекцией труда.
Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний Государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применению не подлежит.
С учетом того, что копия оспариваемого предписания № от ДД.ММ.ГГГГ получена представителем административного истца – ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп суда, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Инд Тимбер» к Государственной инспекции труда в Иркутской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Барбоевой А.Н. о признании незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 3,5,6 незаконным, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30.10.2020 Н.Н. Исакова