РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2023 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Краморовой Я.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании Иркутской государственной экономической академии №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-850/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным решения, возложении обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, в котором, уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предмет административного иска, просит признать незаконным и нарушающим её права, свободы и законные интересы решение Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии оснований для исключения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из государственного лесного реестра; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области исключить из государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером № в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под среднеэтажную жилую застройку - КОД 2.5, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись о государственной регистрации №. Ранее в отношении данного участка со стороны ТУ Росимущества по Иркутской области и прокурора Иркутского района в интересах ТУ Росимущества по Иркутской области предпринимались меры истребовать его у собственника. Судебными актами Иркутского районного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) и по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении требований отказано. Несмотря на указанные судебные акты, земельный участок с кадастровым номером № до настоящего времени включен в государственный реестр лесного фонда, что, по мнению истца, является недопустимым по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым номером № был образован из земельных участков, которые были поставлены на учет до ДД.ММ.ГГГГ, данные обстоятельства установлены в рамках вышеуказанных судебных дел. Полагает, что нахождение земельного участка в государственном лесном реестре является необоснованным. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в адрес административного ответчика с заявлением об исключении из Государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером №. Письмом Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ заявителю отказано в исключении земельного участка из ГЛР. В обоснование отказа министерством указано следующее: информации об изъятии (переводе) земельного участка лесного фонда Иркутского лесничества не поступало; судебные акты Иркутского районного суда не возлагают на министерство обязательства по исключению указанного земельного участка из ГЛР. Учитывая, что способ устранения противоречий в государственных реестрах в данном случае прямо предусмотрен законом, считает, что необоснованное и немотивированное решение административного ответчика об отказе в исключении земельного участка из государственного лесного реестра нарушает её законные права и интересы на эксплуатацию своего земельного участка с установленной категорией земель. Считает, что у министерства имелись все основания для внесения изменений в документированную информацию ГЛР в части исключения из него сведений о лесных участках, землях лесного фонда для приведения в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по земельному участку с кадастровым номером №. По мнению истца, довод министерства о том, что её заявление не могло быть рассмотрено единолично, а соответствующее решение должно приниматься на межведомственной комиссии, не основан на законе, поскольку в силу приведенных положений частей 6, 7 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ уполномоченный орган в области лесных отношений обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу исключения сведений о лесных участках, внесенных в ГЛР, границы которого пересекают иные земельные участки, и осуществить исключение. Утверждает, что в результате вынесения оспариваемого отказа нарушено её право на своевременное рассмотрение поданного ею в порядке части 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ обращения по вопросу приведения данных ЕГРН и ГЛР в соответствие и осуществление предусмотренного частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ исключения из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в отношении принадлежащего ей земельного участка. Считает, что оспариваемый отказ лишает её возможности осуществлять деятельность на принадлежащем ей земельном участке. Полагает, что отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит требованиям статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ, статьи 14 Закона № 172-ФЗ, нарушает её права и законные интересы. Считает, что у неё отсутствуют основания для обращения с самостоятельным иском в порядке гражданского судопроизводства с требованием об исключении земельного участка из Государственного лесного реестра, поскольку эти действия Министерство лесного комплекса Иркутской области, как единственный уполномоченный орган, обязан исполнить в рамках требования статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ, статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Поскольку эта обязанность самостоятельно не исполнена уполномоченным органом, то суд в рамках административного производства при удовлетворении административного иска указывает в резолютивной части на обязанность административного ответчика совершить определенные действия. В качестве правовосстановительной меры в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ считает, что суд может обязать министерство совершить определенные действия, а именно в десятидневный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу исключить из Государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Молодежного муниципального образования Иркутского района.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, реализовала свое право на участие в судебном заседании посредством направления представителя, уполномоченного доверенностью.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания министерство извещено надлежащим образом, направлены письменные возражения на административное исковое заявление, а также письменные дополнительные пояснения к ним, в которых министерство просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства.
Представители заинтересованных лиц Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, администрации Молодежного муниципального образования Иркутского района в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд с согласия представителя административного истца рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.
В статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 48194 +/- 77 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дачного строительства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, по материалам лесоустройства Иркутского лесничества учитывается Министерством лесного комплекса Иркутской области как земли государственного лесного фонда, поскольку указанный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда, что подтверждается выкопировкой из плана лесонасаждений учебного хозяйства «Молодежное» Иркутского межколхозно-совхозного лесхоза Иркутской области из материалов лесоустройства 1974 года, выкопировкой из плана лесонасаждений Иркутской государственной сельскохозяйственной академии Кайского лесничества Иркутского сельского лесхоза – филиала ФГУ «Иркутсклес» Иркутской области из материалов лесоустройства 2002 года, таксационным описанием Иркутской государственной сельскохозяйственной академии Кайского лесничества, 2005 год.
При этом информация об изъятии (переводе) земельного участка лесного фонда Иркутского лесничества, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:2550, в Министерство лесного комплекса Иркутской области не поступала.
При этом право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона (пункт 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) ФИО2 обратилась в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением, в котором просила исключить из Государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Министерством лесного комплекса Иркутской области в адрес ФИО2 направлено письмо, в котором сообщено, что Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство), рассмотрев Ваше обращение (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№) об исключении из государственного лесного реестра (далее также - ГЛР) земельного участка с кадастровым номером №, сообщает следующее. Земельный участок с кадастровым номером № согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) относится к категории «земли населенных пунктов», при этом согласно сведениям ГЛР (материалам лесоустройства Иркутского лесничества) указанный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда. Информация об изъятии (переводе) земельного участка лесного фонда Иркутского лесничества, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером №, в министерство не поступала. Решения Иркутского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не возлагают на министерство обязательства об исключении указанного земельного участка из государственного лесного реестра. Таким образом, учитывая вышеизложенное, оснований для исключения земельного участка с кадастровым номером № из государственного лесного реестра не имеется. Дополнительно министерство сообщает, что, учитывая имеющееся противоречие в сведениях государственных реестров, вопрос в отношении земельного участка с кадастровым номером № был рассмотрен в рамках реализации Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - 280-ФЗ). По итогу рассмотрения в отношении земельного участка с кадастровым номером № принято решение об определении способа устранения противоречий в государственных реестрах с кодом 11.4 - «иной способ» - оспаривание возникновения прав (в судебном решении по иску Росимущества судом не дана оценка законности предоставления органами местного самоуправления земельного участка лесного фонда), в связи с чем, материалы по данному земельному участку направлены министерством в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу для принятия мер по защите прав собственности Российской Федерации на земельные участки лесного фонда Иркутского лесничества. Информация о результатах оспаривания возникновения прав в министерство не поступала.
Полагая, что принятое административным ответчиком решение не законно и нарушает права ФИО2, административный истец обратилась в суд.
Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд учитывает следующее.
Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции управления в сфере лесного хозяйства, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.
Следовательно, Министерство лесного комплекса Иркутской области является компетентным органом, осуществляющим исполнение требований действующего законодательства в части приведения сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
В связи с необходимостью устранения взаимоисключающих сведений из государственного лесного реестра был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее по тексту – Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ внесены изменения в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В пункте 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указано, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В силу требований пункта 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Между тем непосредственно Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ не регламентирует процедуру исключения земельных участков из состава земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года № 223-пп образована межведомственная комиссия по вопросу приведения в соответствие сведений государственного лесного реестра и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории Иркутской области.
Согласно пунктам 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года № 223-пп, межведомственная комиссия по вопросу приведения в соответствие сведений государственного лесного реестра и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории Иркутской области является координационным органом при Правительстве Иркутской области, образованным в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также иных органов и организаций для решения вопроса, связанного с приведением в соответствие сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и сведений, содержащихся в Едином государственном недвижимости (далее - ЕГРН), на территории Иркутской области.
Как следует из пункта 5 названного Положения, комиссия в соответствии с возложенной на нее задачей осуществляет следующие функции:
1) рассмотрение на заседаниях Комиссии информации в отношении земельных участков, которые в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане Иркутской области, относятся к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки относятся к иной категории земель;
2) определение способа устранения противоречий в сведениях, содержащихся в ГЛР и ЕГРН;
4) контроль за исполнением принятых на заседаниях Комиссии решений об определении способа устранения противоречий в сведениях, содержащихся в ГЛР и ЕГРН.
Решения Комиссии оформляются протоколом (пункт 22 названного Положения).
Совместным письмом Рослесхоза № ИВ-03-54/13151, Росреестра № 26356-ВА/Д23и от 18.09.2017 «О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ» предусмотрено, что устранение противоречий в сведениях государственных реестров и установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель целесообразно осуществлять в рамках деятельности межведомственных рабочих групп.
Приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что для исключения сведений о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, установлен определенный порядок.
Как следует из содержания письма от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), межведомственной комиссией, уполномоченной согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» принимать решение об устранении противоречий в государственных реестрах, решение об исключении земельного участка, принадлежащего ФИО2, из государственного лесного реестра не принято. В отношении земельного участка с кадастровым номером № принято решение об определении способа устранения противоречий в государственных реестрах с кодом 11.4 - «иной способ» - оспаривание возникновения прав (в судебном решении по иску Росимущества судом не дана оценка законности предоставления органами местного самоуправления земельного участка лесного фонда), в связи с чем, материалы по данному земельному участку направлены министерством в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу для принятия мер по защите прав собственности Российской Федерации на земельные участки лесного фонда Иркутского лесничества.
В оспариваемом ФИО2 письме Министерство лесного комплекса Иркутской области ссылается на отсутствие оснований для исключения земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:2550 из государственного лесного реестра с приведением причин, обосновывающих невозможность исключения.
Таким образом, заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) Министерством лесного комплекса Иркутской области во исполнение требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрено, в адрес ФИО2 направлен ответ по существу поставленного ею в обращении вопроса.
Как разъяснено в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Кроме того, решение суда не должно подменять собой установленную законом административную процедуру внесения изменений в сведения Государственного лесного реестра.
Судом также установлено, что Федеральным агентством лесного хозяйства оспорено решение Думы Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении генерального плана Молодежного муниципального образования» (в редакции от 17.10.2019), в том числе в части спорного земельного участка, в связи с расположением в границах муниципального образования земель лесного фонда.
Вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворены. Признано недействующим со дня принятия (ДД.ММ.ГГГГ) решение Думы Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана Молодежного муниципального образования» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в границы населенных пунктов, входящих в границы Молодежного муниципального образования Иркутского района, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № 11, (ИРГСХА).
Как следует из сведений, представленных администрацией сельского поселения Молодежного муниципального образования по запросу суда, в настоящее время проводится работа по приведению в соответствие генерального плана Молодежного муниципального образования, с учетом вступившего в законную силу решения Иркутского областного суда, признавшего недействующим в части включения в границы Молодежного муниципального образования земель лесного фонда генеральный план.
Ссылка административного истца на решения Иркутского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не принимается судом во внимание, поскольку к предмету спора по настоящему административному делу обстоятельства, установленные решениями Иркутского районного суда Иркутской области по указанным гражданским делам, отношения не имеют, а также не возлагают на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанности по исключению вышеуказанного земельного участка из Государственного лесного реестра.
Иные доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, озвученные в ходе судебного разбирательства по делу его представителем, не принимаются судом во внимание, поскольку основаны на неверном, субъективном толковании положений норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Судебной защите в силу положений статьи 3 КАС РФ подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В определении от 25 мая 2017 года № 1006-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Указывая на нарушение своих прав, именно административный истец должен доказать наличие такого права и факт его нарушения. Однако административным истцом таких доказательств в материалы административного дела не представлено и судом в ходе разбирательства по делу не установлено.
Оспариваемое административным истцом решение, изложенное в письме Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, при наличии на то оснований, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В силу требований статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенной нормы закона суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом не установлено несоответствие оспариваемого решения требованиям закона.
Следовательно, совокупности оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО2 решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии оснований для исключения земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:2550, расположенного по адресу: <адрес> из государственного лесного реестра, у суда не имеется, административное исковое требование в данной части удовлетворению не подлежит.
Поскольку административному истцу отказано в удовлетворении основного административного искового требования, отсутствуют правовые основания для возложения на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:2550 в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Оценивая в совокупности имеющиеся в административном деле доказательства, учитывая, что спорный вопрос является предметом рассмотрения уполномоченных органов, суд находит административные исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает следующее.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
ФИО2 оспаривается письмо Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, направленное в её адрес почтовым отправлением, а также на адрес электронной почты. С административным исковым заявлением ФИО2 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска посредством его направления в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией об отправке, в связи с чем, срок на обращение в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО2 к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО2 решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии оснований для исключения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из государственного лесного реестра, обязании исключить из государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером № в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 30.06.2023.