УИД: 38RS0032-01-2022-000819-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2022 года г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1499/2022 по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов, а именно задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 10 899 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1, ИНН №, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. Согласно карточке учета транспортных средств ФИО1 является собственником следующих транспортных средств: автомобили легковые, государственный регистрационный знак: № Марка/Модель:УАЗ 31512-01, год выпуска 1986, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Расчет транспортного налога физических лиц следующий: налоговая база (в л.с.) * налоговая ставка* факт, срок владения (мес.) 90*6,5*12=585 руб. за 2019 год. Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: № Марка/Модель: ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР 105, год выпуска 2007, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Расчет транспортного налога физических лиц следующий: налоговая база (в л.с.) *налоговая ставка*фактический срок владения (мес.): 224*46* 12=10304 руб. за 2019 год. Налоговым органом с целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате налогов в бюджет в адрес ФИО1 направлено заказным письмом налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налогов в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с п. 1 ст. 45, 69, 70, 75 НК РФ направлено требование об уплате недоимки по налогам и соответствующих сумм пени от ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается почтовым реестром. В связи с неисполнением ФИО1 требования Межрайонная ИФНС России №20 по Иркутской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленный законом шестимесячный срок. Мировым судьей судебного участка ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ по делу №, который в дальнейшем отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
В судебном заседании стороны отсутствуют, административный истец ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, административный ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен по имеющемуся в материалах дела адресу, причины неявки суду не известны.
В силу ст. ст. 101, 102 КАС РФ, с учетом положений пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, пунктов 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1, п. 7 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом при исчислении транспортного налога признается календарный год, что установлено ч. 1 ст. 360 НК РФ.
Частями 2, 3 ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
В соответствии со ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Транспортный налог на территории Иркутской области установлен и введен в действие в соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса РФ Законом Иркутской области «О транспортном налоге» от 04.07.2007 № 53-оз.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
В силу ч. 1 ст. 1 названного Закона в редакции № 3 от 08.11.2010, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
- Автомобили легковые с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно применяется налоговая ставка 6,5 рублей.
- Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно применяется налоговая ставка 46 рублей.
Из материалов дела следует, что согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области произведен расчет транспортного налога за 2019 год в общей сумме 11 803 руб. в отношении ФИО1 Объекты налогообложения: Тойота Пробокс, государственный регистрационный знак № в сумме 914 руб.; УАЗ 31512-01, государственный регистрационный знак №, в сумме 585 руб.; Тойота Ленд Крузер, государственный регистрационный знак №, в сумме 10 304 руб.
В связи с чем, у ФИО1 возникла обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить транспортный налог за 2019 год в общей сумме 11 803 руб. Налоговое уведомление направлено налоговым органом в адрес последнего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ№.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование № (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому ФИО1 должен в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить транспортный налог за 2019 год в размере 11 803 руб., пени по транспортному налогу в размере 107,02 руб. Требование было направлено в адрес ФИО1 посредством почтовой корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 20 просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу за следующие объекты: УАЗ 31512-01, государственный регистрационный знак №, в сумме 585 руб.; Тойота Ленд Крузер, государственный регистрационный знак №, в сумме 10 304 руб., итого в размере 10 889 руб.
Суд, проверив расчет налога, подлежащего взысканию, полагает его верным.
Так статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.03.2020 № 549-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 2 и абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 3 статьи 1 и статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации разъяснил, что в порядке реализации конституционного требования платить законно установленные налоги, абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом абзац четвертый пункта 1 этой же статьи устанавливает, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Приведенное регулирование, будучи направленным на развитие конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, не запрещает осуществлять уплату налогов за другое лицо, а потому само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
При этом в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации иное лицо уже не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 № 41-О положения пунктов 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно от своего имени и за счет собственных средств уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет собственных денежных средств.
Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, при этом платежные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать платеж именно налогоплательщиком.
Ранее в судебном заседании административный ответчик ФИО1 суду пояснил, что налог оплачен в полном объеме еще ДД.ММ.ГГГГ его отцом.
В подтверждение указанных доводов, в материалы дела административным ответчиком ФИО1 представлено платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 889 руб., согласно которому указан ИНН: № плательщик – ФИО3, банк получателя – УФК по (МИФНС России № 20 по Иркутской области), назначение платежа указано: транспортный налог с физических лиц (недоимка и задолженности по советующему платежу, в том числе отмененному) за период ДД.ММ.ГГГГ.
Платеж налоговым органом идентифицирован и принят, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, Минфин России утвердил порядок уплаты налогов иными лицами. Приказ от 05.04.2017 № 58н вносит изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.
Настоящие Правила устанавливают порядок указания информации в реквизитах «104» - «109», «Код» и «Назначение платежа» при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, в том числе за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи).
В случае указания в реквизите «101» распоряжения о переводе денежных средств в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, статуса «13» и одновременного отсутствия в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления, указание значения ИНН плательщика - физического лица в реквизите «ИНН» плательщика является обязательным (п. 4) «ЗД» - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.
Таким образом, при уплате налогов иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика за которого уплачивается налог, при за полнении поля «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение.
В указанном платежном поручении указан статус «13», а также указан ИНН плательщика №, который принадлежит административному ответчику ФИО1, в графе плательщик указано лицо, оформившее платежное поручение - ФИО3, назначение платежа, сумма и период также соответствует требованиям вышеуказанных Правил.
Поскольку задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2019 год в размере 10 899 руб. погашена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. отсутствует, требования Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 10 899 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.М. Васюнина
Мотивированный текст решения изготовлен 02.06.2022