Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2018 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2448/2018 по административному исковому заявлению Прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области об обязании организовать проведение лесоустройства в пределах границ Братского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, уточненным в порядке ст. 45 КАС РФ, о возложении обязанности организовать в определенный срок проведение лесоустройства в пределах границ Братского района.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения территориальными управлениями Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому и Падунскому лесничествам федерального законодательства при проведении лесоустроительных работ, в ходе которой установлено следующее. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 67 ЛК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесоустройство предполагает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны и защиты лесов. Объектом работ по таксации лесов является лесничество, лесопарк, являющиеся основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Правилами лесоустройства установлена необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших и зафиксированных в результате таксации лесов изменений, сроки давности такой таксации ограничены (10 лет). Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178- пп). В соответствии с положениям Братского и Падунского лесничеств, территориальные управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому и Падунскому лесничествам, являются территориальными подразделениями министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п.1 положений о территориальном управлении Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому и Падунскому лесничествам, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 №90- мпр). Согласно п.10 указанных положений, финансирование территориальных управлений осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в форме субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации и за счет средств областного бюджета. Проверкой установлено, что на землях лесного фонда Братского лесничества полностью или частично лесоустройство имеет давность 10 и более лет, из 1291513 га лесоустройство с давностью 10 и более лет на территории лесного фонда Братского лесничества составляет 585672 га; на землях лесного фонда Падунского лесничества полностью или частично лесоустройство имеет давность 10 и более лет, из 1351157 га лесоустройство с давностью 10 и более лет на территории лесного фонда Падунского лесничества в границах Братского района составляет 210166 га. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данном лесничестве спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, то есть без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417), установивших единые требования к охране лесов от пожаров. Таким образом, в Братском и Падунском лесничествах, где давность лесоустройства превышает 10 лет, осуществление мероприятий, направленных на охрану, защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров на используемых лесных участках не представляется возможным, следовательно, нарушается право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ.
На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор просит обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 01.08.2019 организовать проведение лесоустройства на территории Братского и Падунского лесничеств в пределах границ Братского района.
Определением суда от 06.06.2018г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Представитель административного истца помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Зеленский Д.Е. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административного ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебном заседании отсутствует, представил письменный отзыв на административный иск, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в судебном заседании не представлено, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.
В соответствии с п. 4 ч.1, ч. 3 ст. 55 Лесного кодекса РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.
Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 названного кодекса, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (часть 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом о размещении заказов (часть 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что мероприятия по лесоустройству входят в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, а потому не могут быть возложены на министерство лесного комплекса Иркутской области не состоятельны.
Статьей 68 Лесного кодекса РФ регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и таксация лесов, которая проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, являются составляющими лесоустройства.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 Лесного кодекса РФ).
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция), которой устанавливлены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки (п. 116 Лесоустроительной инструкции).
В соответствии с п. 31 Лесоустроительной инструкции установлена периодичность проведения таксации лесов составляет:
а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;
б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;
в) для резервных лесов - 20 лет.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика об отсутствии законодательно закрепленной периодичности проведения работ по лесоустройству не состоятельны.
Как следует из представленных суду прокурором материалов проверки, на основании решений заместителя прокурора Братского района № 3, 4 от 31.01.2018г. проведена проверка деятельности территориального управления Министерство лесного комплекса Иркутской области по Братскому и Падунскому лесничествам при организации работ по лесоустройству на территории Братского района.
Как следует из акта проверки, проведенной прокуратурой Братского района, от 05.02.2018г., проверкой установлено, что на землях лесного фонда Падунского лесничества полностью или частично лесоустройство имеет давность 10 и более лет, из 1351 157 га лесоустройство с давностью 10 и более лет на территории лесного фонда Падунского лесничества в границах Братского района составляет 210166 га. Таким образом, в Падунском лесничестве, где давность лесоустройства превышает 10 лет, осуществление мероприятий, направленных на охрану, защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров на используемых лесных участках не представляется возможным, следовательно, нарушается право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ. Также имеет место нарушение прав интересов Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, то есть без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, установивших единые требования к охране лесов от пожаров.
Так согласно объяснениям начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству от 05.02.2018г., в соответствии с п.10 указанного положения, финансирование территориального управления осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в форме субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации и за счет средств областного бюджета. Фактически финансирование мероприятий по проведению лесоустроительных работ на территории Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Заказчиком данных мероприятий является Рослесхоз РФ. Территория Падунского лесничества находится на территории Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского районов. Площадь лесного фонда Падунского лесничества, на котором лесоустройство произведено за счет средств федерального бюджета, проводилось 10 и более лет назад, составляет 308090 га, из которых на территории Братского района лесоустройство с давностью более 10 лет составляет 210166 га: арендная база ООО «Багульник» на площади 26534 га; арендная база ООО «Дельта-Плюс» на площади 22271 га; арендная база ООО компания «Транслес» на площади 2067 га; арендная база ООО «Сибрегион» на площади 8607 га; незакрепленная территория: Усть-Вихоревская дача (56848 га); Приангарская дача (22343 га); технический участок совхоза «Кобляковский» (11423 га); Заярская дача (4550 га); Сурупцевская дача (9639 га); Видимская дача 0-76 га); Париловская дача (5055 га); Чамская дача (1602 га); Лучихинская дача (8143 га); Озерная дача (13900 га); Прибойная дача (4979 га); Карахунская дача (9836 га); Омская дача 9185 га); Шамановская дача (16115 га).
Как следует из акта проверки, проведенной прокуратурой Братского района, от 05.02.2018г., проверкой установлено, что на землях лесного фонда Братского лесничества полностью или частично лесоустройство имеет давность 10 и более лет, из 1291513 га лесоустройство с давностью 10 и более лет на территории лесного фонда Братского лесничества составляет 585672 га.
Таким образом, в Братском лесничестве, где давность лесоустройства превышает 10 лет, осуществление мероприятий, направленных на охрану, защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров на используемых лесных участках не представляется возможным, следовательно, нарушается право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ.
Согласно объяснениям начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству от 05.02.2018г., на территории лесного фонда Братского лесничества лесоустройство проведено за счет средств арендаторов на общей площади 705841 га. Площадь лесного фонда Братского лесничества, на котором лесоустройство произведено за счет средств федерального бюджета 585672 га. Площадь лесного фонда Братского лесничества, на котором лесоустройство произведено за счет средств федерального бюджета проводилось 20 и более лет назад. Фактически финансирование мероприятий по проведению лесоустроительных работ на территории Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Заказчиком данных мероприятий является Рослесхоз РФ. Считает, что лесоустройство на территории Братского лесничества соответствует действующему законодательству, поскольку на территории лесного фонда Братского лесничества лесоустроительные мероприятия проведены в полном объеме, поскольку выполнены задачи лесоустроительных работ. Лесным законодательством не предусмотрено кратность проведения лесоустроительных работ. Вместе с тем, лесоустройство необходимо для планового ведения лесного хозяйства, которое позволяет получать актуализированную информацию о состоянии лесного фонда.
Учитывая, что Российская Федерация передала полномочия по проведению лесоустроительных работ органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Иркутская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.
Таким образом, доводы Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что министерство не имеет финансовую возможность для начала организации проведения необходимых работ по лесоустройству, голословны.
Таким образом, Министерство лесного комплекса Иркутской области в нарушение действующих положений лесного законодательства не осуществляет организацию таких работ.
Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, а также в нарушение требований суда, изложенных в определении о подготовки дела к судебному разбирательству, не было представлено доказательств проведения лесоустройства на территории указанных прокурором лесничеств Иркутской области.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.
Не проведение лесоустройства на территории указанных прокурором лесничеств Иркутской области, препятствует осуществлению мероприятий, направленных на защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также на предупреждение лесных пожаров, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
При этом доводы административного ответчика о проведении лесоустройства арендаторами лесных участков не состоятельны, поскольку данное обстоятельство не освобождает административного ответчика от возложенной на него обязанности.
Суд учитывает, что прокурор просит установить срок до 01.08.2019г. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 01.08.2019 г. организовать проведение лесоустройства на территории Братского и Падунского лесничеств в пределах границ Братского района.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 18.07.2018г. Н.Н. Исакова