НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 14.09.2021 № 2-3521/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск 14 сентября 2021 г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре ФИО4,

с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Иркутской области о признании незаконным решения от 26.03.2021г. о возврате излишне начисленной и выплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, расходов на оформление нотариальной доверенности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения от 26.03.2021г. о возврате излишне начисленной и выплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, расходов на оформление нотариальной доверенности.

В обоснование заявленных исковых требований (с учетом уточнений) указано, что Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Иркутской области своим требованием № ЛШ-11/4947 от 26.03.2021г. обязал его в добровольном порядке вернуть необоснованно полученную сумму в размере 113 901, 17 рублей, излишне выплаченной страховой пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Так как он никогда не был получателем страховой пенсии по потере кормильца, а является в настоящее время инвалидом 3 группы, он обратился с письменной жалобой в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации. В результате рассмотрения жалобы им был получен ответ от Государственного Учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области за от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в результате проверки было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем страховой пенсии по инвалидности 3 группы в Управлении ПФР в Ленинском районе г. Иркутска (с ДД.ММ.ГГГГ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1), до указанной даты его пенсионное обеспечение осуществлялось Управлением ПФР в Иркутской районе (межрайонное). При постановке выплатного (пенсионного) дела на учет Центром предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1 фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности 3 группы без достаточных оснований установлена, как инвалиду 2 группы. Указанная ошибка была выявлена в феврале 2021 года, с ДД.ММ.ГГГГ сумма пенсии приведена в соответствие с нормами действующего законодательства. Было указано на то, что письмом от 04.03.21г. № ЛШ-11\3443 ему было предложено возместить необоснованно выплаченную сумму пенсии, при этом в тексте письма допущена опечатка (вместо пенсии по инвалидности указано пенсия по случаю потери кормильца). Приказом Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГг. был утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Данный регламент устанавливает стандарт предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме, сроки и последовательность административных процедур и административных действий, а также регулирует отношения, возникающие при предоставлении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, государственной услуги порядок взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с получателями государственной услуги, органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги. В соответствии с п. 10 вышеуказанного административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Министерства федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро, главными бюро, бюро). В соответствии с п. 11 вышеуказанного административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида). Согласно п. 14 вышеуказанного административного регламента, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании получателя государственной услуги инвалидом федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Согласно п. 121 вышеуказанного административного регламента, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, составленная по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - выписка из акта), может быть оформлена на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Выписка из акта, оформленная в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченного заместителя руководителя главного (Федерального) бюро) и направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение получателя государственной услуги, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Выписка из акта, оформленная на бумажном носителе, подписывается руководителем бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченным заместителем руководителя главного (Федерального) бюро), заверяется печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро) и передается в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение получателя государственной услуги, специалистом бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившим медико-социальную экспертизу, или направляется заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. На основании вышеизложенного, считает, что административный ответчик знал о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия по инвалидности 3 группы, т.к. выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании получателя государственной услуги инвалидом федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. В требовании ЕА-14\2294 от 20.05.21г. указано на то, что была выявлена ошибка в феврале 2021г., то есть его вины нет в излишне начисленной и выплаченной суммы 113 901,17 рублей. В связи с чем, считает, что административным ответчиком вынесено незаконное и необоснованное решение о взыскании с него излишне начисленной и выплаченной суммы 113 901,17 рублей - суммы переплаты. В соответствии со статьей 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Своими незаконными требованиями о погашении излишне выплаченной суммы ответчик причинил ему нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях, связанных с тем, что он будет обязан вернуть крупную сумму 113 901,17 руб., так как пенсия является единственным источником его существования и осознание того, что с него удержат крупную сумму, а это значило для него, что более года будут удерживать денежные средства, он лишился сна и покоя. В соответствии со статьей 151 ГК РФ считает, что имеет право на компенсацию морального вреда с ответчика. Так же для защиты своих прав он вынужден был обратиться за юридической помощью, заключил для этого договор на оказание юридических услуг и оплатил 52 000 рублей, услуга по данному договору оказана ему в полном объеме. Так же им была оформлена нотариальная доверенность на представителя, за которую он уплатил сумму 1600 руб.

Просит суд, с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, признать незаконным решение № ЛШ-11/4947 от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о возврате переплаты пенсии (излишне начисленной и выплаченной суммы 113 901,17 рублей); взыскать с ответчика в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей; взыскать с ответчика расходы по отплате нотариальной доверенности на представителя в суде в размере 1 600 рублей; взыскать с ответчика в пользу ФИО2 судебные расходы на оказание юридических услуг в сумме 52 000 рублей.

В судебном заседании истца ФИО2, представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлениях, настаивали на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил отказать в их удовлетворении.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 04.12.2001г. назначена пенсия по инвалидности 2 группы в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

21.01.2003г. ФИО2 установлена инвалидность 3 группы, а с 28.02.2006г. инвалидность 1 группы.

С 01.04.2009г. ФИО2 возобновлена выплата трудовой пенсии по инвалидности 3 группы.

ГУ – Центром по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Иркутской области в адрес ФИО2 было направлено письмо от 26.03.2021г. № ЛШ-11/4947, в котором содержалась информация о том, что при проведении контрольных мероприятий установлен факт излишне выплаченной страховой пенсии по случаю потери кормильца (была допущена ошибка – пенсия по инвалидности) за период с 01.01.2017г. по 31.12.2020г. в размере 113 0901,17 рублей. В связи с этим, ФИО2 необходимо вернуть в добровольном порядке необоснованно полученную сумму в размере 113 901,17 рублей, на указанные в письме реквизиты.

Обращаясь с иском в суд, истец просит признать незаконным решение от 26.03.2021г. № ЛШ-11/4947 (выраженное в письме).

В соответствии со статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Закона N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона N 400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 104 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 885н, факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации.

Из содержаний пункта 2 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 616н следует, что действия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий оформляются соответствующими решениями, в том числе и решением о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру.

Как следует из материалов пенсионного дела, 19.01.2021г. в адрес ФИО2 направлено уведомление № ВЮ-11-03/466 о том, что при проверке пенсионного дела Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области № 1, выявил ошибку расчета страховой пенсии по инвалидности. При постановке на учет выплатного дела в связи с переездом из УПФР г.Бодайбо Иркутской области, расчёт страховой пенсии по инвалидности с 01.01.2017г. произведен по 2-ой группе инвалидности. Согласно, имеющейся в пенсионном деле, выписки из акта освидетельствования МСЭ-2006 , выданной 24.03.2009г. ФГУ ГБ МСЭ по Иркутской области Филиал г.Бодайбо, ФИО2 является инвалидом 3-ей группы, что повлекло неправомерное увеличение размера страховой пенсии по инвалидности. В настоящее время ошибка устранена. Размер пенсии приведен в соответствие. Размер страховой пенсии по инвалидности с 01.01.2021г. составляет 12 649,39 рублей, в том числе страховая пенсия 7 612,32 рублей и фиксированная выплата 5 037,07 рублей. Принесли свои извинения за представленные неудобства.

20.02.2021г. ГУ – Центром предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФРФ в Иркутской области №1 принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при выплате ФИО2 страховой пенсии по инвалидности. При постановке на учёт выплатного дела, расчёт пенсии произведен по 2-ой группе инвалидности, но фактически является инвалидом 3-ей группы, что повлекло к неправомерному увеличению размера пенсии с 01.01.2017г. по 31.12.2020г. Принято решение в соответствии со ст. 28.4 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устранить данную ошибку.

Согласно ответу № ИБ-4703/3786 от 27.07.2021г., данному ГУ – Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области, меры по принудительному взысканию (удержаниям из сумм пенсий) органами Пенсионного фонда РФ не принимались и приниматься не будут.

Таким образом, судом установлено, что каких-либо решений о принудительном взыскании с ФИО2 неправомерно выплаченных денежных сумм либо удержаний из пенсии, Пенсионным фондом в соответствии со ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» не выносилось. Письмо от 26.03.2021г. № ЛШ-11/4947, направленное в адрес истца и оспариваемое им, носило информационный характер.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Иркутской области о признании незаконным решения от 26.03.2021г. о возврате излишне начисленной и выплаченной пенсии, у суда не имеется. Поскольку Пенсионным фондом была исправлена ошибка, допущенная при выплате истцу пенсии, при этом меры по принудительному взысканию излишне начисленной и выплаченной пенсии ответчиком не предпринимались и на день рассмотрения настоящего гражданского дела не предпринимаются. Оспариваемое истцом письмо, поименованное им как решение, носит информационный характер и не нарушает прав ФИО2, так как не возлагает на истца каких-либо обязанностей по возврату излишне выплаченной суммы пенсии, тогда как возможность признания недействительным ненормативного правового акта зависит от наличия таких негативных последствий для заявителя. Оспариваемое решение (письмо) не повлекло никаких неблагоприятных последствий для истца.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Принимая во внимание, что исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов также не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Иркутской области о признании незаконным решения от 26.03.2021г. о возврате излишне начисленной и выплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, расходы на оформление нотариальной доверенности, у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Иркутской области о признании незаконным решения от 26.03.2021г. о возврате излишне начисленной и выплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, расходы на оформление нотариальной доверенности – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.В. Луст

Мотивированный текст решения изготовлен 22.09.2021г.

Судья О.В. Луст