Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2015 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре Ненаховой О.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело № 2А-4717/2015 по административному исковому заявлению ООО «Сибна» к Государственной инспекции труда в Иркутской области, главному государственному инспектору по труду ФИО1 о признании незаконным Распоряжение Государственной инспекции труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении внеплановой документарной проверки, признании незаконными действий главного государственного инспектора по труду ФИО1 по проведению проверки,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Сибна» обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с требованиями признать незаконным Распоряжение Государственной инспекции труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении внеплановой документарной проверки, признать незаконными действия главного государственного инспектора по труду ФИО1, по проведению проверки.
В обоснование заявления административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ООО «Сибна» от главного государственного инспектора труда ФИО1 поступил запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о предоставлении документов, необходимых для проведения внеплановой документарной проверки. Из содержания указанного запроса следует, что внеплановая проверка проводится на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее — Распоряжение) подписанного заместителем руководителя ФИО2 Административный истец считает, что указанное распоряжение подлежит отмене, так как не соответствует нормам действующего законодательства по организации и проведению проверок.
В пункте 5 Распоряжения указано, что проверка проводится на основании поступивших материалов расследования тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего 14 августа с ФИО3, однако, по мнению административного истца, поступление указанных материалов нельзя признать одним из оснований, предусмотренных ст. 360 Трудового кодекса РФ. Более того, проверка порядка расследования указанного несчастного случая в отношении ООО «Сибна» уже проводилась, что подтверждается Актом проверки №. Таким образом, в нарушение требований ст. 360 Трудового кодекса Административный орган инициировал проведение повторной внеплановой проверки при отсутствии соответствующих оснований.
В Распоряжении не указано, какие именно должностные лица уполномочены на проведение внеплановой проверки. Главный государственный инспектор труда ФИО1 указан как лицо, непосредственно подготовившее проект распоряжения, соответственно не имеет соответствующих полномочий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках проведения внеплановой проверки. При отсутствии полномочий на проведение внеплановой документарной проверки главный государственный инспектор труда ФИО1 приступил к её проведению, а именно направил запрос о предоставлении документов № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок предоставления документов по указанному запросу установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Непредставление сведений, указанных в запросе, может быть квалифицировано как правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ, соответственно до принятия решения по административному делу ООО «Сибна» может быть незаконно привлечено к административной ответственности, указанные последствия могут привести к тому, что придется дополнительно в нескольких инстанциях доказывать отсутствие события этого правонарушения. На основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектора труда ФИО1 на ООО «Сибна» незаконно возложены обязанности по предоставлению документов, указанных в запросе (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ. и действия главного государственного инспектора труда ФИО1 вышестоящему должностному лицу либо вышестоящий орган не обжаловались.
На основании изложенного ООО «Сибна» полагало требования законными и обоснованными.
В судебном заседании лица, участвующие в деле отсутствуют, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. в Государственную инспекцию труда в Иркутской области ценным письмом с описью вложения поступили материалы расследования тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с дорожным рабочим ООО «Сибна» ФИО4 - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р.
Распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ назначена внеплановая, документарная проверка в отношении ООО «Сибна». Уполномоченным лицом по проведению проверки назначен главный государственный инспектор труда ФИО1 Основанием для проведения проверки послужили поступившие в инспекцию материалы расследования тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с дорожным рабочим ООО «Сибна» ФИО4 - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ Предметом проверки является предотвращение причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Также в обжалуемом распоряжении указан перечень документов, который должно представить лицо, в отношении которого проводится проверка.
ДД.ММ.ГГГГ. главным государственного инспектором труда ФИО1 в адрес ООО «Сибна» направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о предоставлении документов, необходимых для проведения внеплановой документарной проверки, а именно: Устав предприятия, приказ о назначении на должность руководителя организации, Коллективный договор или соглашение, Правила внутреннего трудового распорядка, Штатное расписание, Трудовой договор с дорожным рабочим ООО «Сибна» ФИО4 - ФИО5, Удостоверения руководителей и специалистов о прохождении ими обучения и проверки знаний по охране труда, Протоколы проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов, Приказ о назначении комиссии по проверке знаний требований охраны труда, Перечень профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда и порядок допуска работников к самостоятельному выполнению указанных работ, Протоколы проверки знаний по охране труда работников, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда и утвержденные Программы, Инструкции по охране труда для работников по профессиям и видам работ, действующие в организации в соответствии с утвержденным Перечнем, Утвержденный Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, Журналы регистрации инструктажей вводного, на рабочем месте по охране труда и утвержденные Программы (за период 2013-2015г.г.), Журнал регистрации несчастных случаев на производстве, Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, предусмотренных по действующим нормам для различных категорий работников предприятия (организации), личные карточки учета выдачи работникам СИЗ, Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), а также письменные пояснения.
Не согласившись с распоряжением о проведении проверки и действиями главного государственного инспектора по труду, ООО «Сибна» обратилось в суд.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Согласно ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в настоящее время (с 01.08.2011 года) регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных законодательством, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и др.
В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Как следует из материалов дела, назначенная в отношении ООО «Сибна» внеплановая документарная проверка, осуществлялась в рамках исполнения инспекцией функций государственного надзора (контроля) в целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Как указано в письменном отзыве Трудинспекции, в Акте о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ. № имеются сведения о грубом нарушении работодателем - ООО «Сибна» прав работников организации на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, а именно не проведен первичный инструктаж на рабочем месте и стажировка (обучение безопасным методам и приемам труда), не проведена аттестация рабочего места (специальная оценка условий труда) дорожного рабочего (право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; и право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда), не в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и спецобувью, и т.п.
Таким образом, поводом к проведению главным государственным инспектором труда внеплановой документарной проверки явилось поступление от работодателя сведений о нарушении на предприятии норм трудового законодательства РФ.
Следовательно, с учетом приведенных выше положений закона, действия государственного инспектора труда по надзору за соблюдением работодателем трудового законодательства, могли осуществляться лишь посредством проверки и в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обжалуемое распоряжение Государственной инспекцией труда в Иркутской области принято в соответствии с законом, в пределах полномочий, с соблюдением установленной процедуры, его содержание соответствует требованиям законодательства.
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и(или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего федерального закона.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований. (ч. 1 ст. 11).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 11).
Согласно ч. 1 ст. 14 федерального закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе.
В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (ч. 2 ст. 14 закона).
Данное положение согласуется с требованиями ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 закона, устанавливающими в качестве гарантии прав работодателей запрет на истребование у юридического лица сведений, информации и документов, не относящихся к предмету документарной проверки.
В силу ч. 4 ст. 11 федерального закона № 294-ФЗ, в случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Кроме того, абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Таким образом, направляя в ООО «Сибна» запрос о предоставлении документов для проведения внеплановой проверки, главный государственный инспектор действовал в рамках, предоставленных ему полномочий, следовательно, оснований для признания его действия незаконными, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах оспариваемое распоряжение вынесено законно, вынесено уполномоченным лицом, в рамках предоставленных данному должностному лицу полномочий, суд не находит оснований к признанию его незаконным, как и действий главного государственного инспектора ФИО1 по запросу документов.
Доказательств нарушения прав административного истца материалы дела не содержат, пр этом несогласие с обжалуемым распоряжением, а также с законными действиями государственного инспектора труда не могут служить основанием для признания их незаконными.
С учетом того, что обжалуемое распоряжение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обратился в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ООО «Сибна» к Государственной инспекции труда в Иркутской области, главному государственному инспектору по труду ФИО1 о признании незаконным Распоряжение Государственной инспекции труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении внеплановой документарной проверки, признании незаконными действий главного государственного инспектора по труду ФИО1 по проведению проверки – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 10.11.2015г. Н.Н. Исакова
Копия верна
Судья Н.Н. Исакова
Решение суда на 10.11.2015г. не вступило в законную силу
Судья Н.Н. Исакова
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2А-4717/2015
в Кировском районном суде г.Иркутска
Секретарь с/з