НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 09.06.2010 № 2-120

                                                                                    Кировский районный суд г. Иркутска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г. Иркутска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение вступило в законную силу 09.06.2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 апреля 2010 г. г.Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Александровой М.А., при секретере ФИО1.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-120/ 2010 по иску ФИО2 к ОАО «Российские железные дороги» об обязании ОАО «Российские железные дороги» выполнить предписание Государственной инспекции труда в г. Москве № 710 от 2.11.2007 г. в отношении истца, обязании погасить задолженность по заработной плате в части вознаграждения за непрерывный стаж работы на железнодорожном транспорте в размере 41 429 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5 600 рублей,

УСТАНОВИЛ:

В Кировский районный суд г. Иркутска обратился ФИО2 с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» об обязании выполнить предписание Государственной инспекции труда в г. Москве № 710 от 2.11.2007 г. в отношении истца, обязании погасить задолженность по заработной плате в части вознаграждения за непрерывный стаж работы на железнодорожном транспорте в размере 41 428,91 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он работает в ОАО «РЖД» с 17 августа 2004 года по настоящее время, в должности электромеханика.

С 1 апреля 2007г. в ОАО «РЖД» введено в действие «Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» утверждённое Правлением ОАО «РЖД», указанным положением отменена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций ОАО «РЖД» - вознаграждение за выслугу лет, при этом ОАО «РЖД» не является органом исполнительной власти, имеющим право отмены приказов органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

До 1 апреля 2007г. вознаграждение выплачивалось на основании Приказа МПС РФ от 15.12.97г. № 24 Ц "О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог"(с изменениями от 27 августа 1998 г., 6 декабря 1999 г., 6 декабря 2001 г., 21 сентября 2003 г.).: «...за непрерывный стаж работы на предприятиях, в обособленных структурных подразделениях основной деятельности железных дорог выплата вознаграждения за выслугу лет производится ежемесячно в зависимости от стажа работы в соответствии со шкалой, установленной Отраслевым тарифным соглашением.

Исчисление стажа работы, дающего право на получение вознаграждения за выслугу лет производится в соответствии с Положением о порядке выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет работникам предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов Министерства путей сообщения, утвержденным МПС СССР и Президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта 12.09.79 г. с последующими изменениями и дополнениями (указание МПС СССР от 12.09.79 N 2197). Начисление вознаграждения за выслугу лет производится в порядке, предусмотренном в приложении 6 к настоящим Условиям...».

В феврале 2009 года он узнал о вынесенном определении Верховного Суда РФ о незаконности отмены в ОАО «РЖД» вознаграждения выплаты за выслугу лет по следующим основаниям.

В соответствии с положением о Федеральной службе по труду и занятости и на основании приказа Государственной инспекции труда в г. Москве от 11.10.07г. №4651 в ОАО «РЖД» проводилась проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой были выявлены нарушения трудового законодательства и вынесено предписание от 02.11.07г. №710. Данным предписанием на ОАО «РЖД» возложены обязанности:

1)Признать распоряжение от 30 марта 2007 года № 548р «О внесении изменений в
Коллективный договор ОАО «РЖД», в части признания утратившим силу «Положения о
порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО «РЖД»,
утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 1 декабря 2004 года № 3661р, вступившие в
действие с 1 апреля 2007 года и зарегистрированные Комитетом общественных связей
Правительства города Москвы 28 марта 2007 года № 137, незаконным и подлежащим отмене, то есть изданное в нарушение требований статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 22 приложения № 2 к Приказу МПС России от 15 декабря 1997 года № 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог».

2)Не допускать нарушения процедуры введения изменений определенных сторонами
условий трудовых договоров, заключенных с работниками, предусмотренных главой 12 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ.

3)Всем работникам ОАО «РЖД» произвести выплату задолженности по ежемесячному
вознаграждению за выслугу лет в зависимости от непрерывного стажа работы на
железнодорожном транспорте, предусмотренную пунктом 4.2.8 Коллективного договора
ОАО «РЖД» на 2005 - 2007 годы за период с 1 апреля 2007 года по 2 ноября 2007 года.

4)Всем работникам ОАО «РЖД» производить выплату ежемесячного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от непрерывного стажа работы на железнодорожном транспорте, предусмотренную статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 22 приложения № 2 к Приказу МПС РФ от 15 декабря 1997 года № 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог» и пунктом 4.2.8 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2005 - 2007 годы.

Не согласившись с указанным предписанием, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным, указывая на то, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку распоряжение от 30 марта 2007 года № 548р «О внесении изменений в Коллективный договор ОАО «РЖД» в части признания утратившим силу «Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО «РЖД», было вынесено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства.

Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии Московского городского суда от 04 марта 2008 года, в удовлетворении заявленных ОАО «Российские железные дороги» требований отказано.

26 августа 2008 года по надзорной жалобе ОАО «РЖД» дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

28 января 2009г. Верховный суд Российской Федерации рассмотрел в порядке надзора жалобу ОАО «РЖД» и определением от этого же числа (дело 5-В08 -139) оставил в силе решения нижестоящих судов, следовательно, в очередной раз подтвердил законность предписания Государственной инспекции труда г. Москвы от 02 ноября 2007г. №710 однако ОАО «РЖД» до настоящего времени не исполняет решение судов и предписание в отношении истца.

Дополнительно истец узнал, что так называемый профсоюз «Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей» на протяжении длительного времени вводил его в заблуждение, что он имеет полномочия представлять его и согласовывать локальные акты ОАО «РЖД». На поверку оказывается «Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей» не является как первичной профсоюзной организацией ОАО «Российские железные дороги», так и иным представительным органом работников ОАО «РЖД».

При этом, ч. 3 ст.36 ТК РФ определено, что не допускается ведение коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами созданными либо финансируемые работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК, в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение тот факт что Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел), создан в форме общественной организации общероссийское добровольное не коммерческое общественное объединение членов профсоюза ~ работников, связанных общими интересами по роду их деятельности в организациях, структурных подразделениях железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов, ведомственной охраны, промышленною железнодорожного транспорта и других, а также студентов и учащихся образовательных учреждений, пенсионеров и временно неработающих.

Между тем, ст. 3 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) указывает на то, что первичная профсоюзная организация это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Таким образом. Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел), подписавший изменения к коллективному договору, не является ни первичной профсоюзной организацией ОАО «РЖД» ни каким-либо другим представительным органом работников ОАО «РЖД», в связи с чем в коллективный договор внесены изменения с участием органа, не наделенного соответствующей компетенцией.

В силу ст. 31 Трудового кодекса РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Следовательно (РОСПРОФЖЕЛ) и ОАО «РЖД» обманным путём, без его на то согласия, внесли в нормативные документы ОАО «РЖД», иные нормы трудового права Приказ МПС РФ от 15.12.07г. №24-Ц изменения, в следствии чего были нарушены мои трудовые права, которые Государственная инспекция труда попыталась восстановить, но ОАО «РЖД» добровольно не выполняет предписание Государственной инспекции труда в г. Москве №710 от 02 ноября 2007г.

В результате действий ответчика, истцу причинены нравственные страдания, которые выразились в том, что нарушено его полное физическое, душевное и социальное благополучие. Он испытывает чувство обиды, тревоги, душевного дискомфорта от унижения как гражданина и работника ОАО «РЖД». Размер компенсации морального вреда истец оценивает в 20 000 рублей.

19.06.2009 г. истец уточнил исковые требования, просил суд обязать ОАО «РЖД» выполнить предписание Государственной инспекции труда в г. Москве № 710 от 2.11.2007 г. в отношении него, обязать погасить задолженность по заработной плате в части вознаграждения за непрерывный стаж работы на железнодорожном транспорте в размере 41 429 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 600 рублей.

В судебное заседание истец ФИО2, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие с учетом письменного объяснения, приложенного к ходатайству. В письменном объяснении указал, что в соответствии со ст. 357 ТК РФ Государственная инспекция труда имеет право «предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии с п.3 ст.11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Таким образом, на предписание Государственной инспекции труда в г. Москве № 710 от 2.11.2007г. распространяются положения ст.4 ГК РФ:

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, предписание Государственной инспекции труда в г. Москве № 710 от 2.11.2007г., при отсутствии подтвержденных фактов его надлежащей отмены или приостановления, является действующим и обязательным к исполнению соответствующими лицами со 02.11.2007г. до момента его отмены, в соответствии со сроками в его содержании. Следовательно, суд обязан разрешить гражданское дело на основании действующих нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти на момент спорных правоотношений, что прямо закреплено в ст. 11 ГПК РФ.

Таким образом, действующее с ноября 2006 года по октябрь 2009г. предписание инспекции труда по г.Москве №710, обязательно для исполнения работодателем в течении всего срока действия.

Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО4 не признала в полном объеме. В возражение на иск указала, что Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.03.2007г. №548р пункт 4.2.8. коллективного договора ОАО «РЖД» на 2006-2007г.г. признан утратившим силу.

В соответствии с п.87 Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003г. №585 правление общества является коллегиальным исполнительным органом общества.

К компетенции правления п.88 Устава относятся следующие вопросы:

1) разработка и представление совету директоров общества приоритетных
направлений деятельности общества и перспективных планов их реализации, в
том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы общества,
подготовка для совета директоров общества отчетов об их выполнении, а также
разработка и утверждение текущих планов деятельности общества;
2)утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за
работы(услуги), выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к
сфере естественной монополии;

2) утверждение правил, обеспечивающих надлежащую организацию и достоверность бухгалтерского учета в обществе, и своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества акционерам, кредиторам и в средства массовой информации;

3) установление системы оплаты труда и определение мер мотивации труда
работников общества.

Решением правления ОАО «РЖД» в соответствии с Уставом ОАО «РЖД» 18.19.12.2006г. утверждено Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». В связи с этим с 01.04.2007г. в ОАО «РЖД» изменена действующая система оплаты труда.

Данное Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений объявлено распоряжением ОАО «РЖД» от 31.01.2007г. №135, которым установлен минимальный размер оплаты труда в ОАО «РЖД» с 01.04.2007г. в сумме 3500руб. в месяц.

Пунктом 2.1. Методических рекомендаций по введению Положения о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» предусмотрен, что минимальный размер оплаты труда устанавливается с учетом включения в тарифную часть вознаграждения за выслугу лет 30% и 20% надбавки за особо сложные условия труда, выплачиваемой работникам железных дорог Урала, Сибири и Дальнего Востока.

До 01.04.2007г. до введения корпоративной системы оплаты труда минимальный размер оплаты труда в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 21.02.2007г. №286р составлял 2010руб. в месяц.

В процентом соотношении рост минимального размера оплаты труда в ОАО «РЖД» составил 74% - (3500руб.: 2010руб.= 1,74).

Следовательно, минимальный размер оплаты труда 2010руб. увеличился в 1,74 раза. При этом вознаграждение за выслугу лет в максимальном размере 30% переведено в минимальный размер оплаты труда и выплачивается в виде повышенной тарифной ставке или должностного оклада.

В связи с этим распоряжением ОАО «РЖД» от 30.03.2007г. №548р отменено Положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением №3661 от 01.12.2004г. и объявлено для руководства и исполнения приложение к коллективному договору ОАО «РЖД», в соответствии с которым признан утратившим силу пункт 4.2.8. коллективного договора ОАО «РЖД» на 2006-2007г.г.

П.3.2.1. коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2008 г.г. предусмотрено, что работодатель обязан осуществлять оплату труда в соответствии с Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», положениями об оплате труда структурных подразделений ОАО «РЖД», иными локальными нормативными актами по оплате труда, принятыми в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Аналогичный пункт содержится в коллективном договоре Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-20Юг.г., регулирующего непосредственно вопросы оплаты труда.

В связи с введением новой системы оплаты труда стороны трудового договора №155 от 17.08.2004г. филиал ОАО «РЖД» и ФИО2 согласовали дополнительное соглашение б/н от 31.03.2007г.

После введения новой системы оплаты труда должностной оклад ФИО2 6954руб. с 01.04.2007г. увеличился до 10400руб., процент увеличения составил 49,5% - 10400:6954 = 1,495.

Истец согласился работать в новых условиях в соответствии с «Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», которым не предусмотрена выплата вознаграждения за выслугу лет на железнодорожном транспорте в связи с изменением структуры оплаты труда. Следовательно, действия ОАО «РЖД» о переводе вознаграждения за выслугу лет из разряда доплат в гарантированную часть заработной платы соотве тствуют действующему законодательству и улучшают положение ФИО2

В соответствии с подпунктом 10 п.88 Устава ОАО «РЖД» предусмотрено, что полномочия по установлению системы оплаты труда и определение мер мотивации отнесено к компетенции Правления ОАО «РЖД». Следовательно, уполномоченным органом работодателя была определена новая система оплаты труда, которая впоследствии одобрена при заключении коллективного договора на 2008-20 Юг.г.

ОАО «РЖД» является коммерческой организацией, созданной в форме акционерного общества, а не государственным унитарным предприятием.

П.З ст.4 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» предусмотрено, что государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется уполномоченными государственными органами- Минтрансом России.

Согласно п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004г. №314 Минтрансу России переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненного МПС России.

Выплата вознаграждения за выслугу лет работникам ОАО «РЖД» была установлена не актом федерального органа исполнительной власти, а заключенным в ОАО «РЖД» коллективным договором на 2005-2007г.г.. Порядок ее выплаты регулировался локальными нормативными актами ОАО «РЖД», принятыми в соответствии с коллективным договором. Поэтому отмена выплаты вознаграждения за выслугу лет также могла быть осуществлена путем внесения изменений в коллективный договор.

Довод истца о нарушении процедуры внесения изменений в коллективный договор не могут расцениваться как основание для применения ранее действовавшей системы оплаты труда. Подписав дополнительное соглашение к трудовому договору на увеличение должностного оклада с 01.04.2007г., истец выразил согласие на изменение условий оплаты труда в целом.

В связи с изложенным, полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к ОАО «РЖД» об обязании выполнить незаконное и отмененное предписание №710 от 02.11.2007г.и др.требований не имеется.

Выслушав и оценив пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению. При этом су исходит из следующего.

Судом установлено, что 2.11.2007 г. Государственной инспекцией труда в г. Москве Президенту ОАО «Российские железные дороги» было вынесено предписание № 710, которым:

Признано незаконным и подлежащим отмене Распоряжение от 30.03.2007 г. № 548р «О внесении изменений в Коллективный договор ОАО «РЖД» в части признания утратившим силу «Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 1.12.2004 г. № 3661р, ступившее в действие с 1.04.2007 г. и зарегистрированное Комитетом общственных связей Правительства г. Москвы 28.03.2007 г. № 137, как изданное в нарушение в нарушение требований ст. 135 ТК РФ и п. 22 приложения № 2 к приказу МПС РФ от 15.12.1997 г. № 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог» (с последующими изменениями и дополнениями).

Предписано не допускать нарушения процедуры введения изменений определенных сторонами условий трудовых договоров, заключенных в работниками, предусмотренных главой 12 ТК РФ.

Предписано всем работникам ОАО «РЖД» произвести выплату задолженности по ежемесячному вознаграждению за выслугу лет в зависимости от непрерывного стажа работы на железнодорожном транспорте, предусмотренную п. 4.2.8 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2005-2007 г.г. за период с 01.04.2007 г. по 2.11.2007 г.

Предписано всем работникам ОАО «РЖД» производить выплату ежемесячного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от непрерывного стажа работы на железнодорожном транспорте, предусмотренную ст. 135 ТК РФ и п. 22 приложения № 2 к приказу МПС РФ от 15.12.1997 г. № 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог» (с последующими изменениями и дополнениями) и п. 4.2.8 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2005-2007 г.г.

Вступившим в законную силу 27.10.2009г. решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 16.09.2009г. предписание заместителя руководителя Государственной инспекции труда в г. Москве ФИО5 от 02.11.2007г. № 710, выданное в отношении ОАО «РЖД», на которое ссылается истец признано незаконным и отменено.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 об обязании ОАО «РЖД» выполнить предписание Государственной инспекции труда в г. Москве № 710 от 2.11.2007 г. в отношении истца не подлежат удовлетворению.

Из пояснений сторон судом установлено, что на основании п. 22 Приложения № 2 к приказу МПС РФ от 15.12.1997 г. № 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог» и п. 4.2.8 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2005 год (продленного на 2006-2007 г.г.) и п. 2 Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО «РЖД», утвержденного Распоряжением № 3661 от 1.12.2004 г. истцу ФИО2 выплачивалось вознаграждение за выслугу лет на железнодорожном транспорте в размере до 15 % от должностного оклада.

Распоряжением первого вице-президента ОАО «РЖД» от 30.03.2007 г. № 548 пункт 4.2.8 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2006 - 2007 г.г., Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО «РЖД» признано утратившим силу.

Решением Правления ОАО «РЖД» от 18-19.12.2006 г. в соответствии с Уставом ОАО «РЖД» утверждено Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». В связи с этим с 1.04.2007 г. в ОАО «РЖД» изменена действующая система оплаты труда.

Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», объявленное Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.01.2007 г. № 135. Положением установлен минимальный размер оплаты труда в ОАО «РЖД» с 1.04.2007 г. в размере 3 500 рублей. До 1.04.2007 г. минимальный размер оплаты труда работников ОАО «РЖД» был установлен в размере 2010 рублей (распоряжение ОАО «РЖД» от 21.02.2007 г. № 286р.).

Согласно Методическим рекомендациям по введению в действие Положения о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», МРОТ установлен с учетом включения в тарифную часть вознаграждения за выслугу лет 30 %.

В соответствии с п. 3.2.1 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2010 г.г., работодатель обязан осуществлять оплату труда в соответствии с Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».

Аналогичный пункт содержится в коллективном договоре ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» на 2008 - 2010 г.г.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 31.03.2007 г. в связи с введением в ОАО «РЖД» новой системы оплаты труда Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», ФИО2 установлен должностной оклад в размере 10 400 рублей с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из расчетных листков истца судом установлено, что его заработная плата с 1.04.2007 г. рассчитывалась с учетом дополнительного соглашения к трудовому договору и системой оплаты труда, действующей в ОАО «РЖД», которой не предусмотрена выплата вознаграждения за выслугу лет.

Доводы истца о противоречии Распоряжения первого вице-президента ОАО «РЖД» от 30.03.2007 г. № 548, которым отменен пункт 4.2.8 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2006 - 2007 г.г. и Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО «РЖД», требованиям п. 22 Приложения № 2 к приказу МПС РФ от 15.12.1997 г. № 24Ц, необоснованны.

Суд учитывает, что на момент издания Приказа от 15.12.1997 г. № 24Ц МПС России являлся федеральным органом исполнительной власти, который осуществлял государственное управление федеральным железнодорожным транспортом и функции хозяйствующего субъекта, в связи с чем регулировал вопросы оплаты труда работников железных дорог и предприятий железнодорожного транспорта. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585 учреждено ОАО «РЖД», которое согласно Уставу является коммерческой организацией, осуществляющей функции хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. Определение системы оплаты труда и определение мер мотивации труда работников ОАО «РЖД» отнесены к компетенции Правления ОАО «РЖД».

При установленных судом обстоятельствах, в связи с тем, что коллективным договором ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» на 2008 - 2010 г.г. ежемесячное вознаграждение за выслугу лет исключено из системы оплаты труда, действующей в ОАО «РЖД», стороны трудового договора подписали дополнительное соглашение в связи с введением в действие Положения о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», с исковыми требованиями о признании незаконным коллективного договора истец не обращался, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к ОАО «РЖД» об обязании погасить задолженность по заработной плате в части вознаграждения за непрерывный стаж работы на железнодорожном транспорте за период с апреля 2007 г. в размере 41 428,91 рублей суд не усматривает.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случае нарушения трудовых прав работника, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2).

Судом не установлено неправомерных действии ответчика ОАО «РЖД» в отношении истца, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о компенсации морального вреда в размере 20 000 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ОАО «Российские железные дороги» об обязании ОАО «Российские железные дороги» выполнить предписание Государственной инспекции труда в г. Москве № 710 от 2.11.2007 г. в отношении истца, обязании погасить задолженность по заработной плате в части вознаграждения за непрерывный стаж работы на железнодорожном транспорте в размере 41 429 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5 600 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: M.A. Александрова

Мотивированный текст решения изготовлен 12.04.2010г.

Судья М.А. Александрова