НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 03.04.2019 № 2-1100/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,

с участием в судебном заседании представителей истца Дырхеева Д.Д-Н., Леденцова Д.С.,

представителей ответчика Щеняцкой И.И., Рютиной Н.Н.,

представителя третьего лица Рамкуловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1100/2019 по исковому заявлению Первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области об обязании исполнять платежные распорядительные документы по лицевому счету 21346X05770 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адьютантам, аспирантам и докторантам) из средств целевой субсидии по соглашению о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Первичная профсоюзная организация студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» (далее - профсоюзная организация студентов) обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (далее – УФК по Иркутской области) об обязании исполнять платежные распорядительные документы по лицевому счету 21346X05770 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» (далее - ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ) в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адьютантам, аспирантам и докторантам) из средств целевой субсидии по соглашению о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению субсидии.

В обоснование исковых требований указано, что Первичная профсоюзная организация студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной академии была создана при создании Академии, являющейся на сегодня Университетом, и объединяет всех студентов Учреждения. Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ, в соответствии с п. 1.1 которого Иркутская государственная сельскохозяйственная академия переименована на настоящий момент в ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ. Организация зарегистрирована в порядке, установленном действующим законодательством. Настоящий иск по данному делу предъявлен профсоюзной организацией в защиту интересов всех студентов ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, являющихся физическими лицами, не вытекает из предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому подведомственен суду общей юрисдикции.

Настоящий иск направлен на получение социальных гарантий обучающихся в ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежеского», заявленные требования подлежат рассмотрению в исковом порядке, регламентированном Гражданским процессуальным кодексом РФ, поскольку в случае удовлетворения требований приведет к возникновению гражданских прав и обязанностей гражданина в сфере социальных правоотношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в связи с чем, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

На настоящий момент сложилась ситуация, когда ФГОУ ВО Иркутский ГАУ прекратило выплату стипендий обучающимся лицам из средств стипендиального фонда федерального бюджета в связи с ограничениями, наложенными Управлением Федерального казначейства по Иркутской области на лицевые счета учреждения, а именно мер принуждения в виде приостановления операций по счету в связи со следующим:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет имени А.А. Ежевского (далее по тексту Университет) является учреждением, подведомственным Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и финансируемым из федерального бюджета. В результате осуществления деятельности, приносящей доход, в период 2014-2016 года у ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ образовалась сумма кредиторской задолженности, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами.

В соответствии с нормами бюджетного законодательства учреждению открыты лицевые счета в Управлении Федерального казначейства Иркутской области: лицевой счет учреждения, отдельный лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций с целевыми субсидиями и лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

В период с октября 2016 года по настоящее время в Управление Федерального казначейства по Иркутской области поступили исполнительные документы по взысканию кредиторской задолженности с Университета в общей сумме более 300 000 000 рублей. Университет не имеет возможности исполнить обязательства по оплате суммы задолженности в связи с отсутствием денежных средств. Расходные операции приостановлены ответчиком в соответствии с нормами пункта 20 ст.30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а именно:

- бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Так как исполнительные документы не были исполнены учреждением в 30-дневный срок, казначейство приостановило операции по расходованию любых денежных средств Университета. Указанные действия ответчика ранее были обжалованы в судебном порядке, однако в удовлетворении требований было отказано, действия по приостановлению расходных операций по счетам Университета признаны законными. На сегодня денежные средства на погашение ранее образовавшейся кредиторской задолженности Университету в пределах лимитов бюджетных обязательств не выделены до настоящего момента, в том числе на 2019 год.

В соответствии с п. п. 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и.. . деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Университет является учреждением высшего профессионального образования, соответственно не имеет права не осуществлять государственную функцию по ведению образовательной деятельности. Образовательный процесс осуществляется, финансирование деятельности Университета осуществляется из средств федерального бюджета в порядке, установленном законом.

Стипендиальные выплаты образовательные организации осуществляют в соответствии с нормами Порядка, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2016 г. N 1663 "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета".

В соответствии с п.п. 2, 3, 18, Указанного Порядка: государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Организация), с учетом мнения совета обучающихся этой Организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых Организации на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд); размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые Организацией, не могут быть меньше нормативов, установленных Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции; выплата государственной академической стипендии студентам, в том числе повышенной государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии слушателям подготовительных отделений осуществляется Организацией ежемесячно.

17.01.2019г. Университетом заключено соглашение № 082-02-2019-019 о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с п.1 ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ, т.е. в целях выплаты стипендии обучающимся (п.1.1 соглашения). ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ открыты лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области, в том числе отдельный лицевой счет бюджетного учреждения № 21346X05770 для получения субсидий на иные цели, т.е. в соответствии с абз.2 п.1 ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ. Денежные средства для выплаты стипендий в сумме 88 903 600 рублей и 5 336 400 рублей поступили из федерального бюджета 22.01.2019 года, при этом Министерство сельского хозяйства акцентировало внимание на необходимость своевременной оплаты средств стипендии студентам чтобы избежать социальной напряженности в среде обучающихся.

В соответствии с приказом по Университету от 21.06.2017г. № 1297 установлен срок выплаты стипендий 23 число каждого месяца.

Однако учреждение не имеет возможности выполнить обязательства по оплате стипендий по причине приостановления ответчиком расходных операций по лицевым счетам учреждения, ни 23 января 2019 года, ни до настоящего времени студенты ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ и иные обучающиеся лица стипендии за январь 2019 года не получили.

Между тем, в соответствии с п. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абз.2 п. 1 ст. 78.1 и п. 5 ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и соответствие содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом.

Таким образом, с лицевого счета, открытого бюджетному учреждению для учета операций с целевыми субсидиями, проведение операции в счет погашения задолженности по исполнительному документу возможно, только если источником финансового обеспечения исполнения обязательства по исполнительному документу является указанная субсидия. Направление целевых средств стипендиального фонда на погашение кредиторской задолженности будет являться нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии с определением ст. 306.4 Бюджетного Кодекса РФ, учитывая, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Налицо пробел в законодательстве: целевые денежные средства получены учреждением, но учреждение не имеет возможности оплатить их обучающимся лицам, хотя не может иным образом израсходовать.

Статья 6 ГК РФ устанавливает, что в тех случаях, когда входящие в предмет гражданского права общественные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон, и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В постановлении Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» указано, что законность при применении аналогии обеспечивается при соблюдении следующих требований: 1. аналогия закона применяется лишь в том случае, когда ясно можно установить, что по соответствующему вопросу имеется пробел в праве; 2. недопустимо применение аналогии там, где можно отыскать норму, относящуюся к рассматриваемому вопросу; 3. недопустимо применение аналогии и там, где законодатель преднамеренно по-иному урегулировал отношения.

В соответствии со ст. 36 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Таким образом, приостановив операции по лицевому счету, на котором сосредоточены исключительно средства стипендиального фонда, ответчик создал препятствия в выплате обучающимся полагающегося им денежного обеспечения, которое образовательное учреждение обязано направить исключительно в адрес данных лиц.

В данном случае к данным правоотношениям возможно применение по аналогии нормы абзаца 4 пункта 7 части 20 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", которой предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами).

Законодатель предусмотрел в качестве исключения из общей нормы об обязанности приостановления операций по лицевым счетам должника - операции по оплате труда. Однако стипендия в некотором смысле также является оплатой учебной занятости, только обучающихся. Налицо пробел в законодательстве, который в части операций по выплате заработной платы был устранен законодателем 27.11.2017г. (изменения в данную норму внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ). В части средств стипендиального фонда образовательных организаций пробел в законодательстве сохранился. Расходовать целевые денежные средства, полученные для выплаты стипендии, невозможно, невыплата приведет к лишению обучающихся возможности обеспечения нормального существования на период учебы, поскольку получение стипендии является для большинства студентов необходимой для выживания финансовой поддержкой со стороны государства.

Требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре сформулировано в ст. 12 ГК как один из способов защиты права. Данный способ закреплен в ГК как общий и универсальный механизм защиты. Нигде в законе нет ограничений на применение данного способа защиты в иных гражданско-правовых обязательствах. В постановлении Президиума ВАС РФ от 23 февраля 1999 г. N 5033/98 констатируется: «Присуждение к исполнению обязательства в натуре является самостоятельным способом защиты гражданских прав, применяемым с целью реального исполнения должником своего обязательства».

На основании ст.6, 12 ГК РФ просит суд применить норму абзаца 4 пункта 7 части 20 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и обязать Управление Федерального казначейства по Иркутской области исполнять платежные распорядительные документы ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» по лицевому счету 21346X05770 ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный Университет в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адьютантам, аспирантам, и докторантам) из средств целевой субсидии по соглашению о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ от 17 января 2019 года № 082-02-2019-019.

В судебном заседании представители истца Леденцов Д.С. и Дырхеев Д.Д-Н, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представители ответчика Щеняцкая И.И., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Рютина Н.Н., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования профсоюзной организации студентов не признали по доводам, изложенным в возражениях на иск, считали невозможным применение аналогии закона, настаивали на избрании истцом неправильного способа защиты нарушенного права, просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица - ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» - Рамкулова А.Н., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования профсоюзной организации студентов поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

Вместе с тем, указанный способ защиты нарушенного права подлежит применению в том случае, когда должник обязан выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. При этом ответчик на момент предъявления соответствующего требования должен иметь реальную возможность для его исполнения.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» открыты лицевые счета:

ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет бюджетного учреждения ;

ДД.ММ.ГГГГ отдельный лицевой счет бюджетного учреждения .

Также в УФК по Иркутской области 20.01.2012 открыт лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, полномочия по распоряжению переданы ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ.

16.11.2016 УФК по Иркутской области приостановлены операции по расходованию средств на лицевых счетах 20346Х05770, 21346Х05770 ФГБОУ ВО Иркутского ГАУ в соответствии с пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в связи с неисполнением должником требований, изложенных в исполнительных документах.

Согласно справке ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ от 29.01.2019 за подписью главного бухгалтера Иляшевич Н.П. по данным бухгалтерского учета по состоянию на 29.01.2019 кредиторская задолженность ФГБОУ ВО Иркутского ГАУ по платежам в бюджет, по страховым взносам во внебюджетные фонды, задолженность за поставленные товары, работы, услуги составила 379114 тыс. руб., в т.ч. по исполнительным листам, находящимся в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области в сумме 246925,9 тыс. руб. и службе судебных приставов 109821,2 тыс. руб.

17.01.2019 между Министерством сельского хозяйства РФ и ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ заключено соглашение № 082-02-2019-019 о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на осуществление выплаты стипендий обучающимся (студентам и аспирантам) на общую сумму 94 240 000 руб.

Согласно пл. поручениям № 873355 и № 873347 от 22.01.2019 субсидия по вышеуказанному соглашению перечислена двумя суммами на лицевой счет 21346Х05770 ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ в УФК по Иркутской области.

В ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ на основании приказа ректора от 21.06.2017 № 1297 установлен срок выплаты стипендии студентам университета – 23 числа текущего месяца.

Обратившись в суд с настоящим исковым заявлением, истец считает, что действиями УФК по Иркутской области по неисполнению платежных распорядительных документов ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ по лицевому счету 213146Х05770 нарушаются права студентов, обучающихся в ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», на своевременное получение стипендии.

Суд находит данную позицию истца ошибочной, основанной на неправильном толковании норм материального и процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".

Кировским районным судом г. Иркутска рассмотрено административное дело № 2а-926/2018 по административному исковому заявлению Первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», Леденцова Д. С. к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области о признании незаконными действий по приостановлению исполнения платежных документов по лицевому счету в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся.

Решением суда от 01.03.2018г. требования Первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», Леденцова Д. С. к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Иркутской области по приостановлению исполнения платежных документов по лицевому счету 21346X05770 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адьютантам, аспирантам, и докторантам) из средств целевой субсидии на 2018 год, полученных в соответствии с соглашением от 18.01.2018 года № 082-02-2018-013, оставлены без удовлетворения.

Решение суда вступило в законную силу 09.10.2018г.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 01.03.2018г. установлены следующие обстоятельства:

правоотношения, связанные с выплатой стипендий, имеют место между студентами и учебным заведением, и обязанность по выплате стипендий студентам лежит на ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» как на образовательном учреждении, а не на Управлении Федерального казначейства по Иркутской области;

действия УФК по Иркутской области по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» законны и произведены в рамках предоставленных ему полномочий.

Следовательно, обстоятельства, касающиеся приостановления УФК по Иркутской области операций по расходованию средств на всех лицевых счетах ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», не доказываются вновь.

Вместе с тем, истец просит суд применить аналогию закона, а именно норму абзаца 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и обязать УФК по Иркутской области исполнять платежные распорядительные документы ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» по лицевому счету 21346X05770 ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный Университет в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адьютантам, аспирантам, и докторантам) из средств целевой субсидии по соглашению о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ от 17 января 2019 года № 082-02-2019-019.

Суд не находит оснований для удовлетворения данных требований в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (п.2 ст. 6 ГК РФ).

В соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В соответствии с п. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" студенты - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры; учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Общее понятие, их объединяющее, - "обучающиеся" в силу п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ включает меры социальной поддержки, в том числе получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании.

Таким образом, правоотношения, связанные с обучением студентов, интернов, ординаторов, курсантов, адьютантов, аспирантов и докторантов, получающих стипендии, не являются трудовыми правоотношениями и нормами Трудового кодекса РФ не регулируются.

Согласно положениям пункта 1 статьи 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе без согласия родителей, усыновителей и попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными видами дохода.

Согласно п. 2 ст. 1086 ГК РФ в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом.

По смыслу п.п. 1 п. 2 ст. 26, п. 2 ст. 1086 ГК РФ стипендия относится к доходам.

Исходя из анализа подпункта 7 части 20 статьи 30 ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ, операции по выплатам стипендии не относятся к исключению, указанному в подпункте 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, следовательно, операции по выплате стипендий обучающимся территориальными органами Федерального казначейства в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетных учреждений-должников при нарушении ими сроков исполнения исполнительных документов или решений налоговых органов, не могут осуществляться.

Данная позиция отражена и в письме Министерства финансов России от 14.08.2018 N 09-07-08/57482.

Ссылка истца на абзац 4 пункта 7 части 20 статьи 30 ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ необоснованна, аналогия закона и аналогия права в данном случае не применимы, поскольку перечень платежных документов, по которым органы Федерального казначейства имеют право проводить платежи в период, когда операции на лицевых счетах бюджетного учреждения – должника приостановлены, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

При этом суд считает необходимым указать, что истец имеет возможность избрать иной способ защиты при рассмотрении искового заявления в суде.

На основании изложенного, руководствуясь 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области об обязании исполнять платежные распорядительные документы по лицевому счету 21346X05770 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского» в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адьютантам, аспирантам и докторантам) из средств целевой субсидии по соглашению о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению субсидии - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Прибыткова

Решение суда в окончательной форме принято 10.04.2019г.

Судья Н.А.Прибыткова