НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 01.02.2024 № 380032-01-2023-006506-66

Дело № 2-571/2024(2-5269/2023)УИД № 38RS0032-01-2023-006506-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 1 февраля 2024 г.

Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

Председательствующего судьи

Апкина В.П.,

при секретаре

ФИО3,

с участием истца

ФИО1,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по доверенности -

ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-571/2024 (2-5269/2023) по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными действий, обязании зарегистрировать заявление, установить размер задолженности, установить период оплаты задолженности, вернуть сумму страховых взносов, начислять пенсию, взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>, Отделение) о признании незаконными действий, обязании зарегистрировать заявление, установить размер задолженности, установить период оплаты задолженности, вернуть сумму страховых взносов, начислять пенсию, взыскании убытков, в соответствии с которым с учетом изменений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд:

признать действия ОСФР по <адрес> по истребованию идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) при подаче заявления о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию незаконными;

обязать ОСФР по <адрес> рассмотреть его заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

установить размер задолженности по оплате 8,14 пенсионных баллов в размере 241 136,77 рублей;

установить, что истец вправе оплатить задолженность в любое время в течение года, начинающегося с момента его первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ;

установить, что в случае отказа ФИО1 от страховой пенсии денежные средства, оплаченные в погашение его задолженности в 8,14 пенсионных баллов, ему должны быть возвращены;

обязать ОСФР по <адрес> начислять ФИО2 пенсию с момента погашения им задолженности вне зависимости от истечения календарного срока;

взыскать с ОСФР по <адрес> убытки в размере прожиточного минимума пенсионера, начиная с даты первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, по дату надлежащего исполнения ОСФР по <адрес> своих обязанностей.

В обоснование иска ФИО2 указал, что в 2020 г. ему для назначения страховой пенсии по старости не хватает 8,14 пенсионных балла, в связи с чем он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о вступлении в добровольные правоотношения по оплате пенсионного страхования, что подтверждается талоном регистрации в очереди.

После приглашения к окну регистрации ФИО2 предъявил паспорт и СНИЛС, что подтверждается отметками на талоне, сделанными сотрудником ответчика.

Сотрудница ответчика приступила к заполнению электронной формы заявления, заполнила поля фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, СНИЛС. Дойдя до поля ИНН, она прекратила работу, сославшись на то, что без ИНН заполнить соответствующее заявление по форме не представляется возможным по техническим причинам. Она рекомендовала ФИО2 подать письменное заявление по форме в соседний подъезд здания, предупредив, что без предоставления ИНН истец получит отказ.

Свое несогласие с нарушением прав ФИО2 выразил письменно, подав заявление от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГФИО2 прибыл в ОСФР по <адрес> для подачи заявления о вступлении в добровольные правоотношения по оплате пенсионного страхования. Им при регистрации был предъявлен паспорт и СНИЛС, поданы заявление в произвольной форме и в качестве приложения к нему заявление по форме.

Сотрудница ответчика заявление в произвольной форме приняла, но отказалась принимать приложение к нему, рекомендовав обратиться к другому сотруднику, что ФИО2 и сделал.

На заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО2 даны письменные ответы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГл. В обоих ответах в выдаче уведомления о регистрации в территориальном органе СФР в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, ФИО2 было отказано.

Основанием для отказа послужили не соответствующие фактическим обстоятельствам дела утверждения о том, что ФИО2 не исполнил всех требуемых законом формальностей, а именно не предъявил документ, удостоверяющий личность заявителя. При этом в обоих ответах содержится незаконное требование предъявить ИНН.

По мнению ФИО1, ответчик безосновательно уклоняется от регистрации его в качестве лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, с выдачей уведомления по форме.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении с учетом уточнений по доводам искового заявления.

Представитель ответчика ОСФР по <адрес> по доверенности – ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила суд в удовлетворении иска ФИО2 отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнительном письменном отзыве на иск. В письменном отзыве на иск указала, что ФИО2 в отдел делопроизводства ОСФР по <адрес> предоставил заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, данное заявление зарегистрировано как входящая корреспонденция с входящим номером: 089/107223 от ДД.ММ.ГГГГ и передано в отдел регистрации и учета страхователей управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов. Отдел регистрации и учета страхователей оставило заявление ФИО1 без рассмотрения по причине того, что к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность (исх. от ДД.ММ.ГГГГ); при предоставлении заявления о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ в отдел делопроизводства ФИО2 документ, удостоверяющий личность, не предъявлял, так как в компетенцию специалиста отдела делопроизводства входит проверять личность заявителя; заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ в клиентскую службу ОСФР по <адрес> не предъявлялось и соответственно специалист клиентской службы личность заявителя ФИО1 не устанавливал. ФИО2 документ, удостоверяющий личность, работнику ОСФР по <адрес> не предоставлял, работник территориального органа СФР копию паспорта заявителя не снимал и не заверял ее. С учетом изложенного, ФИО2 подал заявление о вступлении в правоотношения с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ в неустановленном законом порядке. Пенсионные права затрагивают имущественные права граждан, однако пенсионные права граждан и пенсионные обязательства государства в лице ОСФР возникают на основании специальных норм действующего законодательства, а не на основании обязательств из договоров и других сделок. Следовательно, возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к ответственности в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрено. В дополнительном отзыве на иск указала, что управление персонифицированного учета и администрирования страховых взносов на запрос информации по факту обращения ФИО1 сообщило в общий отдел ОСФР по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), что ФИО1 представлено заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию на бумажном носителе. Отделом регистрации и учета страхователей ФИО2 направлен ответ ( от ДД.ММ.ГГГГ) с отказом в рассмотрении заявления в связи с тем, что в соответствии с Правилам подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, заявление может быть подано заявителем следующими способами: - лично в территориальный орган СФР (с предъявлением документа, удостоверяющего личность заявителя); - с использованием услуг почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления (с предоставлением копии документа, удостоверяющего личность заявителя); - в электронной форме с использованием "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)", подписанное с использованием, в том числе усиленной неквалифицированной электронной подписи. Способ подачи заявления ФИО1 не соответствует способам подачи. Одновременно заявителю указано на обязательное заполнение поля "ИНН" в заявлении в связи с тем, что в программном комплексе РК АСВ подсистемы АИС ПФР-2 отсутствует техническая возможность постановки на регистрационный учет физического лица без указания ИНН в карточке плательщика. Факт посещения ФИО1 клиентской службы (на правах отдела) <адрес> ОСФР по <адрес> подтверждается регистрацией в АИС ПФР-2 компонент Фронт-офис. Устная консультация по теме "Назначение, перевод на другой вид пенсии" зарегистрирована специалистами клиентской службы в двух офисах <адрес>: ФИО5 (офис Декабрьских Событий, 88) и ФИО6 (офис Декабрьских Событий, 92) ДД.ММ.ГГГГ Из объяснительной консультанта ФИО5 следует, что ФИО2 обратился на прием ДД.ММ.ГГГГ с целью получения консультации по отказу в назначении пенсии. Вопросов о вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию не возникало. Из объяснительной консультанта ФИО6 следует, что ФИО2 обратился на прием ДД.ММ.ГГГГ с целью вступления в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Заявителю разъяснено, что техническая возможность зарегистрировать заявление в программном комплексе без ИНН отсутствует, сведениями о наличии у физического лица ИНН СФР не располагает. Для просмотра сведений об ИНН ФИО2 предложено войти в личный кабинет ФНС или ЕПГУ, но заявитель отказался, мотивируя отказ тем, что органы СФР не вправе требовать персональные данные. В компоненте Фронт-офис АИС ПФР-2 отсутствует техническая возможность регистрации заявления о вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию без внесения сведений об ИНН застрахованного лица. Требования об установлении размера задолженности по оплате 8,14 пенсионных баллов в размере 241 136,77 рублей заявлены ФИО1 преждевременно, так как истец не имеет задолженности перед ОСФР по <адрес>, спор по сумме задолженности между истцом и ответчиком не возник, суд не должен подменять орган, осуществляющий пенсионное обеспечение и производить расчет количества пенсионных баллов и их стоимости. В компетенцию суда не входит полномочия устанавливать условия и порядок правоотношений по обязательному пенсионному обеспечению и тем самым подменять законодательные органы. Законодательством не предусмотрена процедура возврата уплаченных страховых взносов в результате исполнения платежей по обязательному пенсионному страхованию лиц добровольно вступивших в эти правоотношения. Уплаченные страховые взносы учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в целях реализации его пенсионных прав. Требования истца о взыскании убытков не основаны на требованиях закона. Взыскание убытков при реализации пенсионных прав не предусмотрено.

Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ОСФР по <адрес> по доверенности – ФИО4, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П отмечено, что из взаимосвязанных положений статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации вытекают принципы равенства в условиях получения трудовых пенсий и всеобщности права на пенсионное обеспечение. Законодатель, который на основании статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации осуществляет регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяет организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 указанного Федерального закона добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как 22,0 процента восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;

7) физические лица из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя.

В силу пункта 3 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Фонда по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как 22,0 процента минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенные в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как 22,0 процента восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенные в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период. Уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование направляются на финансирование страховой пенсии и учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в порядке, определенном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", за расчетный период, в котором такие суммы были уплачены.

Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, а в случае подачи заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию - не позднее дня подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Фонда в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн.

Соответствующие Правила определяют порядок подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 3 Правил заявление о вступлении в правоотношения, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением к настоящим Правилам, и заявление о прекращении правоотношений, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением к настоящим Правилам, подаются лицами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства.

В силу пункта 4 Правил заявление о вступлении в правоотношения и заявление о прекращении правоотношений могут быть поданы заявителем лично в территориальный орган СФР, направлены с использованием услуг почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления, а также в электронной форме с использованием "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)", подписанные с использованием, в том числе усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил создания и использования сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Приложением к указанным Правилам утвержден рекомендуемый образец заявления о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, которым предусмотрено указание фамилии, имени и отчества (при наличии), даты и места рождения, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица, гражданства, адреса места жительства в Российской Федерации и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) заявителя.

В соответствии со статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве (часть 1).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 или 7.2 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет. В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет (часть 2).

В силу пункта 23 Порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, постановка на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) физического лица на основании его заявления о постановке на учет в налоговом органе, представленного по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса (далее - заявление о постановке на учет), в случае отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет в налоговых органах этого физического лица осуществляется в соответствии с пунктом 7 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса этого физического лица в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления и документов, указанных в настоящем пункте, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В тот же срок физическому лицу выдается (направляется) свидетельство о постановке на учет.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГФИО2 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ

Согласно письменному ответу ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГл продолжительность стажа ФИО1 с учетом периода обучения составляет 11 лет 7 месяцев 8 дней, при требуемом не менее 11 лет. Величина ИПК составляет 10,452, при требуемом не менее 18,6.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в офисы ОСФР по <адрес>; <адрес>) по поводу оформления вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, что подтверждается талом электронной очереди от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из служебной записки начальника управления организации работы клиентских служб ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, факт посещения ФИО1 клиентской службы (на правах отдела) <адрес> ОСФР по <адрес> подтверждается регистрацией в АИС ПФР-2 компонент Фронт-офис. Устная консультация по теме "Назначение, перевод на другой вид пенсии" зарегистрирована специалистами клиентской службы в двух офисах <адрес>: ФИО5 (офис Декабрьских Событий, 88) и ФИО6 (офис Декабрьских Событий, 92) ДД.ММ.ГГГГ Из объяснительной консультанта ФИО5 следует, что ФИО2 обратился на прием ДД.ММ.ГГГГ с целью получения консультации по отказу в назначении пенсии. Вопросов о вступлении в добровольное правоотношение по обязательному пенсионному страхованию не возникло. Из объяснительной консультанта ФИО6 следует, что ФИО2 обратился на прием ДД.ММ.ГГГГ с целью вступления в добровольное правоотношение по обязательному пенсионному страхованию. Заявителю разъяснено, что техническая возможность зарегистрировать заявление в программном комплексе без ИНН отсутствует, сведениями о наличии у физического лица ИНН СФР не располагает. Для просмотра сведений об ИНН ФИО2 предложено войти в личный кабинет ФНС и ЕПГУ, но заявитель отказался, мотивируя отказ тем, что органы СФР не вправе требовать персональные данные. В компоненте Фронт-офис отсутствует техническая возможность регистрации заявления о вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию без внесения сведений об ИНН застрахованного лица.

9 и ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ОСФР по <адрес> с заявлениями о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился ОСФР по <адрес> (офис Декабрьских Событий, 92), что подтверждается талоном электронной очереди от ДД.ММ.ГГГГ (

На указанные заявления ФИО2 ОСФР по <адрес> дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заявления ФИО1 оставлены без рассмотрения в связи с ненадлежащим способом их подачи, также разъяснено обязательное заполнение поля ИНН в бланке заявления, что явилось основанием для обращения ФИО1 к ОСФР по <адрес> с настоящим иском.

Согласно служебной записке начальника управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в общий отдел ОСФР по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 представлено заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию на бумажном носителе. Отделом регистрации и учета страхователей ФИО2 направлен ответ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) с отказом в рассмотрении заявления в связи с тем, что заявление может быть подано заявителем способами, предусмотренными Правилами подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн. Способ подачи заявления ФИО1 не соответствует способам подачи, изложенным в пункте 4 Правил. Одновременно заявителю указано на обязательное заполнение поля "ИНН" в заявлении в связи с тем, что в программном комплексе РК АСВ подсистемы АИС ПФР-2 отсутствует техническая возможность постановки на регистрационный учет физического лица без указания ИНН в карточке плательщика.

Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями закона и подзаконных актов, находит требования ФИО1 к ОСФР по <адрес> о признании незаконными действий ОСФР по <адрес> по возврату заявления о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию от ДД.ММ.ГГГГ и обязании ОСФР по <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке подлежащими удовлетворению, поскольку закон и подзаконные акты, в том числе утверждающие рекомендованный образец заявления о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, не устанавливают обязательность указания в заявлении идентификационного номера налогоплательщика заявителя при вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, соответственно требования ОСФР по <адрес> указания ФИО1 ИНН при составлении заявления о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию являются неправомерными.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ФИО1 к ОСФР по <адрес> об установлении размера задолженности, установления периода оплаты задолженности, возврате суммы страховых взносов, начислении пенсии и взыскании убытков, поскольку данные требования истца являются преждевременными, органом пенсионного обеспечения заявление ФИО1 о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию оставлено без рассмотрения и не рассматривалось, уведомление о принятии заявление истцу не выдавалось. Суд не вправе подменять орган пенсионного обеспечения, защите и восстановлению в судебном порядке подлежит нарушенное право.

Взыскание убытков с ОСФР по <адрес> в размере прожиточного минимума пенсионера, начиная с даты первоначального обращения по дату надлежащего исполнения ОСФР по <адрес> своих обязанностей законом не предусмотрено. Правовых оснований для удовлетворения указанных исковых требований ФИО1 не имеется.

При таком положении суд полагает необходимым частично удовлетворить исковые требования ФИО1 к ОСФР по <адрес> о признании незаконными действий, обязании зарегистрировать заявление, установить размер задолженности, установить период оплаты задолженности, вернуть сумму страховых взносов, начислять пенсию, взыскании убытков с учетом правового обоснования, изложенного в настоящем решении суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить частично исковые требования ФИО1 (паспорт: , выдан Отделом внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения: ) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признания незаконными действий, обязании зарегистрировать заявление установить размер задолженности, установить период оплаты задолженности, вернуть сумму страховых взносов, начислять пенсию, взыскании убытков.

Признать действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по возврату ФИО2 заявления о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке.

Отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в остальной части иска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.П. Апкин

Мотивированное решение суда составлено:

"8" февраля 2024 г.

Председательствующий судья В.П. Апкин