НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 28.09.2022 № 2-1249/2022

Дело № 2-1249/2022 (УИД 27RS0002-01-2022-001358-93)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.Г. Супонькиной, с участием представителей истца Афонина А.Г. - адвоката Вежновец К.А., действующего на основании доверенности, представителя ответчика по доверенности Кузнецовой Ю.Д.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Афонина Алексея Геннадьевича к ФКУ Военный комиссариато взыскании недополученного пенсионного обеспечения, процентов, компенсации морального вреда,

установил:

Афонин А.Г. обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском к ФКУ Военный комиссариато возложении обязанности возобновить начисление и выплату военной пенсии с учетом районного коэффициента, взыскании недополученного пенсионного обеспечения, процентов и компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что в соответствии с ФЗ РФ от ДАТА истец состоит на пенсионном обеспечении по выслуге лет в Вооружённых Силах РФ. С декабря 2019г. ему не начисляют районный коэффициент к военной пенсии, а с мая 2020г. прекратили выплату военной пенсии (последняя пенсия была ему начислена 17.04.2019г.). На его обращение, с просьбой объяснить создавшуюся ситуацию, ответственный работник военного комиссариата объяснила в устной форме, что истец должен подтвердить факт, что он жив (то есть не умер) и, следовательно, имеет право получать военную пенсию. А районный коэффициент ему не положено получать потому что он, по её сведениям, не находиться в г.Хабаровске. Факт жизнеспособности истца, а так же то, что он временно находиться на территории Королевства Таиланд подтверждён Актом о личной явке гражданина консульским отделом Посольства РФ в Королевстве Таиланд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА. 24.11.2020г. истец, через своего представителя, подал заявление о возобновлении выплаты пенсии, в подтверждение чего, имеется второй экземпляр заявления с подписью дежурного, принявшего документ. 04.12.2020г. (исх.) военный комиссариат дал ответ, ссылаясь на постановление Правительства РФ от ДАТА которое называется «О порядке выплаты пенсий лицам выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за пределы территории РФ», отказал ему в возобновлении выплаты пенсии и выплаты неполученной с мая 2020г. пенсии, до тех пор, пока он не предоставит кроме Акта о личной явке гражданина и ещё два документа - заявление о выезде за пределы территории РФ (выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ (Приложена к Положению о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за пределы территории РФ) и справку, подтверждающую постоянное место жительства за пределами РФ (Приложение к Положению о порядке выплаты страховой пенсии лицам выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за пределы территории РФ). Требование предоставления двух последних заявления и справки (Приложения и ) незаконно. Истец не выехал на постоянное место жительства за пределы РФ, а находиться временно на территории Королевства Таиланд. Постоянно проживает и прописан по адресу: г.Хабаровск . Сейчас вынужденно находиться пределами РФ без средств к существованию, т.к. военная пенсия является его единственным источником дохода. За период, когда он не получал военную пенсию вынужденно претерпел множество физических и моральных страданий. Иногда он даже не мог купить еду. Вследствие отсутствия денежных средств и пандемии COVID 19, Королевство Таиланд было полностью закрыто для выезда и въезда. По вопросу начисления районного коэффициента к военной пенсии ссылаясь на ст.27 Конституции РФ, ст.2 Закона РФ от ДАТА «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выборе места жительства" указал, что истец постоянно прописан и является собственником квартиры по адресу г.Хабаровск, . Постоянное место жительства не менял и в соответствии со ст.48 ФЗ имеет право на получение районного коэффициента. Ежемесячная пенсия истца составляет 28 940,15 руб. Всего с мая 2020г. по май 2021г. истцу не выплатили пенсии на общую сумму 376 221,95 руб. Ссылаясь на ст.395 ГК РФ указал, что сумма процентов в период с 01.06.2020г. по 31.03.2022г. составляет 82 970,32 руб. Незаконными действиями Военного комиссара г.Хабаровска истцу причинен моральный вред, который он оценил в 50 000 руб. Исходя из вышеизложенного, просил: Обязать Военный комиссариатвозобновить начисление и выплату военной пенсии Афонину А.Г. с учётом районного коэффициента в размере 28 940,15 руб. Взыскать с Военного комиссариата в пользу Афонина А.Г. всю сумму недополученного пенсионного обеспечения в размере 376 221,95 руб., проценты за не полученную пенсию в течении 13 месяцев по ст.395 ГК РФ в размере 82 970,32 руб., компенсацию за причиненный моральный вред в сумме 50 000 руб.

В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком ФКУ Военный комиссариат" представлены возражения на иск, где указали, что с заявленными требованиями военный комиссариат не согласен в полном объёме ввиду следующего. Ссылаясь на ст.11, 51 Закона РФ от ДАТА «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей» (далее - Закон от.. 1993 ) и Положения о военных комиссариатах, ответчик является уполномоченным органом, осуществляющим социальное и пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также исполняет функции, аналогичные функциям, выполняемым органом социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ. За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст.1 Закона от ДАТА, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст.17 и 4 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст.16 настоящего Закона) была исчислена с применением ч.1 настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от ДАТА «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15-17 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством РФ применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения. Постановлением Совета Министров СССР от ДАТА «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДАТА «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден ов Крайнего Севера и в местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в котором отсутствует город Хабаровск. Как следует из материалов пенсионного дела (2СХ-45442) подполковнику Афонину А.Г., 18.06.1969г.р. военным комиссариатомпенсия за выслугу лет назначена с 25.05.2005г., выплату которой военный комиссариат производил с учетом районного коэффициента 1,2 %. Разрешение на выплату ему пенсии было оформлено пожизненно. Основанием для назначения пенсии за выслугу лет послужило его заявление от 01.11.2005г. о назначении пенсии с указанием адреса проживания: г.Хабаровск, . При назначении истцу пенсии за выслугу лет, действующее законодательство в части пенсионного обеспечения было соблюдено и на период проживания в г.Хабаровске пенсия у истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента 1,2 %, установленного в данной местности с момента назначения. Таким образом, требование истца о выплате ему пенсии, начисленной с учетом коэффициента 1,2 % является не состоятельным и не основан на законе. Согласно ст.56 Закона от ДАТА, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории РФ пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через ПАО "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому жительства или месту пребывания в пределах территории РФ на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории РФ - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное предоставление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной вышеназванными законами, предполагает её выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ. ФЗ от ДАТА № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством РФ, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДАТАн, подлежащими в силу ст.50 Закона 4468-1 применению к сложившимся отношениям, предусмотрено право пенсионного органа проводить проверку достоверности документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии. В памятке пенсионного удостоверения истца указано, что о всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии либо лишающих права на пенсию, пенсионер обязан своевременно сообщить в учреждение Сбербанка или военный комиссариат. Согласно донесению военного комиссара ( г.Хабаровск) № осо/7033 от 24.10.2019г. выявлен факт отсутствия гражданина Афонина А.Г. по месту регистрации по адресу . В целях уточнения места жительства Афонина А.Г. начальником отделения пенсионного и социального обеспечения военного комиссариата г.Хабаровска направлен запрос в отдел адресно-справочной работы УМВД поо наличии у истца регистрации в г.Хабаровске. Согласно ответу на запрос пенсионер МО РФ Афонин А.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу . Вместе с тем, согласно донесению военного комиссара ( г.Хабаровск) сотрудниками военного комиссариата было проведено посещение истца на дому, однако по домашнему адресу дверь никто не открыл. В целях предотвращения неправомерной выплаты пенсии в связи с отсутствием Афонина А.Г. по месту регистрации решением военного комиссараистцу с 01.11.2019г. снят районный коэффициент в размере 20 %., а с 01.06.2020г. выплата пенсии за выслугу лет прекращена до установления местонахождения истца. 02.10.2020г. в военный комиссариатиз Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ поступил Акт о личной явке гражданина Афонина А.Г., согласно которому истец проживает в Королевстве Таиланд. Порядок выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ установлен Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДАТА. В силу ст.50 Закона от ДАТА, работа по пенсионному обеспечению осуществляется МО РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательством и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения, в том числе для Пенсионного фонда РФ. Пунктом 3 Постановления от ДАТА определено, что пенсия выплачивается гражданам на территории РФ на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории РФ по форме согласно приложению , которое может быть подано не ранее чем за один месяц до дня выезда непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ. К заявлению, указанному в п.3 настоящего Положения, прилагается справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами РФ, по форме согласно приложению с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическими представительствами или консульским учреждением РФ. В случае непредставления указанных документов выплата пенсии приостанавливается (прекращается) и впоследствии возобновляется (восстанавливается) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ. В соответствии с п.7 постановления от ДАТА, выплата пенсии изводится в установленном размере, за исключением сумм, выплата которых в соответствии с законодательством РФ обусловлена проживанием на территории РФ. Пунктами 9, 10 постановления от ДАТА установлено, что продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии предоставления один раз в год в Пенсионный Фонд РФ или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых. Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом территории РФ либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ либо в Пенсионный фонд РФ или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории РФ. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде. При получении Акта о личной явке гражданина от ДАТА (вх. от 02.10.2020г.) военный комиссариатомАфонину А.Г. выплата пенсии за выслугу лет была прекращена, в связи с непредставлением истцом в адрес органа, осуществляющего выплату пенсии, документов, определенных в Постановлении от ДАТА. Таким образом, фактически истцу выплата пенсии была прекращена на период с 01.06.2020г. по 01.06.2021г. В заявленных исковых требованиях Афонин А.Г. просит взыскать с ФКУ "Военный комиссариат" недополученную пенсию за период с мая 2020г. по май 2021г. в размере 376 221,95 руб., указанный расчет является необоснованным и неверным. Согласно карточки расчета недоплаты, за период с 01.06.2020г. по 01.06.2021г. Афонину А.Г. была невыплачена пенсия в общей сумме 295 193 руб. 32 коп. (без учета районного коэффициента). С целью возобновления выплаты пенсии за выслугу лет на адрес фактического проживания истца в Таиланд, а также по адресу регистрации в г.Хабаровск были направлены письма с перечнем условий, выполнение которых необходимо для возобновления выплаты пенсии, однако данные письма были возвращены отправителю, как невостребованные. Считали, что истец должен был поставить в известность пенсионный орган о месте своего нахождения за пределами территории РФ, что является необходимым условием для осуществления выплаты пенсии, как это следует из требований вышеприведенных м закона. Соответственно решение о прекращении выплаты пенсии Афонину А.Г. на период с 01.06.2020г. по 01.06 2021г. законно и обосновано, основано на нормах ФЗ РФ от ДАТА. В мае 2021г. в центр социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского прибыл представитель Афонина А.Г., сообщила о том, что Афонин А.Г. проживает на территории Таиланда. Представителю были доведены условия возобновления выплаты пенсии истцу, преданы образцы документов с целью передачи их Афонину А.Г. Позже представитель по телефону уведомила сотрудников центра социального обеспечения военного комиссариатао том, что Афонин А.Г. записался на прием в Консульство с целью оформления требуемых документов. Кроме того, 24.05.2021г. в адрес военного комиссариатаиз Департамента социальных гарантий МО РФ поступил Акт о личной явке гражданина от 04.05.2021г. На основании вышеизложенного с 01.06.2021г. военным комиссариатомАфонину А.Г. выплата пенсии за выслугу лет была возобновлена и выплачивается до настоящего времени без учета районного коэффициента. Одновременно с этим представителю истца сотрудниками центра социального обеспечения военного комиссариатабыло направлено письмо с уведомлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет Афонину А.Г., и разъяснением того, что вопрос о выплате пенсии за период с 01.06.2020г. по 31.05.2021г. будет решен после того, как Афониным А.Г. в адрес ответчика будут представлены документы, предусмотренные Постановления от ДАТА (заявление о выезде за пределы РФ и справки, подтверждающей постоянное место жительства за пределами РФ). Указанные документы в адрес ответчика до настоящего времени не поступили. Вместе с тем, в настоящее время, истец не лишается права на пенсионное обеспечение с учетом районного коэффициента в размере 20 % при условии постоянного проживания на территории, так как выплата ему районного коэффициента в силу приведённых выше нормативных положений возобновляется в случае предоставления им в пенсионный орган заявления и документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием снятия районного коэффициента. В своем исковом заявлении истец предъявляет требования о взыскании с военного комиссариатапроценты за неполученную пенсию в соответствии со ст.395 ГК РФ в размере 82 970,32 руб. С заявленным требованием ответчик не согласен в полном объеме, считает, что оно основано на неверном толковании норм права и подлежит отклонению на основании следующего. Пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, соответственно в силу положений ст.2 ГК РФ нормы ГК РФ могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе, Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, регулируются специальным Законом РФ от 12.021993 , учитывая, что действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающие основания для взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами в случае приостановления (прекращения) выплаты пенсии, то оснований для применения положений ст.395 ГК РФ в рамках разрешения спорных правоотношений не имеется. В соответствии с ч.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Вышеуказанным Законом РФ от ДАТА подобная компенсация не предусмотрена. Таким образом, требование Афонина А.Г. о взыскании с военного комиссариатакомпенсации за причиненный моральный вред в размере 50 000 руб. подлежит отклонению. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований Афонина А.Г. отказать в полном объеме.

В судебное заседание истец Афонин А.Г. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель истца по доверенности Вежновец К.А. в судебное заседание представил уточнение исковых требований, где просил: Взыскать с Военного комиссариатав пользу Афонина Алексея Геннадьевича сумму недополученного пенсионного обеспечения в размере 376 221,95 руб., проценты за недополученную пенсию в течение 13 месяцев, по ст.395 ГК РФ в размере 135 367,21 руб., компенсацию за причиненный моральный вред в сумме 50 000 руб. Иск своего доверителя поддержал по изложенным в нем основаниям, с учетом уточнения, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ Военный комиссариатпо доверенности Кузнецова Ю.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

Из материалов дела усматривается, что Афонин А.Г., 18.06.1969г.р. является получателем пенсии за выслугу 26 лет, с 25.05.2005г. по настоящее время, что подтверждается удостоверением ГФ Афонина А.Г. выданного военным комиссариатомот 27.11.2009г. (пенсионное дело сх-45442, справками военного комиссариата.

Как следует из доклада начальника юридического отделения военного комиссариатаот 18.05.2020г. на имя военного комиссараН.Н. Глинина от ДАТАсх-45442, военным комиссариатомподполковнику запаса Афонину А.Г. с 25.05.2005г. назначена и выплачивается по настоящее время пенсия за выслугу лет (2сх-45442). Военным комиссариатом 18.10.2019г. при проверке проживания Афонина А.Г. по адресу: г.Хабаровск, 8 установлено, что он не проживает, местонахождение пенсионера не известно, телефонный номер абонента не доступен, по домашнему номеру никто не овтечает. С 01.11.2019г. Афонину А.Г. производится выплата пенсии без учета районного коэффициента на основании донесения от 24.10.2019г. военного комиссариата о том, что пенсионер на территориине проживает, на вызовы явиться в пенсионный отдел по месту жительства не реагирует. В военный комиссариат Афонин А.Г. с заявлением о возобновлении выплаты районного коэффициента по состоянию на 18.05.2020г. не обратился. В соответствии с требованиями п.1 ст.24 ФЗ от ДАТА № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае неполучения установленной страховой пенсии в течении шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок, а согласно статьи 25 этого же Закона, прекращение выплаты пенсии производится в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 ч.1 ст.24 указанного Закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. На основании вышеизложенного, имеющихся в пенсионном деле документов, и в целях предотвращения неправомерной выплаты пенсии в связи с отсутствием пенсионера Афонина А.Г. по месту регистрации в Хабаровском крае, до его явки в военный комиссариат по месту пенсионного учета предлагаю: выплату пенсии Афонину А.Г. с 01.06.2020г. приостановить; в случае неявки пенсионера в течение последующих шести месяцев, выплату пенсии прекратить с 01.12.2020г.

Распоряжением начальника центра социального обеспечения военного комиссариатаот ДАТАсх-45442 о приостановлении пенсионных выплат Афонину А.Г., прекратить выплаты с 01.06.2020г. Основание: в связи с неизвестным местонахождением пенсионера.

Из сообщения начальника центра социального обеспечения военного комиссариатаот ДАТАсх-45442 в адрес военного комиссариата указано, что по пенсионному делу сх-45442 за выслугу лет, оформленному на имя пенсионера МО РФ подполковника Афонина А.Г. 1969г.р. сообщается, что выплата пенсии приостановлена с 01.06.2020г. до выяснения фактического местонахождения пенсионера.

Как следует из Акта о личной явке гражданина с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории РФ, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от ДАТА, советником Прониным В.В. составлен настоящий акт о том, что гражданин Афонин А.Г., 18.06.1969г.р. лично явился в 11-33 в Консульский отдел Посольства России в Таиланде с целью продолжения выплаты назначенной пенсии, а также предоставления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории РФ, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Со слов гражданина, получатель пенсии проживает по адресу: 20150, Паттая Бангламунг, Чонбури, 105/85 МОО, Ват Яарн, Таиланд. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: паспорт.... Гражданская принадлежность: РФ.

Поступивший из Пенсионного фонда РФ данный акт сопроводительным письмом от ДАТА направлен в военный комиссариатв целях принятия решения о продлении выплаты пенсии Афонину А.Г.

ДАТАсх-45442 ФКУ Военный комиссариатв адрес Афонина А.Г. направил ответ, где со ссылками на ст.56, 50 Закона РФ от ДАТА "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной службе войск национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения и их семей", указали, что для решения вопроса о возобновлении ему выплаты пенсии необходимо предоставить в их адрес следующие документы: Заявление о выезде за пределы РФ по форме приложения, согласно постановлению Правительства ; Справку, подтверждающую постоянное место жительство за пределами РФ, по форме приложения Постановления Правительства с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатически представительством или консульским учреждением РФ; Банковские реквизиты с указанием филиала Сберегательного банка РФ и расчетного счета (в обязательном порядке карта МИР).

23.11.2020г. Афонин А.Г. обратился в военный комиссариатс заявлением, где со ссылками на ФЗ от ДАТА, ст.2 Закона РФ от ДАТА «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выборе места жительства» указал, что он постоянно прописан и является собственником квартиры по адресу: г.Хабаровск, 8. Постоянное место жительства не менял и в соответствии со ст.48 ФЗ имеет право на получение районного коэффициента. Исходя из чего, просил возобновить ему выплату военной пенсии с учетом районного коэффициента, а также выплатить ему всю сумму недополученной им пенсионного обеспечения (районного коэффициента с декабря 2019г. и военной пенсии с мая 2020г.).

Из сообщения ФКУ Военный комиссариатот ДАТАсх-45442 в адрес представителя истца Афонина А.Г. указано, что на имя пенсионера МО РФ подполковника Афонина А.Г. оформлено новое разрешение сер.Б на возобновление выплаты пенсии за выслугу лет с 01.06.2021г. по 31.05.2022г. в размере 24 840,77 руб. без учета районного коэффициента 20 %. Данная выплата будет произведена на расчетный счет через ПАО Сбербанк РФ установленным порядком. Также сообщается. что для решения вопроса доплаты пенсии за период с 01.06.2020г. по 31.05.2021г. Афонину А.Г. необходимо предоставить в адрес военного комиссариатаследующие документы: Заявление о выезде за пределы РФ по форме приложения, согласно постановлению Правительства ; Справку, подтверждающую постоянное место жительство за пределами РФ, по форме приложения Постановления Правительства с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатически представительством или консульским учреждением РФ

Согласно карточке Афонина А.Г. представленной военным комиссариатомсумма начисленной пенсии: с 01.06.2020г. - 24 116,79 руб., с 01.10.2020г. - 24 840,77 руб. без районного коэффициента, итого за период с 01.06.2020г. по 31.05.2021г. размер пенсии подлежащий выплате Афонину А.Г. составляет 295 193,32 руб. Недоплата составляет 295 193,32 руб..

В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от ДАТА N 4468-I.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от ДАТА N 4468-I, согласно пункту "а" статьи 1 этого закона распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Исходя из положений пункта "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Организация работы по пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащих, регулируется статьей 50 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I, которая определяет, что такая работа осуществляется применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами в области пенсионного обеспечения.

Основания приостановления, прекращения и восстановления выплаты пенсии предусмотрены соответственно в статьях 24 и 25 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДАТА N 400-ФЗ), подлежащего применению при разрешении настоящего спора в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I.

Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы (пункт 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ).

Прекращение выплаты страховой пенсии производится, в частности, в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ восстановление выплаты страховой пенсии производится по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Часть 7 статьи 25 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ содержит норму о том, что при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 данной статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования в случае выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым у Российской Федерации заключен договор, предусматривающий обязательства по пенсионному обеспечению проживающих на его территории пенсионеров, и при условии отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, выплата ему пенсии приостанавливается. Последующее прекращение выплаты пенсии пенсионеру допускается по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии.

Вместе с тем в случае обращения пенсионера, выплата пенсии которому была прекращена, в пенсионный орган с заявлением о восстановлении ему выплаты пенсии при наличии у него права на данную пенсию в период с момента прекращения ее выплаты до подачи такого заявления решение о прекращении выплаты пенсии отменяется, а суммы пенсии выплачиваются пенсионеру за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.

В соответствии с положениями ст.27 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации путем подачи соответствующего заявления не ранее чем за один месяц до даты выезда (ч.1). На основании заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, а также документов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, сумма назначенной ему страховой пенсии выплачивается на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в кредитной организации (ч.2). Порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3).

Постановлением Правительства РФ от 17.12 2014 N 1386 утверждено Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.

Пенсия выплачивается гражданам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации по форме согласно приложению N 1, к которому прилагается справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации (п.3, 4). В случае непредставления справок, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в течение срока, установленного частью 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата пенсии приостанавливается (прекращается) и впоследствии возобновляется (восстанавливается) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации (п.5).

При возвращении гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной ему пенсии, не полученной им за время проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.18).

Вместе с тем, на основании пояснений стороны истца, не опровергнутых стороной ответчика судом установлено, что Афонин А.Г. на территории Королевства Таиланд находится временно, что подтверждено Актом о личной явке гражданина консульским отделом Посольства РФ в Королевстве Таиланд от ДАТА. При этом период его нахождения в Королевстве Тайланд охватывается периодом заявленных исковых требований, поскольку представленным истцом договор оказания услуг ГПХ от 10.08.2019г., заключенный между ООО «Спецстро» и Афониным А.Г. по оказанию последним услуг на объекте строительства в г. Олёкминске Олёкминского района Республики Саха (Якутия) установлен срок с 27.09.2019г. по 27.12.2019г., предшествующий периоду отъезда истца в Тайланд и не включенный в период требований иска.

Между тем, судом также установлено, что с 16.09.2004г. Афонин А.Г. имеет постоянную регистрацию по адресу: г.Хабаровск, 8, что подтверждается копией паспорта истца.

На указанных основаниях, совокупностью собранных по делу доказательств судом установлено, что истец является гражданином Российской Федерации, получателем пенсии за выслугу лет, временно выехавшим в Тайланд в 2020 году. Однако в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации был введен режим повышенной готовности, повлекший ограничение воздушного сообщения. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА во исполнение статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации принято Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, применяемое к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020г. по международным воздушным перевозкам с КНР, с 18.03.2020г. – по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020г., поскольку в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к ДАТА на всей территории Российской Федерации был введен режим повышенной готовности в соответствии с требованиями Федерального закона от ДАТА N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Применительно к изложенному суд приходит к выводу, что приостановление и последующее прекращение выплаты пенсии ущемляет принадлежащее истцу конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, лишило его средств к существованию. При этом, имея право на получение пенсии на территории Российской Федерации истец не получает ее ни на территории Королевства Таиланд, ни на территории Российской Федерации, в связи с чем, за спорный период он фактически лишен права на пенсионное обеспечение. При этом суд находит преждевременным и предположительным вывод военного комиссариатао переезде Афонина А.Г. из Российской Федерации на территорию Королевства Тайланд для постоянного проживания, в связи с чем приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали законные основания для принятия решения о прекращении выплаты пенсии, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации истец имеет право на свободу передвижения.

Разрешением сер.Б от 28.05.2021г. ФКУ Военный комиссариатвозобновил выплату Афонину А.Г. пенсию по выслуге лет с 01.06.2021г. по 31.05.2022г. в размере 24 840,77 руб. (в месяц) без учета районного коэффициента.

Между тем, за прошлый период – с июня 2020г. по май 2021г., выплата пенсии истцу не произведена, в связи с чем суд находит необходимым в данной части заявленные требования удовлетворить и взыскать с ФКУ Военный комиссариатв пользу Афонина А.Г. недополученное пенсионное обеспечение за период с июня 2020г. по май 2021г. в размере 295 193 руб. 32 коп..

При определении суммы ко взысканию суд учитывает, что за май 2020г. выплата пенсии истцу производилась, что следует из представленных ответчиком доказательств. Кроме того, суд учитывает достоверное установление нахождение в спорный период Афонина А.Г. на территории Королевства Таиланд, в связи с чем выплата пенсии подлежит расчету без учета районного коэффициента в размере 20%, поскольку исходя из положений ч. 9 и ч. 10 ст. 17 ФЗ от ДАТА N 400-ФЗ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предусмотрено только для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также, в соответствии со ст.48 Закона от ДАТА пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15-17 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на ДАТАг., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Постановлением Совета Министров СССР от ДАТА «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДАТА «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в котором отсутствует г. Хабаровск.

Как следует из материалов дела и установлено судом на основании пенсионного дела сх-45442 подполковнику Афонину А.Г. 18.096.1969г.р. военным комиссариатомпенсия за выслугу лет назначена и 25.05.2005г., выплату которой военный комиссариат производил с учетом районного коэффициента 1,2 %. Разрешение на выплату пенсии было оформлено Афонину А.Г. пожизненно. Основанием для назначения пенсии за выслугу лет послужило его заявление от 01.11.2005г. о назначении пенсии с указанием адреса проживания: г.Хабаровск, 8. Таким образом, при назначении истцу пенсии за выслугу лет, действующее законодательство в части пенсионного обеспечения было соблюдено и на период проживания в г.Хабаровске пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента 1,2 %, установленного в данной местности с момента назначения.

А поскольку судом установлено, что в период с июня 2020 года по май 2021 года истец по адресу своей регистрации в г.Хабаровске не проживал, то оснований для применения к пенсии соответствующего коэффициента 1,2 % установленного для данной местности с момента назначения, за период с июня 2020г. по май 2021г., не имеется, в данной части иск удовлетворению не подлежит.

Относительно требований истца о взыскании с ответчика процентов за неполученную пенсию в течении 13 месяцев, по ст.395 ГК РФ в размере 135 367,21 руб., суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (пункт 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 99-О).

Таким образом, положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на пенсионное обеспечение. Эти отношения урегулированы нормами специального пенсионного законодательства, которыми возможность взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена. Поскольку спорные отношения не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, то взыскание с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в данной части иска.

Также суд находит не подлежащими удовлетворению исковые требования Афонина А.Г. о компенсации морального вреда.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требование о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Афонина Алексея Геннадьевича к ФКУ Военный комиссариато взыскании недополученного пенсионного обеспечения, процентов, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Взыскать с ФКУ Военный комиссариатв пользу Афонина Алексея Геннадьевича недополученное пенсионное обеспечение за период с июня 2020 года по май 2021 года в размере 295 193 руб.32 коп..

Решение может быть обжаловано ввой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено 05.10.2022г.

Судья Т.В. Брязгунова