Дело №А-1069/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Баталовой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени,
установил:
Административный истец обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с административным иском к Баталовой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени.
В обоснование административного иска указано, что в соответствии с п.3.4 статьи 23, пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса РФ в период с 27.03.2019г. по 03.10.2019г. Баталова Наталья Юрьевна являлась плательщиком страховых взносов и была обязана уплачивать их в установленные законом сроки, поскольку с 27.03.2019г. по 03.10.2019г. Баталова Н.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Согласно п.п.1, 2 п.1 ст.430 НК РФ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам за 2019 год составляет:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019г.: 29354 руб.,
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019г. : 6884 руб..
В связи с тем, что в 2019г. Баталова Н.Ю. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 27.03.2019г. по 03.10.2019г., расчет по страховым взносам в фиксированном размере за 2019 год произведен в следующем размере (по сроку уплаты 18.10.2019г.): по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (29354/12) х 6 + (29354/12) х 5/31 + (29354/12) х 3/31 = 15308,27 руб.. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование: (6884/12) х 6 + (6884/12) х 5/31 + (6884/12) х 3/31 = 3590,04 руб..
Баталовой Н.Ю. частично оплачена задолженность по страховым взносам за 2019 год.
Поскольку плательщиком страховых взносов в установленные законом сроки не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в полном объеме, в соответствии со ст.69 НК РФ Инспекцией в адрес плательщика было выставлено требование от 23.10.2019г. № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, врученное Баталовой Н.Ю. 16.12.2019г. через личный кабинет налогоплательщика.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год на момент выставления требования от 23.10.2019г. №ДАТА,27 руб. (оплата произведена 25.06.2019г. в размере 4500 руб. и 31.07.2020г. на сумму 4500 руб.). Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год на момент выставления вышеуказанного требования составила 1690,04 руб. (оплата произведена 25.06.2019г. в размере 950 руб. и 31.07.2020г. на сумму 950 руб.).
Межрайонной ИФНС России № по <адрес> было направлено заявление о вынесении судебного приказа Мировому судье судебного участка № Кировского <адрес> г. Хабаровска. Судебный приказ в отношении Баталовой Н.Ю. вынесен 04.02.2020г., однако 18.02.2020г. от плательщика поступили возражения относительно исполнения данного судебного приказа, в связи с чем, определением от 18.02.2020г. №а-359/2020-19 Мирового судьи судебного участка № Кировского <адрес> г. Хабаровска судебный приказ от 04.02.2020г. был отменен.
По состоянию на 06.08.2020г. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6308,27, пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5 руб.89 коп., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 1690,04 руб., пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 0,52 руб. Баталовой Н.Ю. не погашена, в связи с чем, ссылаясь на положения ст.ст.23, 31, 45, 48 Налогового кодекса РФ, ст.ст.1, 19, 286, 290, 291 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просит взыскать с Баталовой Н.Ю. сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: недоимка в размере 6308,27 руб., пеня в размере 5,89 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование: недоимка в размере 1690, 56 руб., пеня в размере 0,52 руб.
На основании определения судьи от 18.08.2020г. административный иск был принят к производству, в связи с заявленным административным истцом в административном исковом заявлении ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства, был установлен административному ответчику срок до 09.09.2020г. для предоставления в суд возражений; установлен сторонам срок для предоставления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу – до 01.10.2020г..
22.09.2020г. в суд поступили дополнительные возражения административного ответчика на исковое заявление, в которых Баталова Н.Ю. указала, что согласно информации её личного кабинета на официальном сайте Федеральной налоговой службы по состоянию на 18.09.2020г. общая сумма задолженности составляет 9812 руб.30 коп., общая сумма переплаты составляет 234473 руб.07 коп.. Усматривается, что сумма переплаты по налогам и страховым взносам превышает сумму задолженности, и, тем самым, превышает сумму административных исковых требований Административного Истца. В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. На указанных основаниях административный ответчик полагает, что МИФНС № вправе на основании действующего законодательства произвести взаимозачет, известив об этом налогоплательщика.
На основании определения от 23.09.2020г. в соответствии с Пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА N 36 (ред. от ДАТА) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" административному истцу были направлены дополнительные возражения на исковое заявление административного ответчика.
Пунктом 75 постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА N 36 (ред. от ДАТА) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований, в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд вправе вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства либо вновь установить десятидневный срок для направления в суд доказательств в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс (части 1, 2 статьи 292 КАС РФ).
После истечения данного срока суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по уточненным требованиям. Решение по такому делу принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения указанного определения (часть 6 статьи 292 КАС РФ).
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 68092147499476 административным истцом получены возражения административного ответчика 29.09.2020г., десятидневный срок для предоставления дополнительных доводов истек 13.10.2020г.,
Определением от 14.10.2020г. суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы административного дела, суд установил следующее.
Согласно пп. 2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с п.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено ст.432 НК РФ.
Согласно п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с п.3.4 статьи 23, пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса РФ в период с 27.03.2019г. по 03.10.2019г. Баталова Наталья Юрьевна являлась плательщиком страховых взносов и была обязана уплачивать их в установленные законом сроки, поскольку с 27.03.2019г. по 03.10.2019г. Баталова Н.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Согласно п.п.1, 2 п.1 ст.430 НК РФ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам за 2019 год составляет:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019г.: 29354 руб.,
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019г. : 6884 руб..
В связи с тем, что в 2019г. Баталова Н.Ю. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 27.03.2019г. по 03.10.2019г., расчет по страховым взносам в фиксированном размере за 2019 год произведен в следующем размере (по сроку уплаты 18.10.2019г.): по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (29354/12) х 6 + (29354/12) х 5/31 + (29354/12) х 3/31 = 15308,27 руб.. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование: (6884/12) х 6 + (6884/12) х 5/31 + (6884/12) х 3/31 = 3590,04 руб..
Баталовой Н.Ю. представлены возражения против административного иска, в которых указано, что согласно информации её личного кабинета на официальном сайте Федеральной налоговой службы по состоянию на 18.09.2020г. общая сумма задолженности составляет 9812 руб.30 коп., общая сумма переплаты составляет 234473 руб.07 коп.. Данные обстоятельства подтверждены сведениями с личного кабинета налогоплательщика, наличие переплаты установлено на основании доказательств, имеющихся в материалах административного дела.
Административный ответчик полагает, что МИФНС № вправе на основании действующего законодательства произвести взаимозачет на основании ст.78 НК РФ, известив об этом налогоплательщика.
Суд находит данные доводы ответчика обоснованными, заслуживающими внимания на основании следующего.
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДАТА N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В связи с тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом (сбором), определенным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на них не распространяется установленный ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядок возврата сумм излишне уплаченных налогов (сборов).
Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 06.10.2008г. № по вопросу о порядке возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование дал следующие указания.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Однако указанным Федеральным законом не установлены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Вместе с тем Федеральным законом от ДАТА N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Федеральной налоговой службы от ДАТА N ММ-3-1/74 на ее территориальные органы, поименованные в Приложении N 1 к данному Приказу, возложены бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе полномочия по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных страховые взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Пунктом 5 названного Приказа предусмотрено, что полномочия, возлагаемые на территориальные органы Федеральной налоговое службы согласно п. 1 данного Приказа, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми документами Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства, Банка России и другими методическими документами, регламентирующими порядок осуществления возложенных на налоговые органы функций.
Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства Российской Федерации администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Учитывая сложившуюся арбитражную практику, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДАТА N 2776/06 и N 4240/06, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДАТА N 3722/08, а также руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДАТА N 63-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, Министерством финансов Российской Федерации в Письме от ДАТА N 03-02-07/2-87, направленном в ФНС России, рекомендовано налоговым органам принимать решения о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.3 ст.8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Частью 1.1 ст.78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Таким образом, налоговый орган, по собственной инициативе вправе произвести зачет переплаты по страховым взносам - в счет задолженности по штрафам и пеням по тому же виду взносов (не более чем за три года со дня уплаты налога в излишнем размере).
Из документов, представленных Баталовой Н.Ю. и не опровергнутых административным истцом следует, что на счете административного ответчика имеется переплата по взносам на ОПС в размере 218979,08 руб., по взносам на ОМС в размере 11020,81 руб.. Данные размеры переплаты превышают размеры заявленных ко взысканию задолженностей, в связи с чем в удовлетворении заявленного административного иска суд считает возможным отказать.
Руководствуясь ст.ст.292-294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Баталовой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени, - отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело №А-1069/2020 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска
Секретарь судебного заседания ____________________