НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 23.08.2016 № 2А-2699/16

Дело № 2А-2699/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2016 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Забарацкой А.П.,

с участием: представителя административного истца Рыкуновой И.А., действующей по доверенности № от 26.07.2016 г., и документа о высшем профессиональном образовании, представителей административных ответчиков Царик Н.Ю., действующей по доверенности от 22.03.2016 г. и Лазаревой М.В., действующей на основании доверенности от 20.01.2016 г., и документов о высшем профессиональном образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, ОСП по Кировскому району г.Хабаровска, заинтересованному лицу – Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю о признании незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016г. № ,

установил:

Административный истец - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России обратился в суд с названным административным иском, в котором указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016г. в отношении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России возбуждено исполнительное производство № ,на основании постановления № от 21.12.2015г., выданного Межрайонной ИФНС №12 по Приморскому краю. В пункте 2 данного постановления судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому району г.Хабаровска постановил должнику перечислить на расчетный счет № взыскиваемую сумму по исполнительному документу. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016г. № не согласно, считает его недействительным, по следующим основаниям. Исполнительный документ - постановление № от 21.12.2015г., выданный Межрайонной ИФНС России №12 по Приморскому краю, вынесено в соответствии со ст.47 НК РФ на основании решения № от 21.12.2015г. о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества Учреждения на сумму в размере <данные изъяты> руб. Как указано в решении № от 21.12.2015г., налоговым органом приняты меры о взыскании за счет имущества в связи с неисполнением Учреждением требований № от 23.07.2015г., № от 12.02.2015г., от 24.12.2014г. № об уплате налога, сбора, пени, штрафов, а так же неисполнения решения о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на лицевых счетах организаций. В соответствии с п.6 Устава Учреждения, утвержденного министром обороны Российской Федерации от 25.05.2012г., учредителем ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств (п.10 Устава). Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Соответственно Учреждение не вправе выходить за рамки лимитов бюджетных обязательств. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п.14 Устава). Тип учреждения, в соответствии с Уставом и распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012г. № 422-p«Об изменении типа подведомственных Минобороны России федеральных государственных учреждений в целях создания федеральных казенных учреждений» - ­Федеральное государственное казенное учреждение. Согласно п.4 ст.49 Гражданского кодекса России, особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются Гражданского кодекса России, другими законами и иными правовыми актами. В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса России казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, так же ст.161 Бюджетного кодекса России определены особенности правового положения казенных учреждений. Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно части 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве, условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Такой порядок установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса. В статье 242.6 Бюджетного кодекса предусмотрено, что решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (пункт 1). Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа (пункт 2). Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При неисполнении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 3). При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (пункт 7). Таким образом, Бюджетный кодекс России или иной законодательный акт России не предусматривает предъявление исполнительного документа налогового органа о взыскании денежных средств с казенного учреждения взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю, поскольку существует особый порядок, предусмотренный ст.242.6 Бюджетного кодекса России. В силу статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа (часть 1); в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8). Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (пункты 2 и 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве). Согласно Уведомлению о приостановлении операций по расходованию средств № от 04.12.2015г. (исх. УФК № от 04.12.2015г.), Уведомлению о приостановлении операций по расходованию средств № от 04.12.2015г. (исх. УФК № от 04.12.2015г.), Уведомлению о приостановлении операций по расходованию средств № от 04.12.2015г. (исх. УФК № от 04.12.2015г.) Управления федерального казначейства Хабаровского края решения налогового органа № от 21.08.2015г., вынесенное на основании требования №, решения налогового органа № от 03.03.2015г., вынесенное на основании требования №, решения налогового органа № от 30.04.2015г., вынесенного на основании требования № ,направлены налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, т.е. Управление федерального казначейства Хабаровского края. Информация об отзыве данных решений из Управления федерального казначейства Хабаровского края в Учреждении отсутствует. Таким образом, налоговый орган, направляя в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска исполнительный документ - постановление № от 21.12.2015г., принятое на основании решения № от 21.12.2015г., в связи с неисполнением Учреждением требований № от 23.07.2015г., № от 12.02.2015г., от 24.12.2014г. № об уплате налога, сбора, пени, штрафов, дважды взыскивает сумму в размере <данные изъяты> руб., при этом порядок взыскания предусмотрен только Бюджетным кодексом России. С учетом изложенного, Учреждение считает, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов и следовало вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве. На основании вышеизложенного, просит признать недействительным постановление о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016г. № .

В судебном заседании представитель административного истца Рыкунова И.А. заявленные требования поддержала, просит удовлетворить по вышеизложенным основаниям. Дополнила, что у судебного пристава-исполнителя не было оснований для возбуждения исполнительного производства, поскольку налоговым органом ему не был предоставлен документ, подтверждающий отзыв постановления из УФК по Хабаровскому краю и взыскании с должника недоимки по налогу в связи с отсутствием на счетах денежных средств. Кроме того, в настоящее время и в казначействе и у судебного пристава-исполнителя на исполнении находятся одни и те же решения налогового органа, что по существу может повлечь двойное взыскание, что не допустимо. 22.03.2016 г. УФК было произведено частичное исполнение решения налогового органа, одновременно и в ОСП данное решение находилось на исполнении. У административного истца в УФК имеются только бюджетные счета, что в силу положений БК РФ является обстоятельством, исключающим возможность исполнения решения налогового органа службой судебных приставов, а также обстоятельством для отказа в возбуждении исполнительного производства либо основанием для прекращения возбужденного исполнительного производства.

Представители административных ответчиков Царик Н.Ю., Лазарева М.В. с требованиями административного истца не согласились, суду пояснили, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для возбуждения исполнительного производства в отношении должника – административного истца, такими основаниями явилось постановление налогового органа о принудительном исполнении решения о взыскании недоимки по налогу, штрафных санкций, а также сообщение УФК по Хабаровскому краю о невозможности исполнения решения налогового органа в течение 3-х месяцев в связи с отсутствием на счетах денежных средств. В постановлении налогового органа, направленном для принудительного исполнения в ОСП, была учтена сумма, уплаченная должником, в связи с чем, постановление было возбуждено о взыскании задолженности с учетом уплаченной суммы в размере <данные изъяты> руб., на оставшуюся в размере <данные изъяты> коп. Двойного взыскания не может быть, поскольку казначейство не производит принудительного исполнения, а лишь направляет должнику информацию о поступлении на счета денежных средств, после чего должник вправе дать распоряжение об их списании, о чем сообщается в ОСП. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены ФЗ «Об исполнительном производстве» и являются исчерпывающими, таких оснований по данному делу не имелось, поскольку если исполнительный документ не исполнен в течение 3-х месяцев, о чем из налогового органа судебным приставом было получено подтверждение УФК по Хабаровскому краю, он может быть предъявлен в ОСП для принудительного исполнения. Просят истцу в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо - Межрайонная ИФНС России № 12 по Приморскому краю в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела было извещено. Суд считает возможным рассмотрение дела без его участия, поскольку явка третьего лица не была признана судом обязательной.

Межрайонная ИФНС России № 12 по Приморскому краю представила отзыв, в котором указала, что согласно п.п.1 и 8 ст.45 Налогового кодекса России, налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога (сбора, пени или штрафа), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В силу п.п.3 и 4 ст.75 Налогового кодекса России на недоимку, числящуюся за налогоплательщиком, начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п.1 ст.69 Налогового кодекса России требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Форма требования об уплате налога, пеней, штрафа утверждена приказом ФНС России от 03.10.2012г. № ММВ-7-8/662@. В соответствии с п.2, п.3 ст.69 Налогового кодекса России требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. По результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной в инспекцию учреждением 16.04.2014г., инспекцией вынесено решение от 29.09.2014г. № «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому обществу дополнительно начислен земельный налог за 2013 год в размере <данные изъяты> руб., сумма штрафных санкций по п.1 cт.119 Налогового кодекса России составила <данные изъяты> руб., по п.1 cт.122 Налогового кодекса России - <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб. Управлением апелляционная жалоба была удовлетворена: размер налоговых санкций уменьшен в 2 раза в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (решение от 15.12.2014г. № ,сумма штрафных санкций <данные изъяты> руб. уменьшена до <данные изъяты> руб.). Также, учреждением 16.12.2014г. представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год. По результатам камеральной налоговой проверкой данной декларации налоговым органом с учетом указанного выше решения от 29.092014г. № , инспекцией вынесено решение от 26.05.2015г. № «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому обществу дополнительно начислен земельный налог за 2013 год в размере <данные изъяты> руб., сумма штрафных санкций по п.1 ст.122 Налогового кодекса России – <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб. Управлением решением от 20.07.2015г. № @ жалоба оставлена без удовлетворения. Решение № от 26.05.2015г. обжаловано учреждением в Арбитражном суде Приморского края; вступившим в законную силу решением от 28.12.2015г. по делу № решение № от 26.05.2015г. признано недействительным только в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса России, в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств; в удовлетворении требований учреждения в остальной части отказано. Судом апелляционной и кассационной инстанции решение Арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения. Дополнительно начисленные суммы земельного налога по вышеуказанным решениям, вступившим в законную силу, учреждением по состоянию на 23.12.2015г. в полном объеме самостоятельно не погашены, следовательно, указанная задолженность служит основанием для ежемесячного формирования сумм пени (п.п.3 и 4 ст.75 НК РФ). В связи с тем, что в установленные сроки налогоплательщиком не уплачен земельный налог, пени и штрафы по решению от 29.09.2014г. № и от 26.05.2015г. № , инспекцией в рамках действия статей 69, 70 Налогового кодекса России выставлены требования об уплате налога, пени и штрафов: № от 24.12.2014г. по сроку уплаты до 22.01.2015г., № от 12.02.2015г. по сроку уплаты до 05.03.2015г., № от 23.07.2015г. по сроку уплаты до 12.08.2015г., которые были направлены в адрес налогоплательщика заказным письмом. Вышеуказанные требования не были исполнены в добровольном порядке, т.е. задолженность по земельному налогу не была оплачена в установленные сроки. Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса России, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) ­организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса России предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса России должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Поскольку требование № от 24.12.2014г. налогоплательщиком не исполнено в установленный срок, налоговым органом принято решение от 03.03.2015г. № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании, в том числе: налоги - <данные изъяты> руб.; пени - <данные изъяты> руб.; штрафы – <данные изъяты> руб.; всего - <данные изъяты> руб. В связи с неисполнением в установленный срок требования № от 12.02.2015г. налоговым органом принято решение от 30.04.2015г. № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании, в том числе: пени – <данные изъяты> руб.; всего - <данные изъяты> руб. Поскольку требование № от 23.07.2015г. налогоплательщиком не исполнено в установленный срок, налоговым органом принято решение от 21.08.2015г. № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании, в том числе: налоги - <данные изъяты>, 00 руб.; пени - <данные изъяты> руб.; штрафы - <данные изъяты> руб.; всего - <данные изъяты> руб. В связи с неисполнением решений о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах организации должника, налоговым органом, в соответствии с п.7 ст.46, п.1 ст.47 Налогового кодекса России, вынесено постановление № о взыскании налога, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании от 23.07.2015г. № , срок исполнения которых истек 12.08.2015г., от 12.02.2015г. № срок исполнения которого истек 05.03.2015г., от 24.12.2014г. № , срок исполнения которого истек 22.01.2015г., в размере, не перечисленной задолженности по налогам, пеням и штрафам в общей сумме <данные изъяты>. Пунктом 3.1 статьи 46 Налогового кодекса России предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) ­организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме. Согласно п.1 ст.47 Налогового кодекса России, в случае, предусмотренном п.7 ст.46 Налогового кодекса России, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст.46 Налогового кодекса России. Данное право также корреспондирует пп.12 п.20 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010г. № 8З-ФЗ, в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику, в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи, открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Федеральным законом от 08.05.2010г. № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определен порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. Согласно пп.1 п.20 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010г. № 8З-ФЗ, обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. При этом следует принять во внимание, что само по себе принятие налоговым органом решения о принудительном взыскании сумм налога не свидетельствует, что обязанность налогоплательщика по уплате налога исполнена. Применительно к Федеральному Государственному казенному учреждению обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (п.п.2 части З статьи 45 Налогового кодекса России). Однако доказательств этому ФГКУ «Дальневосточное Территориальное Управление имущественных отношений» не представлено, денежные средства в бюджетную систему Российской Федерации не перечислялись. Кроме того, выписка по состоянию расчетов свидетельствует о ее наличии на лицевом счете налогоплательщика. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации детально не регламентирует порядок действий налогового органа с инкассовыми поручениями, в том случае, если на расчетном счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства, он не содержит положений, о необходимости отзыва неисполненных инкассовых поручений в случае обращения взыскания за счет имущества, в порядке с п.1 ст.47 Налогового кодекса России, также как и об отменепостановлений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества в случае исполнения инкассовых поручений (постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.2013г. № ). Однако Налоговый кодекс России предусматривает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п.7 ст.46 Налогового кодекса России). Таким образом, довод налогоплательщика о необходимости отзыва решений о задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика при обращении взыскания за счет имущества нормативно не обоснован. В соответствии со статьей 7 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы, организации, в том числе государственные органы, банки и иные кредитные организации, должностные лица, исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами. Налоговым органом, для принудительного исполнения требований о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, во исполнение требований пункта 3.1 статьи 4 Налогового кодекса России решение от 03.03.2015г. № , от 30.04.2015г. № ,от 21.08.2015г. № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика направлены для исполнения в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю. Уведомлением от 04.12.2015г. № , № , УФК по Хабаровскому краю уведомило МИФНС России № 12 по Приморскому краю о неисполнении решений о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика. 21.12.2015г. налоговым органом постановление № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, направлено для принудительного исполнения в ОСП по Железнодорожному району г.Хабаровска, которое было перенаправлено в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска. 22.03.2016г. в связи с частичным, добровольным погашением задолженности МИФНС России № 12 по Приморскому краю вынесено уточнение к постановлению № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, направлено адрес ОСП по Кировскому району г.Хабаровска. Таким образом, налоговый орган, направив исполнительный документ для принудительного исполнения в отдел судебных приставов, исполнил тем самым требования налогового законодательства, законодательства об обращении взыскания на средства бюджетных учреждений. На основании вышеизложенного с учетом, того, что общая задолженность, указанная в постановлении № от 21.12.2015г., не оплачена в бюджет РФ, а вынесенное постановление, предъявленное к исполнению, не является повторным взысканием, в связи с чем не нарушены права и законные интересы налогоплательщика, просит в удовлетворении требований ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ о признании недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016г. № отказать.

Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действий (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании постановления № от 21.12.2015 года, выданного МИФНС № 12 по Приморскому краю, вступившего в силу 21.12.2015 года, о взыскании с ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в пользу МИФНС № 12 по Приморскому краю налогов и сборов, включая пени, в размере <данные изъяты>., судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г.Хабаровска 22.06.2016г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Согласно Уставу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил России. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием. Для учета операций, осуществляемых Учреждением, являющимся получателем средств в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе Федерального казначейства открываются лицевые счета, а при наличии разрешения, выданного в установленном порядке, счета в учреждениях Центрального банка России или иных кредитных организациях. Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом, ответчиком и иным заинтересованным лицом в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством России. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Административный истец в обоснование несогласия с вынесенным постановлением ссылается на пп.8 п.1 ст.31 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», указывая, что ответчиком не соблюден порядок, предусмотренный ст.242.6 Бюджетного кодекса России, которым не предусмотрено предъявление исполнительного документа налогового органа о взыскании денежных средств с казенного учреждения взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

В силу пп.8 п.1 ст.31 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии со ст.242.6 Бюджетного кодекса России, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (часть 1).

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа (часть 2).

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При неисполнении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (часть 4).

Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (часть 5).

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи. При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 6).

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа об отсрочке или о рассрочке уплаты налога, сбора, пеней и штрафов. При предъявлении должником документа об отсрочке или о рассрочке приостановление операций по лицевым счетам должника не производится в период действия отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, пеней и штрафов. При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (часть 7).

Аналогичные положения закреплены в ст.46 Налогового кодекса России, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (часть 1). Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) – организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме (часть 3.1). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (часть 7).

Как усматривается из материалов дела, 03.03.2015г. Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 24.12.2014г. № , по которому срок исполнения истек 22.01.2015г., было вынесено решение № о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), согласно которому решено произвести взыскание с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств.

04.12.2015г. УФК по Хабаровскому краю направлено в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России уведомление № о приостановлении операций по расходованию средств до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).

30.04.2015г. Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 12.02.2014г. № , по которому срок исполнения истек 05.03.2015г., было вынесено решение № о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), согласно которому решено произвести взыскание с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств.

04.12.2015г. УФК по Хабаровскому краю направлено в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России уведомление № о приостановлении операций по расходованию средств до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).

21.08.2015г. Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 23.07.2015г. № , по которому срок исполнения истек 12.08.2015г., было вынесено решение № о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), согласно которому решено произвести взыскание с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств.

04.12.2015г. УФК по Хабаровскому краю направлено в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России уведомление № о приостановлении операций по расходованию средств до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).

Согласно ч.1 ст.47 Налогового кодекса России, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

21.12.2015г. Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю было вынесено решение № о взыскании с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в размере <данные изъяты>. за счет имущества, которое было направлено для исполнения службу судебных приставов.

Согласно материалам исполнительного производства № -ИП наряду с постановлением № от 21.12.2015 г. МИФНС России № 12 по Приморскому краю в отношении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска были направлены уведомление Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 4.12.2015 г. № о неисполнении административным истцом в течение трехмесячного срока решений налогового органа от 3.03.2015 г. № , от 30.04.2015 г. № , от 21.08.2015 г. № а также информация МИФНС России № 12 по Приморскому краю о том, что в отношении ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России по постановлению от 21.12.2015 г. № на сумму <данные изъяты>. задолженность частично погашена на сумму <данные изъяты>., остаток задолженности <данные изъяты>.

Таким образом налоговым органом были исполнены требования п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которому с актом государственного органа, осуществляющего контрольные функции о взыскании налога должен быть предоставлен документ, содержащий отметки банка или иной кредитной организаци, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ.

Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".

Статья 31 Закона N 229-ФЗ предусматривает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены в БК. На это прямо указано в ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве: порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 239 БК обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 БК РФ.

Главой 24.1 БК РФ установлено, что в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5).

Таким образом, взыскание на средства бюджетного учреждения службой судебных приставов не производится, если у бюджетного учреждения нет счета, открытого в ЦБ РФ или в кредитной организации.

Исходя из этого судебные приставы-исполнители должны принимать к исполнению исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней и исполнять их за счет средств, находящихся на счетах должников в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (п. 3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы судебных приставов от 23 марта 2006 г. N 33).

Кроме того, следует учитывать правило п. 6 ст. 242.2 БК, в соответствии с которым, если исполнительный документ о взыскании денежных средств с публично-правового образования не будет исполнен финансовым органом в течение трех месяцев, то он может быть по истечении этого срока предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

В рамках гражданского права к публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Поскольку административный истец к публично-правовому образованию не относится, соответственно в отношении него должны применяться положения, предусмотренные п.13 ст.242.3 БК РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В данном случае на момент получения исполнительного документа в отношении должника - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» судебному приставу – исполнителю была предоставлена информация о наличии у должника счетов в банках, в том числе открытых 4.02.2015 г. в Отделении Хабаровск 680000, Хабаровск, ул.Муравьева-Амурского,42, а также в Дальневосточном ГУ Банка России, в связи с чем, у него имелись основания для возбуждения исполнительного производства.

При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель, получивший в отношении должника - казенного учреждения исполнительный документ не вправе был отказать в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пп. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 229-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, ОСП по Кировскому району г.Хабаровска, заинтересованному лицу – Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю о признании незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016г. № – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2016г.

Председательствующий судья: И.Д.Костевская