Дело № 2-258/2024
УИД: 27RS0002-01-2024-000053-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Бойко А.А., при ведении протокола секретарем Иголкиной О.А.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от ДАТА, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДАТА, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Войсковой части №ФИО6, действующей на основании доверенности от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО11 к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании годовой премии, экономии фонда оплаты труда, морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с иском к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании годовой премии, экономии фонда оплаты труда, морального вреда, судебных расходов, в обоснование указав, что истец работал в обособленном структурном подразделении ФКУ «ОСК ВВО» - в войсковой № в должности юрисконсульта. По итогам 2023 года истцу не была выплачена в полном размере заработная плата: годовая премия за 2023г. предусмотренная приказом Министра обороны РФ от ДАТА№ в размере 60000 рублей и экономия фонда оплаты труда за 2023 г. в размере 60000 рублей. Вышеуказанные выплаты входили в систему оплаты заработной платы и были гарантированно предусмотрены: трудовым договором, коллективным договором, а также ведомственными нормативно-правовыми актами и рекомендациями. О том, что данные выплаты предусмотрены истцу, стало известно в декабре 2023 года, так как работодатель произвел выплату частями в размере около 2000 рублей. В 2023г. истец работал без нарушений, дисциплинарных взысканий не имел, снижение выплат истец считает предвзятым отношением работодателя из-за судебных споров.
Просит взыскать с ФКУ «ОСК ВВО» в пользу ФИО1 годовую премию за 2023 год, предусмотренную приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ» в размере 60000 руб., экономию фонда оплаты труда за 2023 г. в размере 60000 руб., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.
Не согласившись с исковым заявлением, представителем ответчика ФКУ «ОСК ВВО» поданы возражения, в которых указано, что решение о конкретном размере дополнительного материального стимулирования командир (руководитель) принимает исходя из личной оценки результатов деятельности работника, с учетом представляемых непосредственными командирами, начальниками, руководителями рапортов. Следует отметить, что при этом не устанавливается обязанность командира (руководителя) иметь документальные подтверждения и доказательства такой личной оценки. Требование истца о возложении обязанности работодателя выплачивать ему премию в размере доведенной расчетной суммы не основано на законе и удовлетворению не подлежит, поскольку определение таких критериев находится в компетенции Министра обороны РФ, который в свою очередь определил, что решение о конкретном размере дополнительного материального стимулирования принимается работодателем по результатам исполнения работником должностных обязанностей. Работник в силу положений действующего трудового законодательства не наделен правами давать оценку результатам выполненной им работы и определять себе к выплате не предусмотренные трудовым договором дополнительные выплаты (премии) и их размер, то есть, вмешиваться в деятельность работодателя. Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения ими должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Порядок не предусматривает обязанность работодателя премировать работников военных организаций денежными суммами. Согласно п. 4.1.3 трудового договора № от ДАТА, заключенного между войсковой частью № (работодателем) и ФИО1 (работником), работнику установлены выплаты стимулирующего характера, предусмотренные вышеуказанными приказами 545 и 1010. Также данным трудовым договором установлено, что решение об их выплате производится по результатам исполнения должностных обязанностей и решений, принимаемых Министерством обороны Российской Федерации о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала, размер определяется в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели. Согласно приложению № к коллективному договору войсковой части № на 2022-2025 годы при материальном стимулировании учитывается вклад конкретного работника в работу всего коллектива войсковой части. Материальное стимулирование работников осуществляется путем выплат стимулирующего характера с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы лиц гражданского персонала. Работа истца работодателем оценена соответствующим образом, учитывая, что с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТАФИО7 находился в отпуске, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА находился на больничном, ДАТА, ДАТА, ДАТА и ДАТА не находился на рабочем месте. В дни, когда истец прибывал на рабочее место, от него поступали жалобы на ненадлежащие условия труда. При том, что согласно п.п. 43, 45, 47 Порядка, ФИО1 не положены выплаты вознаграждений по итогам 2023 года, так как в расчетные периоды он был уволен, ему произведены следующие выплаты, в соответствии с приказом командира войсковой части 42733:
-№ от ДАТА в сумме 1000 рублей (материальное стимулирование за октябрь 2023 года, Приказ 1010);
-№ от ДАТА в сумме 2113 рублей (экономия фонда оплаты труда за октябрь 2023 года, Приказ 545);
-№ от ДАТА в сумме 2500 рублей (материальное стимулирование за 2023 год Приказ 1010);
-№ от ДАТА в сумме 1000 рублей (экономия фонда оплаты труда за 2023 год Приказ 545).
Учитывая, что работодателем ФИО1 произведены все необходимые и даже сверх положенных выплаты, заявленные требования удовлетворению не подлежат. Истец в исковом заявлении требует взыскать с ФКУ «ОСК ВВО» судебные расходы в сумме 50000 рублей. Исходя из материалов дела, истцом заключен договор возмездного оказания услуг с ФИО8 стоимостью 50 000 руб. В материалах дела представлено исковое заявление, подписанное ФИО1 Таким образом, данные, указанные в договоре возмездного оказания услуг о составлении искового заявления, не соответствуют действительности. Таким образом, учитывая степень сложности дела, характер заявленных требований, количество времени, затраченного ФИО8, вид и объем оказанных услуг, а также то обстоятельство, что оказание понесенных судебных расходов не подтверждено документами и иными доказательствами, расходы на оплату услуг представителя должны быть заявлены в разумных пределах, а заявленная сумма является явно завышенной. В связи с чем, требование о взыскании расходов на оплату юридических услуг по данному гражданскому делу не подлежит удовлетворению.
Представителем третьего лица ФКУ «Управления финансового обеспечения по Восточному военному округу» представлены возражения на иск, в которых указано, что выплата истцу дополнительного материального стимулирования за работу в 2023 году произведена работодателем с учетом его права как работодателя на самостоятельное определение размеров дополнительного материального стимулирования каждому работнику с учетом количества отработанных истцом рабочих дней в 2023 году и результатов его работы. Доводы истца о том, что выплаченная ему сумма дополнительного материального стимулирования за 2023 год не соответствует усредненным значениям (60000 руб.), установленным ведомственными нормативными актами, не могут быть приняты во внимание, поскольку таких усредненных значений никто, кроме истца, в Министерстве обороны не устанавливал, а размер выплаты определен работодателем с учетом результатов работы истца, характера и сложности выполненной им работы. Расчетная сумма на каждого работника для выплаты дополнительного материального стимулирования за 2023 год установлена Министром обороны РФ в размере 12 000 руб., в связи с чем, войсковой части № на 117 работников было выделено 1 404 000 руб. Порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (п. 39). Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала (п. 40). Усредненное значение премии за счет экономии фонда оплаты труда в размере 60000 руб. также ни чем и ни кем не установлено. Войсковой части 42733 для выплаты указанной премии за 2023 год было выделено 494 910 руб., что в среднем составляло 4 230 руб. на одного работника.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, просили отказать в удовлетворении исковых требований, поддержали позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление. Свою позицию мотивировали тем, что ФИО1 не надлежало выплачивать премию по итогам 2023 года и экономию фонда оплаты труда, несмотря на это врио командира войсковой части принято решение произвести выплаты, которые являются достаточными, с учетом результатов работы ФИО1, который после восстановления на работе постоянно находился либо в отпуске, либо на больничном, либо представлял интересы своей сожительницы в суде, а также характера и сложности выполненной им работы.
На основании пояснений сторон, исследованных письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно требованиям статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее, ТК РФ) заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу положений статьи 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 132 ТК РФ).
Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Исходя из приведенных норм законодательства, заработная плата работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
Система оплаты труда в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации наряду с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может устанавливаться также ведомственными нормативными правовыми актами.
Указом Президента Российской Федерации от ДАТА№ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющуюся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты.
Условия оплаты труда работников военных организаций определены Приказом Министра обороны Российской Федерации «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» от ДАТА N 545 (далее - Приказ 545), который устанавливает размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников, виды, и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера. Данным приказом утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА№ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РоссийскойФедерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 7 названного Порядка установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов (пункт 6 Порядка).
Из указанных положений Порядка следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА№ осуществляется по результатам работы (службы) военнослужащих и лиц гражданского персонала в пределах лимитов доведенных бюджетных средств с учетом представленных рапортов, руководителями соответствующих структурных подразделений, по результатам рассмотрения которых работодателем производится выплата материального стимулирования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.09.2018г. между войсковой частью № в лице врио командира войсковой части № подполковника ФИО9 (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор №, по которому работодатель предоставил работнику работу по должности юрисконсульта 1 категории (по основной работе) с 21.09.2018г.
Из содержания заключенного с ФИО1 трудового договора от 21.09.2018г. № по должности юрисконсульта 1 категории следует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственный нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей; обеспечивать бытовые нужды работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей.
Трудовым договором 21.09.2018г. № по должности юрисконсульта 1 категории работнику установлены выплаты компенсационного характера в виде дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министерства обороны РФ № и выплаты стимулирующего характера за счет экономии фонда оплаты труда, коллективным договором.
Приказом командира войсковой части № от 03.08.2023г. №ФИО1 восстановлен в должности юрисконсульта 1 категории в войсковой части № основании апелляционного определения <адрес>вого суда от 02.08.2023г.
Приказом командира войсковой части 42733 № от 08.09.2023г. ФИО1 определено рабочее место № в штабе войсковой части, закреплены средства вычислительной технички.
В соответствии с выпиской из табеля учета использования рабочего времени ФИО1 с ДАТА. находился в ежегодном отпуске. В период с ДАТА по ДАТА. истец отсутствовал на рабочем месте с разрешения администрации либо находился на больничном. Фактически истцом отработано 16 часов 26 и ДАТАг., в октябре 2023г. ФИО1 фактически отработал 94 часа (11 дней).
На основании приказа № от 18.10.2023г. трудовой договор с ФИО1 расторгнут, истец уволен с замещаемой должности 20.10.2023г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, и личного заявления от 18.10.2023г. №.
Согласно представленных писем начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» от ДАТАг. и ДАТА расчетная сумма на каждого работника для выплаты дополнительного материального стимулирования за 2023 год установлена Министром обороны РФ в размере 12 000 руб., в связи с чем, войсковой части № на 117 работников выделено 1 404 000 руб. Войсковой части 42733 для выплаты экономии фонда оплаты труда за 2023 год выделено 494 910 руб., что в среднем составляло 4 230 руб. на одного работника.
Разделив выделенные денежные средства помесячно на каждого работника получается следующий расчет:
Премия за 2023 год в размере 12000 руб. / 12 мес. = 1000 рублей (ежемесячно на каждого из работников).
Экономия фонда оплаты труда за 2023 год 4230 руб. / 12 мес. = 352,5 рубля (ежемесячно на каждого из работников).
Как следует из представленных расчетных листков ФИО1 выплачено материальное стимулирование за октябрь 2023 года в размере 1000 руб., экономия фонда оплаты труда за октябрь 2023 года в сумме 2 113 руб., материальное стимулирование за 2023 год в сумме 2 500 руб., экономия фонда оплаты труда за 2023 год в сумме 1 000 руб.
Таким образом, выплата истцу материального стимулирования по итогам 2023 года и выплата экономии фонда оплаты труда за 2023 год произведена работодателем с учетом его права (работодателя) на самостоятельное определение размеров дополнительного материального стимулирования, временной нетрудоспособности истца, его отсутствия на работе с разрешения администрации и количества отработанных им рабочих дней в 2023 году (13 дней).
Оснований не согласиться с действиями ответчика по произведенным выплатам (премии и экономии фонда оплаты труда за 2023 год) истцу у суда не имеется.
Требования истца о взыскании в его пользу премии и экономии фонда оплаты труда за 2023 год на общую сумму 120000 рублей являются надуманными и документально не подтвержденными, опровергаются письмами ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о доведенных лимитах Министерством обороны РФ для осуществления выплат работникам материального стимулирования.
Доводы истца о том, что другим работникам произведены выплаты премии в большем размере, не могут быть приняты во внимание, поскольку размер каждой выплаты определен работодателем дифференцированно с учетом результатов работы конкретного работника, сложности и характера выполненной им работы. Также суду предоставлены выписки из приказа на юрисконсульта ФИО6, согласно которым последней произведена выплата материального стимулирования по итогам 2023 года и выплата экономии фонда оплаты труда за 2023 год в общей сумме 2000 рублей, что является ниже, чем у истца ФИО1
Доводы истца, указывающие на то, что работодатель обязан был выплатить экономию фонда оплаты труда с учетом его восстановления на работе по решению суда в полном объеме за весь 2023 год судом отклоняются, поскольку в соответствии с п. 40 Приказа Министра обороны РФ от ДАТА N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. Результаты работы истца оценивались руководством по итогу выполненной работы в период с ДАТА по ДАТА, что суд находит верным, именно в указанный период времени возможно оценить служебную деятельность ФИО1
Указанный выше Порядок устанавливает право работодателя на определение конкретных размеров выплаты, с учетом достигнутых работником результатов работы за конкретный период времени. Фиксированные размеры материального стимулирования Порядком не определены.
Согласно материалам дела, истец не был лишен материального стимулирования за 2023г.
Работодатель премировал истца с учетом конкретных результатов работы, оцененных непосредственным руководителем истца. Поскольку ФИО7 согласно должностным обязанностям юрисконсульта подчинялся непосредственно командиру части, составления рапортов не требовалось.
Доводы истца о предвзятом к нему отношении со стороны его непосредственного руководителя командира войсковой части № опровергаются тем фактом, что премия по итогам работы за 2023 год определялась на основании рапорта врио командира войсковой части №
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Горбатова Николая Юрьевича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании годовой премии, экономии фонда оплаты труда, морального вреда, судебных расходов, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 февраля 2024 года.
Судья: \подпись\
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна: судья Бойко А.А.
Подлинник решения подшит в деле №, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска.
Секретарь: ФИО10