НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 17.08.2021 № 12-385/2021

Дело № 12-385/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

17 августа 2021 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев протест Амурского городского прокурора Хан В.Г. на решение и.о. руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО2 от 07 июня 2021 года и постановление государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае ФИО3 от 30 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении главы Амурского муниципального района ФИО8,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае ФИО3 от 30 апреля 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении главы Амурского муниципального района ФИО1 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением и.о. руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО2 от 07 июня 2021 года постановление государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае ФИО3 от 30 апреля 2021 года оставлено без изменения, протест Амурского городского прокурора без удовлетворения.

Амурский городской прокурор Хан В.Г. обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с протестом, в котором, считая постановление и решение вышестоящего должностного лица незаконными и необоснованными, поскольку допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, просит их отменить, а дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на ошибочность выводов должностных лиц об отсутствии у главы Амурского района полномочий по осуществлению надзора за МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие», а также невозможности проведения в отношении предприятия проверки в связи с введением моратория на проведение проверок в рамках государственного и муниципального контроля в отношении юридических лиц. Указывает на то, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района является структурным подразделением органа местного самоуправления и не наделено полномочиями осуществлять ведомственный контроль. Установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 запрет на проведение проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц не распространяется на проведение проверок в рамках Закона Хабаровского края от 22.04.2015 № 52 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Хабаровском крае». Согласно п.п. 1.3, 1.4 Устава МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» учредителем и собственником Предприятия является муниципальное образование Амурский муниципальный район Хабаровского края. Глава района возглавляет местную администрацию и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений адми­нистрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений, при осуществлении возложенных на него полномочий должен был предвидеть и предотвратить нарушение трудового законодательства. Между тем, указанные обстоятельства должностными лицами не учтены, надлежащая правовая оценка им не дана.

В качестве прокурора в суде присутствовал помощник прокурора Кировского района г. Хабаровска Барсукова Л.И., которая доводы протеста поддержала. Просит протест удовлетворить, постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие

ФИО5, должностных лиц ГИТ в Хабаровском крае ФИО3, ФИО2, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в протесте, заслушав заключение прокурора Барсуковой Л.И., прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу положений ст. 26.1 данного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Должностными лицами указанные требования закона при рассмотрении дела в полном объеме выполнены не были.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1

В соответствии со ст. 353.1 ТК РФ органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации осуществляется ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.

Законом Хабаровского края от 22.04.2015 № 52 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Хабаровском крае» в соответствии со статьей 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок и условия осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований края ведомственного контроля за соблюдением в подведомственных Организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 3 Закона Хабаровского края от 22.04.2015 № 52 ведомственный контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение подведомственными организациями при осуществлении их деятельности трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого уполномоченным органом ежегодного плана проверок.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение подведомственными организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устранение нарушений, выявленных ранее проведенной проверкой.

Пунктом 7 ст. 3 Закона Хабаровского края от 22.04.2015 № 52 определены основания проведения внеплановых проверок подведомственных организаций: поступление в уполномоченный орган информации от граждан, организаций, государственных органов края, органов местного самоуправления, средств массовой информации о нарушениях в подведомственных организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; истечение срока, указанного в ранее выданном подведомственной организации предписании об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; издание приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно п.п. 1 п. 8 ст. 3 Закона Хабаровского края от 22.04.2015 № 52, руководитель уполномоченного органа принимает решение о проведении внеплановой проверки в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации либо требования, указанных в пунктах 1, 3 части 7 настоящей статьи.

Аналогичные требования к основаниям и порядку проведения внеплановых проверок в рамках ведомственного контроля установлены п.п. 2.4.2, 2.4.2.1, 2.4.3, 2.4.3.1 Положения о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в муниципальных организациях Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденного постановлением администрации Амурского муниципального района от 12.10.2018 № 747.

Из материалов дела следует, что на основании решения от 22.03.2021 Амурской городской прокуратурой в период с 22.03.2021 по 20.04.2021 проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, а также законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях в отношении администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.

В ходе проверки установлено, что всоответствии с постановлением администрации г. Амурска с Амурским районом от 21.06.1993 № 629 на территории Амурского муниципального района учреждено муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие». Согласно п.п. 1.3., 1.4. Устава МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» учредителем и собственником Предприятия является муниципальное образование Амурский муниципальный район Хабаровского края.

МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» подведомственно Комитету по управлению муниципальным имуществом Амурского муниципального района, являющимся структурным подразделением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.

В силу п. 1 ст. 32 Устава Амурского муниципального района Хабаровского края глава муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района, является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом N 5 31-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального района возглавляет местную администрацию (п. 6 ст. 32 Устава).

Согласно п. 2 ст. 33 Устава, глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и осуществляет, в том числе следующие полномочия: в соответствии с действующим законодательством руководит и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений администрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с Распоряжением от ДАТА-лс ФИО1 вступил в должность главы Амурского муниципального района Хабаровского края.

По результатам проверки прокуратурой сделан вывод о том, что в нарушение требований ст. 353 ТК РФ, ст. 3 Закона Хабаровского края от 22.04.2015 № 52 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Хабаровском крае», постановления администрации Амурского муниципального района от 12.10.2018 № 746 «Об утверждении Положения о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в муниципальных организациях Амурского муниципального района» главой администрации Амурского муниципального района ФИО1 не организовано исполнение требований ст. 353.1 ТК РФ, данная информация не доведена до органа администрации Амурского муниципального района, осуществляющего функции и полномочия учредителя МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района с целью проведения внеплановой проверки в рамках ведомственного контроля.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 30 марта 2021 года Амурским городским прокурором в отношении главы администрации Амурского муниципального района ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Амурского муниципального района ФИО1 по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, и оставляя постановление нижестоящего должностного лица без изменения, должностные лица административного органа указали, что глава Амурского района не является ведомством, осуществляю­щим надзор за МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие», этим правом наделен учредитель - Комитет по управлению муниципальным имуществом ад­министрации Амурского муниципального района, а также на невозможность проведения в 2020 году проверки по факту невыплаты заработной платы в связи с наличием прямого запрета, установленного Постановлением Правительства РФ № 438 от 03.04.2020.

Вместе с тем, с таким выводом должностных лиц согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, норм материального права.

В соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края от 22.04.2015 № 52 «О ведомствен­ном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Хабаровском крае» под уполномоченными органами понимаются, органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления, осуществляющие ведомственный контроль за соблюдением в подведомственных организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района является структурным подразделением органа местного самоуправления, таким образом, не наделено полномочиями по осуществлению ведомственного контроля.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осу­ществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государ­ственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей», установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только: внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления; плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего постановления; плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Вместе с тем, согласно пункта 5 вышеуказанного положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.

Таким образом, исходя из анализа положений вышеуказанного Федерального закона, мораторий на проведение проверок, установленный Постановлением Правительства № 438 от 03.04.2020 не распространяется на проведение проверок, регулируемых Законом Хабаровского края от 22.04.2015 № 52.

Из положений ст. 2.4 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, учитывая, что глава района возглавляет местную администрацию и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений адми­нистрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений, при осуществлении возложенных на него полномочий должен был надлежащим образоморганизовать исполнение требований ст. 353.1 ТК РФ, ст. 3 Закона Хабаровского края от 22.04.2015 № 52 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Хабаровском крае».

Однако должностными лицами административного органа надлежащая правовая оценка указанным обстоятельствам не дана.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что дело рассмотрено должностным лицом с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену вынесенного постановления.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, является преждевременными.

На основании изложенного, постановление государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае ФИО3 от 30 апреля 2021 года и вынесенное по результатам рассмотрения протеста решение и.о. руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО2 от 07 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении главы Амурского муниципального района ФИО1, не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья может принять решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее года со дня совершения административного правонарушения. Из материалов дела следует, что инкриминируемое ФИО1 правонарушение в части нарушения требований трудового законодательства при получении 09.07.2020 информации об образовании задолженности по заработной плате МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» выявлено 16 июля 2020 года, таким образом, на момент рассмотрения в Кировском районном суде г. Хабаровска протеста срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности в указанной части истек.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и вынесенное по результатам рассмотрения протеста решение вышестоящего должностного лица в указанной части подлежат отмене по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а производство по делу в части административного правонарушения, выявленного 16.07.2020 прекращению в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи, с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения требований трудового законодательства, выявленного 23.12.2020, не истек, дело в указанной части следует возвратить должностному лицу ГИТ в Хабаровском крае на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении данного дела должностному лицу следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить приведенные доводы протеста и материалы дела, дать правильную оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и документам, принять по делу мотивированное, законное и обоснованное постановление.

С учетом изложенного и руководствуясь п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае ФИО3 от 30 апреля 2021 года и решение и.о. руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО2-И от 07 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении главы Амурского муниципального района ФИО1 – отменить.

Производство по делу в части нарушения требований трудового законодательства при получении 09.07.2020 информации об образовании задолженности по заработной плате прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В остальной части дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае.

Протест Амурского городского прокурора Хан В.Г. считать удовлетворенным частично.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г.Хабаровска.

Судья (подпись)

Копия верна, Судья С.Н. Опалей

<данные изъяты>

<данные изъяты>