Дело № 12-262/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
12 сентября 2018 года г.Хабаровск
Судья Кировского районного суда г.Хабаровска Опалей С.Н., рассмотрев жалобу защитника Николаевой И.В. на постановление старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 16 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении УФСИН России по Хабаровскому краю,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО3 от 16 июля 2018 года УФСИН по Хабаровскому краю привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, за выявленное 07 июня 2018 года несоблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившегося в несанкционированном складировании (сбросе) на почву отходов на земельном участке по адресу <...>, чем нарушило требования ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3.2, 3.3, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" от 30.04.2003 № 80.
Защитник Николаева И.В. обратилась в Кировский районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой просит постановление отменить, и производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения и вины. Указывает на то, что земельный участок в 2000 году принят Учреждением, где планировалось расширение ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, однако в дальнейшем потребность в данном объекте отпала, в связи с чем, согласовано решение о списании данного имущества с баланса УФСИН России по Хабаровскому краю с последующей разборкой. Данный объект УФСИН и его структурными подразделениями ранее никогда не эксплуатировался, какие-либо объекты УФСИН на территории не располагаются. Доказательств принадлежности данного мусора к деятельности УФСИН России по Хабаровскому краю в материалах дела не имеется. Указывает на то, что юридическое лицо не является субъектом административного правонарушения, поскольку такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности УФСИН. Указывает на допущенные процессуальные нарушения, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом с нарушением правил подведомственности, установленного ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, должностное лицо Комитета регионального государственного контроля и лицензирования в области охраны окружающей среды ФИО3, не явились, о дне, месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Защитник Николаева И.В. жалобу поддержала, приведя те же доводы, просит постановление отменить, жалобу удовлетворить.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника юридического лица Николаеву И.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования.
В силу ст. 11 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п.1); запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п.2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п.3).
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно требованию п. 3.2, 3.3, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" от 30.04.2003 № 80, временное складирование отходов допускается на специально оборудованных для этого площадках, временное хранение отходов прежде всего предназначается для накопления отдельных разновидностей отходов; при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от атмосферных осадков (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки предусматривается обваловка.
В соответствии с ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в ходе рейдового осмотра территории земельного участка с кадастровым номером: №, и объектов недвижимости по ул. Лермонтова, 50 в г. Комсомольске-на-Амуре 07 июня 2018 года выявлено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, установленных статьями 34, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ, п. 3.2, 3.3, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» от 30.04.2003 № 80, выразившееся в том, что на указанной территории расположены строения капитального типа бывшего военного городка УФСИН Хабаровского края, объект не эксплуатируется, фактически не охраняется, имеется свободный доступ посторонних лиц, на территории имеются следы частичной разборки и демонтажа зданий, сооружений, при этом образованы отходы от их разборки, твердые коммунальные отходы, относящиеся к отходам 4 и 5 класса опасности (доски, рамы, битый кирпич, штукатурка и другие), а также порубочные остатки от сноса древесной растительности (4 и 5 класса опасности), складированы навалом на почву. Общая площадь несанкционированного складирования (свалки) отходов на территории бывшего военного городка около 100 кв. метров. Лицом, ответственным за содержание земельного участка бывшего военного городка, предоставленного в пользование, является УФСИН по Хабаровскому краю.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.06.2018 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <...> принят в постоянное (бессрочное) пользование УФСИН по Хабаровскому краю.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении УФСИН по Хабаровскому краю дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства использования данного земельного участка и расположенных на нем строениями УФСИН России по Хабаровскому краю, не имеется доказательств того, что осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой образовались отходы в процессе производства или потребления, их принадлежность Учреждению.
Кроме того, материалами дела установлено, что УФСИН России по Хабаровскому краю указанный объект не эксплуатируется и не эксплуатировался, согласовано с ФСИН России решение о списании имущества с баланса УФСИН России по Хабаровскому краю с последующей разборкой и использованием строительных материалов в хозяйственных целях, предприняты меры по заключению государственного контракта на вывоз мусора.
Следовательно, УФСИН России по Хабаровскому краю не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В связи с чем, доводы жалобы в этой части являются обоснованными.
Изложенное исключает наличие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Тот факт, что земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование УФСИН по Хабаровскому краю не свидетельствует о наличии в его действиях состава инкриминируемого правонарушения и вины.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО3 от 16 июля 2018 года, вынесенное в отношении УФСИН по Хабаровскому краю по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении УФСИН по Хабаровскому краю подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, доводы жалобы о рассмотрении дела об административном правонарушении с нарушением правил подведомственности подлежит отклонению, поскольку в порядке ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 8.2 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. При этом определения должностного лица о передаче дела на рассмотрение судье в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО3 от 16 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении УФСИН России по Хабаровскому краю – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника Николаевой И.В. – считать удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Судья (подпись)
Копия верна, Судья С.Н. Опалей
<данные изъяты>
<данные изъяты>