Дело № 2А-1265/2021
УИД 27RS0002-01-2021-001957-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Водолажской Т.М., при секретаре Богачевой С.А.,
с участием представителя административного истца ФИО2, действующего на основании доверенности от 21.07.2021, сроком по 23.05.2022, имеющего высшее юридическое образование (диплом <данные изъяты>),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГУП «Охрана» Росгвардии в лице Управления по Восточному округу ЦООС (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, заинтересованное лицо ФИО3, о признании незаконным и отмене предписания от 12.07.2021 № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным заявлением к административному ответчику Государственной инспекции труда в Хабаровском крае. В обоснование иска указав, что главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО4 выдано предписание от 12.07.2021 № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 об устранении выявленных нарушений, с требованием произвести ФИО1 доплату до минимального размера оплаты труда по основному месту работы за октябрь 2020 года и за май 2021 года в срок до 12.08.2021. Указанное предписание считает незаконным и необоснованным, поскольку инспектором ГИТ не учтено, что с 15.10.2020 по 19.10.2020 работник ФИО1 находился в отпуске без сохранения заработной платы согласно его заявлению от 14.10.2020 и приказу ВС-ХБ 00216 от 15.10.2020, норму рабочих часов по производственному календарю на октябрь 2021 не выработал. Поэтому, исходя из ст. 133 ТК РФ, на доплату в октябре до МРОТ права не имеет. Согласно ст.ст. 129, 133 ТК РФ месячная заработная плата, состоящая из должностного оклада (тарифной ставки), компенсационных и стимулирующих доплат, работника, и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Таким образом, заработная плата работников, не может быть менее МРОТ, с учетом, в том числе и стимулирующих выплат (премий). За май 2021 согласно данным расчетного листка ФИО1 было начислено 25 815, 11 рублей, в связи с чем, доплаты до МРОТ ФИО1 за май 2021 не имеет законного права.
Просит предписание Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО4 от 12.07.2021 № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 признать незаконным и отменить.
Определением суда от 09.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО1.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, представил письменные пояснения, согласно которым акт проверки и оспариваемое предписание были получены административным ответчиком по почте с сопроводительным письмом (вызовом) от 12.07.2021 № 27/10-1329-21-И на рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Таким образом, возражения на изложенные в акте проверки обстоятельства и выводы, а также документы по отпуску ФИО1 в октябре 2020 предприятие не имели возможности представить до завершения проверки и вынуждены было оспорить предписание в судебном порядке. В ходе проверки не было учтено, что с 15 по 19 октября 2020 работник ФИО1 находился в отпуске без сохранения заработной платы согласно его заявлению, норму рабочих часов за октябрь 2020 он не выработал. За май 2021 согласно данным расчетного листка ФИО1 было начислено 25 815, 11 рублей, что превышает установленный в Хабаровском крае МРОТ.
В соответствии с п. 16.10 Положения об оплате труда отдельных категорий работников подразделений военизированной охраны ФГУП «Охрана» Росгвардии утверждённого приказом ФГУП «Охрана» Росгвардии от 26.09.2018 г. 423 (в редакции приказа ФГУП «Охрана» Росгвардии от 11.06.2019 г. № 424) доплата до МРОТ, если работник отработал не всю норму рабочего времени, установленную на данный месяц, в том числе, по трудовому договору с совместителем, и при этом, его заработная плата оказалась ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени, предприятием осуществляется доплата до МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени. Размер при не полностью отработанном периоде определяется как разница между МРОТ, установленным законодательством РФ, исчисленным пропорционально отработанному времени.
По табелю рабочего времени ФИО1 в октябре 2020 года отработано:
- по основному месту работы - 144 часа. Доля рабочего времени составила ((31 - 5 = 26)/31 = 0,83871)*176 = 147,6134, то есть норма времени не отработана, доля рабочего времени 144/147,613 = 0,9755. Расчёт величины МРОТ следующий: 12130,00*0,83871*0,9755 = 9924,54 р. Расчёт доплаты до МРОТ следующий: 9924,54 -4583,52, тариф - 4583,52, месячная премия - 458,35, надбавка стаж = 299,15 р., что соответствует расчётному листу ФИО1 за октябрь 2020.
по внутреннему совместительству - 24 часа. Доля рабочего времени составила ((31 – 5 = 26)/31 = 0,83871)*176*0,5 = 73,806 ч. То есть норма времени не отработана, доля рабочего времени 24/73,806 = 0,3252. Расчет величины МРОТ следующий: 12130,00*0,83871*0,3252*0,5 = 1654,09 р. Расчёт доплаты до МРОТ следующий: 1654,09 -763,92, тариф - 763,92, месечная премия = 126,25 р., что соответствует расчётному листу ФИО1 за октябрь 2020.
По табелю рабочего времени ФИО1 в мае 2021 отработано:
по основному месту работы - 168 часов. Норма по календарю рабочего времени 152 ч. выполнена. Доля рабочего времени составила – 1. Расчёт величины МРОТ следующий: 12792,00*1 = 12792,00. Расчёт доплаты до МРОТ следующий:12792,00 - 5428,08, тариф - 5428,08, мес. премия - 542,81, надбавка стаж - 2 000,00, премия праздничная дата -606,97 руб. доплата не положена, в расчетном листке ФИО1 за май 2021 отсутствует.
по внутреннему совместительству - 40 часов. Доля рабочего времени 1*152*0,5 = 76 ч. То есть норма времени не отработана, доля рабочего времени 40/76 = 0,5263. Расчёт величины МРОТ следующий: 12792,00*1*0,5263*0,5 = 3366,31 р. Расчёт доплаты до МРОТ следующий: 3366,31 - 1292,40, тариф – 1292,40, месечная премия - 781,51 р., что соответствует расчетному листку ФИО1 за май 2021.
Просит предписание ГИТ в Хабаровском крае от 12.07.2021 № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 признать незаконным.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял, предоставив возражения на исковое заявление.
В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Поскольку стороны ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, их явка обязательной судом не признавалась, в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Из представленных письменных возражений представителя административного ответчика ФИО4 следует, что с доводами истца о незаконности предписания в части доплаты до МРОТ за октябрь 2020 года, в связи с нахождением ФИО1 в отпуске без сохранения заработной платы и не выработкой нормы рабочих часов по производственному календарю, согласен.
С доводами о незаконности предписания в части доплаты до МРОТ не согласен по следующим причинам. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается другими работодателями за счет собственных средств. Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ не подлежат включению в МРОТ районный коэффициент, процентная надбавка, доплата за совмещение профессий (должностей), доплата за сверхурочную работу, доплата за работу в ночное время, доплата за работу в выходные и праздничные дни. Таким образом, если работник предприятия отработал полностью месячную норму рабочего времени и при этом его заработная плата за вычетом повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, доплаты за совмещение должностей оказалась ниже МРОТ, то осуществляется доплата до установленного МРОТ.
В предоставленном расчетном листке ФИО1 за май 2021 учтены все начисленные выплаты - по основному месту работы и по совместительству. Общая сумма начислений составляет 25 815,11 руб. Если исключить из расчета суммы, которые в МРОТ не входят: оплата за работу по совместительству, доплата за сверхурочную работу, доплата за работу в ночное время, доплата за работу в выходные и праздничные дни, то начисленная сумма составляет 17 848,05 при МРОТ 19 188 руб. Начисленная ФИО1 в мае 2021 премия к праздничным датам в размере 2 000 руб. не может включаться в МРОТ. Единовременные премии к юбилею, празднику носят разовый характер и не являются по своему смыслу гарантированными выплатами на постоянной основе, которые могут быть включены, например, в трудовой договор как стимулирующие ежемесячные выплаты к окладу, то есть являться элементами заработной платы по смыслу ст. 129 ТК РФ.
Просит предписание от 12.07.2021 № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 в части требования произвести доплату до МРОТ ФИО1 за май 2021 оставить без изменения.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без его участия.
Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО2, изучив возражения представителя административного ответчика ФИО4, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
04.02.2021 ФИО1 обратился в адрес руководителя Государственной инспекции труда по Хабаровскому краю с заявлением, в котором указал, что с 01.05.2020 в соответствии с приказом № 59 ФГУП «Охрана» Росгвардии о новой форме оплаты труда, все доплаты и надбавки будут начисляться на МРОТ. Однако на практике данный приказ не исполняется, изменений в выплатах не произошло. При обращении к работодателю за разъяснениями, нарушений выявлено не было. Просил провести проверку, по результатам которой разъяснить, почему все надбавки и доплаты входят в МРОТ, по какой причине при положенной выработке часов размер заработной платы составляет ниже МРОТ. К заявлению приложил копию приказа ФГУП «Охрана» Росгвардии № 59 от 27.02.2020 «О внесении изменений в локальные нормативные акты ФГУП «Охрана» Росгвардии».
В связи с обращением работника ФИО1 от 04.02.2021 с доводами об оплате труда, в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, 11.06.2021 вынесено распоряжение (приказ) руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении ФГУП «Охрана» ФСВНГ РФ; лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены главный государственный инспектор труда по правовым вопросам ФИО4, государственный инспектор труда ФИО5, начальник отдела ФИО6; срок проведения проверки установлен с 15.06.2021 по 12.07.2021.
Согласно акту проверки от 12.07.2021 № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24, составленного Главным государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае ФИО4 по адресу: 680038, <...>, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
1. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. С 01.01.2020 МРОТ составляет 12 130 рублей, с учетом районных коэффициентов и надбавок к заработной плате на территории г. Хабаровска МРОТ должен составлять 18 195 рублей (12130+Р1С20%+ПН30%=18195). С 01.01.2021 МРОТ составляет 12 792 рублей, с учетом РК20% и ПН30% МРОТ должен составлять 19 188 рублей.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: другими работодателями (не финансируемыми из различных бюджетов) - за счет собственных средств.
Стимулирующие выплаты являются частью заработной платы. Ими могут быть премии по итогам работы организации, премии за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты труда.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ не подлежат включению в МРОТ районный коэффициент, процентная надбавка, доплата за совмещение профессий (должностей), доплата за сверхурочную работу, доплата за работу в ночное время, доплата за работу в выходные и праздничные дни.
В соответствии с представленными расчетными листками за октябрь 2020 и май 2021 заработная плата без учета не включаемых выплат: районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за совмещение профессий (должностей), доплаты за сверхурочную работу, доплаты за работу в ночное время, доплаты за работу в выходные и праздничные дни ФИО1 начислена ниже установленного МРОТ, что является нарушением ст. 133, 136 ТК РФ, а именно: за май 2021 - начислено 17 848,05 вместо 19 188 и за октябрь 2020 - начислено 15 192,39 вместо 18 195.
2. В нарушение ст.ст. 57, 58, 59 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре с ФИО1 № 226 от 25.08.2018 не указаны основания заключения срочного трудового договора.
3. В нарушение ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 14 Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в трудовом договоре с ФИО1 № 299 от 01.11.2018 установлена продолжительность отпуска 24 к.д. вместо 36 к.д. (28 и 8).
12.07.2021 Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО4 выдано предписание № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 об устранении нарушений нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: произвести ФИО1 доплату до МРОТ по основному месту работы за октябрь 2020 года и за май 2021 года. Срок выполнения предписания установлен до 12.08.2021 с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение.
В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, в том числе права на доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд.
Обжалование решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда (за исключением принятых в рамках производства по делу об административном правонарушении) в суде производится по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований проведения внеплановой проверки являются обращения и заявления граждан, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
В силу ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Суд приходит к выводу, что государственный инспектор труда при вынесении оспариваемого предписания вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В силу статей 381, 382 Трудового кодекса Российской Федерации, под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, выразившиеся в нарушении работодателем своих обязанностей, но не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой органы, в компетенцию которых входит разрешение индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В данном случае, указанное в предписании нарушение относится к разногласиям, возникшим между работодателем и работником, содержит признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и является индивидуальным трудовым спором, разрешение которого не входит в полномочия государственной инспекции труда, и подлежат рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации. Соответственно у государственного инспектора труда отсутствовали основания для выдачи предписания.
Индивидуальные трудовые споры между работодателем и работниками подлежат рассмотрению в суде, и только по результатам рассмотрения индивидуального трудового спора по существу может быть установлено наличие или отсутствие обязанности ФГУП «Охрана» Росгвардии в лице Управления по Восточному округу ЦООС (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии произвести ФИО1 доплату до МРОТ.
Государственный инспектор труда в силу возложенных на него полномочий имел право провести проверку соблюдения трудового законодательства работодателем в отношении обратившегося к нему работника и составить соответствующий акт.
При этом, поскольку между работодателем и работниками имеется индивидуальный трудовой спор по вопросу правомерности и своевременности начисления и выплат денежных сумм по доплате до минимального размера оплаты труда, полномочий на разрешение которого у Государственного инспектора труда не имеется, последний по итогам проведенной проверки должен был разъяснить работникам право на обращение с соответствующим иском в суд. Данное разъяснение государственным инспектором труда дано не было.
Содержащимися в предписании требованиями, адресованными работодателю, инспектор обязал произвести работнику ФИО1 доплату до минимального размера оплаты труда по основному месту работы за октябрь 2020 года и за май 2021 года, то есть фактически разрешил индивидуальный трудовой спор между работниками и работодателем, лишив работодателя как равноправного участника трудового спора осуществлять защиту своих прав путем представления доказательств в подтверждение правильности начисления и выплаты заработной платы работникам.
Поскольку факт невыполнения работодателем своих обязательств по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы работникам может быть проверен только в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора между работником и работодателем, соответственно не может оцениваться при рассмотрении административного иска об оспаривании предписания ГИТ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вынесенное предписание № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 от 12.07.2021 является незаконным и подлежит отмене.
Меры предварительной защиты в виде приостановления исполнения предписания Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 от 12.07.2021 – сохранить до вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, ст.ст. 175-182, 186, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФГУП «Охрана» Росгвардии в лице Управления по Восточному округу ЦООС (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, заинтересованное лицо ФИО1, о признании незаконным и отмене предписания от 12.07.2021 № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24, – удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 от 12.07.2021.
Меры предварительной защиты в виде приостановления исполнения предписания Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № 27/7-1652-21-ОБ/12-4221-И/76-24 от 12.07.2021 – сохранить до вступления в законную силу решения суда.
В день вступления в законную силу решения суда его копию направить с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку, в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае для сведения и исполнения.
Административному ответчику сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 14 сентября 2021 года.
Судья Т.М. Водолажская