Дело № 2-1188/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2014 года г. Хабаровск
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре Д.А. Соколовой, с участием представителя истца ФИО1 ФИО7 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителя истца ФИО2 ФИО8 по доверенности от 09№. ФИО3 ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО10, ФИО2 ФИО11 к УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по установлению должностного оклада для начисления пенсии за выслугу лет, перерасчету пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по установлению должностного оклада для начисления пенсии за выслугу лет, перерасчету пенсии.
ФИО2 обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по установлению должностного оклада для начисления пенсии за выслугу лет, перерасчету пенсии.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство, объединённому гражданскому делу присвоен № 2-1188/2014.
Основанием для обращения истцов с названными исками послужили следующим обстоятельства. Так, с 20.07.2010г. ФИО1, а с 28.07.2010г. ФИО2 являются пенсионерами Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России), специальное звание – полковник внутренней службы. До увольнения на пенсию истцы занимали должность Региональных инспекторов отдела регионального контроля Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> (Региональный инспектор УФСИН России по ДФО). На момент увольнения на пенсию оклад по должности Регионального инспектора УФСИН России по ДФО составлял <данные изъяты> рублей и приравнивался к окладу начальника отдела УФСИН России по ДФО. Истцам была начислена пенсия в размере <данные изъяты> руб.74 коп., которая была аналогична пенсии начальника отдела УФСИН России по ДФО.
Управления Федеральной службы исполнений наказаний по федеральным округам были ликвидированы приказом № от 28.10.2009г. Федеральной службы исполнений наказаний России. Штатная должность Регионального инспектора УФСИН России по ДФО была упразднена, аналогичной должностью, согласно размеру должностного оклада и соответствующему специальному званию на день назначения пенсии являлась должность начальника отдела УФСИН России. УФСИН России по <адрес> в связи с неправильным толкованием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы», неверно произвело перерасчет пенсии, взяв за основу приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы».
Истцы неоднократно обращались в УФСИН России по <адрес> с просьбой разъяснить порядок сделанного перерасчета пенсии, однако ни на одно обращение не получен ответ по существу.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации с входящими в её состав по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. В силу п. 2 Указа президента РФ № уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации считается правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В связи с созданием Федеральной службы исполнения наказаний, как федерального органа исполнительной власти, подведомственного Министерству юстиции Российской Федерации, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе сотрудников учреждений и органов исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу исполнения наказаний» постановлено считать сотрудников учреждений и органов исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации проходящими службу в Федеральной службе исполнения наказаний. Из содержания статьи 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» следует, что пенсия, назначенная истцам, как лицам, уволенным из органов уголовно-исполнительной системы, подлежит пересмотру исходя из уровня увеличения денежного довольствия действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Полагая, что таким образом действиями ответчика были нарушены права истцов, как лиц, уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на пенсию, поскольку ответчику, применяя Постановление Правительства РФ от 08.12.2011г. № следовало производить перерасчет исходя из должностного оклада начальника отдела УФСИН России истцы просили в судебном порядке обязать УФСИН России по <адрес> установить ФИО1 должностной оклад для исчисления пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ исходя из должностного оклада начальника отдела УФСИН России в размере 21000 рублей; обязать УФСИН России по <адрес> произвести перерасчет пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ исходя из должностного оклада начальника отдела УФСИН России в размере 21000 рублей; обязать УФСИН России по <адрес> установить ФИО2 должностной оклад для исчисления пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ исходя из должностного оклада начальника отдела УФСИН России в размере 21000 рублей; обязать УФСИН России по <адрес> произвести перерасчет пенсии ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ исходя из должностного оклада начальника отдела УФСИН России в размере 21000 рублей.
В судебное заседание истцы не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного разбирательства, согласно телефонограммы, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, поддержали заявленные требования, просили о приостановлении производства по делу до рассмотрения Центральным районным судом <адрес> гражданского дела по заявлению ФИО2 об оспаривании решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГ № 5. В судебном заседании интересы истцов представляет по доверенности ФИО3, который заявленные исковые требования поддержал ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, также ходатайствовал о приостановлении производства по делу до рассмотрения Центральным районным судом <адрес> гражданского дела по заявлению ФИО2 об оспаривании решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГ № 5. Обосновывал ходатайство тем, законность действий УФСИН России по <адрес> в данном гражданском деле связывает с решением комиссии ФСИН России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы от ДД.ММ.ГГГГ года, которое в свою очередь оспаривается ФИО2 в порядке производства из публичных правоотношений, поскольку дать надлежащую оценку данному доказательству в рамках рассматриваемого в настоящем производстве гражданского дела не представляется возможным. Дополнительно указал, что должности истцов были равнозначны должности начальника отдела, оклады по должностям также являлись одинаковыми. После изменений, связанных с изданием Постановления Правительства № 1022, где должность, занимаемая истцами, не была указана, стала являться нетиповой, УФСИН России по <адрес> незаконно приравняли к региональному инспектору субъекта. При приравнивании не учли должностные обязанности, оклады и звание. Комиссия нарушила Положение о комиссии, в котором указано, что комиссия руководствуется законом и должна истребовать дополнительные документы по должностям. Отсутствует равнозначность в должностях. УФСИН России по <адрес> необоснованно установила пенсию истцам по заниженному окладу. Кроме того, сослался на нарушение процессуальных норм при рассмотрении дела, отсутствии сведений о надлежащем уведомлении ФСИН России о дате и времени судебного разбирательства. Отсутствие в судебном заседании представителя третьего лица нарушает процессуальные права истцов задавать вопросы представителю ФСИН России. Просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил. Предоставил отзыв относительно заявленных ФИО1, ФИО2 исковых требований, в котором указал, что истцы уволены как ранее замещавшие должность регионального инспектора отдела регионального контроля УФСИН России по ДФО, находившиеся в распоряжении УФСИН России по <адрес>. 14.07.2010г.УФСИН России по ДФО как юридическое лицо ликвидировано. Пенсионное обеспечение сотрудников УФСИН России по ДФО осуществляет УФСИН России по <адрес>. На день увольнения размер оклада по занимаемой должности (региональный инспектор) составлял4967 руб.. Оклад по должности начальника отдела регионального контроля также составлял 4967 руб.. Утверждение истцов о том, что главным критерием при начислении пенсии считается размер должностного оклада на день увольнения и его соотношение с окладами других сотрудников не основано на законе. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, порядок назначения пенсии и ее выплаты регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». В силу ст. 43 указанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, проходязих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, должностной оклад, оклад по специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В соответствии с действовавшим ранее законодательством, размеры окладов по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы устанавливались Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487, а размеры окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы – приказами ФСИН России. ФИО1 и ФИО2 оклад по занимаемой ими на момент увольнения должности был установлен приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении должностных окладов сотрудникам территориальных органов ФСИН России», (также как и их начальнику отдела регионального контроля), то есть как по нетиповым должностям. Непосредственно после увольнения истцам была рассчитана и выплачивалась пенсия, исходя из оклада по должности, оклада по званию, надбавки за выслугу лет, в размере 14113 руб.74 коп.. Поскольку действия ответчика соответствовали положениям Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы», Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы», просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель привлеченного по ходатайству стороны истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФСИН России в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил. Предоставил отзыв относительно заявленных исковых требований, согласно которого просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, повторяя основания несогласия с заявленным требованиями, изложенные представителем ответчика.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истцов, представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Ходатайство о приостановлении производства по делу рассмотрено судом в установленном порядке, в его удовлетворении отказано.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, порядок назначения пенсии и её выплаты регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № (ред. От 08.11.2011г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
ФИО1 и ФИО2 являлись сотрудниками уголовно-исполнительной системы, проходили службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Дальневосточному федеральному округу. ФИО1 уволен со службы 19.07.2010г. приказом УФСИН от 14.07.2010г. № 819-лс, приказом ФСИН России от 29.06.2010г. № 515-лс. ФИО2 уволен со службы 27.07.2010г. приказом УФСИН от 22.07.2010г. № 873-лс, приказом ФСИН России от 19.07.2010г. № 586-лс.
С 20.07.2010г. ФИО1, с 28.07.2010г. ФИО2 назначена и выплачивалась пенсия, исходя из оклада по должности, оклада по званию, надбавки за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб.74 коп..
С 01.01.2012г. истцам был произведен перерасчет назначенных им пенсий, пенсия исчислена из оклада <данные изъяты> руб. по должности регионального инспектора.
В силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции от 08.11.2011г. № 309-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других опасных условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 54 процентов, и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Как следует из материалов дела, истцы являются получателями пенсии по выслуге лет с 20.07.2010г. ФИО1, с 28.07.2010г. ФИО2 соответственно, в связи с внесенными изменениями в ФЗ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной систем, и их семей», с ДД.ММ.ГГГГ истца был произведен перерасчет назначенных им пенсий, пенсия исчислена из оклада 18500 руб.по должности регионального инспектора.
Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» (вступившим в силу с 01.01.2012г.) регулируются отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы.
В соответствии с ч.4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ размеры окладов по типовым должностям сотрудников устанавливаются правительством Российской Федерации. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
Во исполнение Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ Правительством РФ было издано постановление от 08.12.2011г. № «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы», которым установлены размеры месячных окладов по типовым должностям сотрудников УИС.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2011г. № «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» директору ФСИН России предписано установить размеры месячных окладов в соответствии с замещаемыми должностями по другим (нетиповым) штатным должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Во исполнение Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 08.12.2011г. № ФСИН России был издан приказ от 15.12.2011г. № «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы», которым с 01.01.2013г. установлены размеры месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников. Указанные оклады применяются с 01.01.2012г. в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе (п. 2 Приказа).
В соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 15.12.2011г. № «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы» с ДД.ММ.ГГГГ установлены размеры месячных окладов по нетиповым должностям, замещаемым лицами среднего и старшего начальствующего составов в территориальных органах федеральной службы исполнения наказаний, согласно приложению № 2, которые применяются с ДД.ММ.ГГГГ в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно приложению № к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № размер месячного оклада регионального инспектора по нетиповым должностям, замещаемым лицами среднего и старшего начальствующего составов в территориальных органах федеральной службы исполнения наказаний (Управления Федеральной службы исполнения наказаний по субъектам Российской Федерации) составляет <данные изъяты> рублей.
Тем самым, исчисление пенсии истцам исходя из данного должностного оклада, является верным.
Доводы истцов о необходимости применения к порядку исчисления им пенсии должностного оклада начальника отдела – <данные изъяты> рублей, основано на неверном толковании норм вышеприведенных законодательных актов, поскольку должность начальника отдела отнесена согласно п. 2.2 приложения № Постановления Правительства РФ от 08.12.2011г. № «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» к типовым должностям.
Несостоятельным является и довод истцов о том, что поскольку по должности, которую они занимали ранее, было установлено предельное звание «полковник», то незаконным является приравнивание их должности к должности «региональный инспектор», по которой в настоящее время установлено предельное специальное звание «подполковник».
Так, полномочия ФСИН России по утверждению штатных расписаний подведомственных органов и учреждений, в том числе по установлению предельных специальных званий по должностям, определены Указом Президента РФ от 13.10.2004г. № «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (подпункт 4 пункта 11 Положения о ФСИН России, утвержденного указом Президента РФ от 13.10.2004г. № 1314).
Приказом ФСИН России от 15.06.2005г. № «Об утверждении структуры и штатных расписаний управления ФСИН по <адрес>м» утверждено штатное расписание УФСИН России по ДФО, которым установлено специальное звание «полковник» по должности «региональный инспектор».
Приказом ФСИН России от 05.03.2010г. № утверждено штатное расписание УФСИН России по <адрес>, которым также установлено специальное звание «полковник» по должности «региональный инспектор». Таким образом, должности являлись равнозначными по специальным званиям. Позже, в соответствии с имеющимися полномочиями, приказом ФСИН России по 12.11.2011г. № по должности «региональный инспектор» было установлено специальное звание «подполковник».
ФСИН России в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004г. № наделена полномочиями по установлению, изменению специальных званий по должностям, также как и по установлению окладов по нетиповым должностям (п.п. 4 п. 11 Положения о ФСИН, утвержденное указом Президента РФ от 13.10.2004г. № 1314). Для назначения пенсии правовое значение имеет не предельное специальное звание по должности, а специальное звание, которое было присвоено конкретному сотруднику.
Размер пенсии истцов до ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб.15 ко.. При пересмотре пенсий с 01.01.2012г. с применением окладов в соответствии с приказом ФСИН России от 15.12.2011г. № размер пенсий истцов составил <данные изъяты> руб.28 коп. ( в настоящее время – <данные изъяты> руб.69 коп.), то есть не уменьшился.
Доводы истцов о неправомерных действиях комиссии УФСИН России по <адрес>, выразившихся в необоснованном приравнивании должности истцов суд также находит необоснованными, поскольку комиссия в своей деятельности руководствовалась Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № 773, изданным в соответствии с вышеприведёнными нормативными правовыми актами в их системном единстве.
На указанных основаниях законных оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО12, ФИО2 ФИО13 к УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по установлению должностного оклада для начисления пенсии за выслугу лет, перерасчету пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело № 2-1188/2014 и находится в Кировском районном суде <адрес>
Секретарь судебного заседания ____________________