Дело №2-1085/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
05 сентября 2019 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчиков по доверенностям ФИО2, при секретаре судебного заседания Чепиго Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за вычетом площади, приходящейся на члена семьи, признании решения о снятии с учета незаконным, восстановлении на учете,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с требованиями к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за вычетом площади, приходящейся на члена семьи, признании решения о снятии с учета незаконным, восстановлении на учете. В обоснование требований истец указал, что проходил службу в органах ФСИН России, имеет выслугу в календарном исчислении более 32 лет. ДАТА решением подкомиссии УФСИН России по Хабаровскому краю было принято решение о направлении его документов во ФСИН России для решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДАТА решением комиссии ФСИН России он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства составом семьи 3 человека: ФИО1, ФИО3, ФИО4. Как указал истец, при рассмотрении вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссией ФСИН России было учтено, что он с семьей с ДАТА года был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> квадратных метра по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности его сыну ФИО4 (1/2 доли) и его дочери ФИО5 (1/2) доли. ДАТА, в связи с потребностью в денежных средствах на обучение, его сыном ФИО4 совместно с его дочерью ФИО5 квартира, расположенная по адресу г. Хабаровск, <адрес>, была продана. Истец указал, что ДАТА, в связи с вышеуказанной сделкой купли-продажи жилого помещения, решением комиссии ФСИН России он был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека в соответствии с пп. «б» п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. №369, в связи с ухудшением жилищных условий членом его семьи в 2018 году. Указанное решение оформленное протоколом № от ДАТА было вручено истцу под роспись ДАТА Указанное решение истец считал незаконным, поскольку он имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из размера общей площади жилого помещения определенной с учетом положений пунктов 18 и 19 вышеуказанных Правил за вычетом жилой площади приходившейся на его сына ФИО4 (28,25 кв.м.), по следующим основаниям. Сделка по купле-продаже жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровск, <адрес> была совершена не с целью приобретения права состоять на учете, имела место после постановки на учет, не была совершена с намерением получения единовременной выплаты в большем размере. В настоящее время ни он, ни члены его семьи не претендуют на получение единовременной социальной выплаты без учета ранее имевшейся в собственности ФИО4 доли в жилом помещении. В связи с длительным неисполнением государством обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствия в действующем законодательстве ограничений на распоряжение сохраненными за сотрудниками ФСИН (членами семьи сотрудников ФСИН) жилыми помещениями и их долями, как и обязанности сохранять эти жилые помещения (доли в жилых помещениях) до получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, действия ФИО4 по продаже своей доли являлись разумными, добросовестными и не повлияли на объем прав в отношении получения единовременной социальной выплаты. В этой связи истец просил признать за ФИО1 составом семьи три человека (ФИО1, ФИО3, ФИО4) право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из размера общей площади жилого помещения определенной с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369) за вычетом жилой площади находившейся в собственности ФИО4 (<данные изъяты> кв.м.). Признать решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, оформленное протоколом № от ДАТА о снятии ФИО1 составом семьи три человека (ФИО1, ФИО3 ФИО4) с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. «б» п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года №369, в связи с ухудшением жилищных условий членом семьи в 2018 году незаконным и недействующим с момента его принятия. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю восстановить ФИО1 составом семьи три человека (ФИО1, ФИО3, ФИО4) на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первичной постановки на учет - с ДАТА.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков по доверенностям ФИО2 иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым на основании поданного ФИО1 рапорта на имя директора ФСИН России и документов, решением комиссии ФСИН России (протокол № от ДАТА) он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДАТА составом семьи 3 человека (заявитель, ФИО3 - супруга, ФИО4 - сын). При принятии указанного решения было установлено, что заявитель, его супруга и сын Артемий с ДАТА имели регистрацию по месту жительства в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу Хабаровск <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве 29,7 кв.м.) сыну заявителя Артемию и дочери заявителя ФИО5 (1/2 доля в праве 29,7 кв.м.)
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации, согласно
представленных справок БТИ по г. Хабаровску и Хабаровскому краю, выписок из
ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества,
представленными всеми территориальными Управлениями Росреестра, ФИО1 и члены его семьи не имели.
В соответствии со ст. 17 Правил расчет размера единовременной выплаты
осуществляется согласно приложению к Постановлению на основании: Общая площадь жилого помещения определяется по формуле: О = Н + Д - Л, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения;
Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения,
определяемый в соответствии с пунктом 19 Правил, указанных в пункте 1
настоящего расчета;
Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и
(или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или)
членами его семьи по договорам социального найма.
Учитывая, что при принятии на учет ФИО1, член его семьи Бабич
Артемий (сын) являлся собственником доли жилого помещения(1/2 доля в праве
29,7 кв.м.), при расчете размера выплаты общая площадь жилого помещения была бы уменьшена на площадь жилого помещения, принадлежащей ФИО6 на праве собственности, что соответственно влияет и на размер единовременной выплаты.
На основании запроса ФСИН России от ДАТА исх.№ Бабичем
М.Н. ДАТА были представлены документы для принятия соответствующего
решения Комиссией ФСИН России по вопросу предоставления единовременной
социальной выплаты.
Комиссией ФСИН России ДАТА (протокол №), ДАТА протокол
№) откладывалось рассмотрение материалов ФИО1 в связи с истребованием дополнительных документов.
При представлении заявителем выписки из ЕГРП от ДАТА на сына
ФИО6 на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости, было
установлено, что ФИО6 произвел отчуждение (1/2 доля или
29,7 кв.м.) в праве жилого помещения общей площадью 59,4 кв.м., по адресу
Хабаровск <адрес>. Данные действия прямо влияют на расчет размера единовременной социальной выплаты, а именно влекут увеличение размера общей площади жилого помещения учитываемого при расчете размера выплаты, следовательно, и увеличение размера единовременной социальной выплаты.
При указанных обстоятельствах комиссия ФСИН России пришла к выводу о совершении членом семьи заявителя действий, повлекшим ухудшение жилищных условий (отчуждение жилых помещений или их частей). В связи с чем, в соответствии с пп. «б». 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 ФИО1 был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Довод истца о том, что ему должны были произвести расчет единовременной выплаты с учетом поданного им заявления о выплате по первоначальному протоколу с учетом собственности, является несостоятельным с учетом положений пп. «б» п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, прямо устанавливающего снятие заявителя с учета не зависимо от его воли, обеспеченности жилым помещением, стажа службы и иных объективных (субъективных) обстоятельств.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательств, суд установил.
ФИО1 проходил службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Выслуга лет ФИО1 на ДАТА составляла более <данные изъяты> лет в календарном исчислении.
Решением комиссии ФСИН России от ДАТА ФИО1 был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДАТА составом семьи 3 человека, включая супругу ФИО3, сына ФИО4
На момент принятия истца на учет ФИО1 был зарегистрирован вместе с супругой ФИО3, сыном ФИО4, дочерью ФИО5 по адресу: г. Хабаровск, <адрес>. Данное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находилось в общей долевой собственности детей истца - ФИО4 и ФИО5 в равных, по 1/2 долях.
ДАТА ФИО4 произвел отчуждение принадлежащей ему 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, общей площадью 59,4 кв.м. на основании договора купли-продажи, в связи с чем, решением комиссии ФСИН России от 20.02.2019 г. ФИО1 был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
В силу 20 раздела III "Определение размера единовременной социальной выплаты" Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Данное нормативное регулирование основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления сотрудникам (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом (определения Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 года N 2655-О, от 23 декабря 2014 года N 2893-О, от 29 января 2015 года N 117-О, от 09 июня 2015 г. N 1223-О, от 29 сентября 2016 года N 1977-О и др.).
Как установлено судом, член семьи истца в 2018 году произвел отчуждение части жилого помещения, в котором был зарегистрирован по месту жительства истец. Следовательно, в результате указанных действий заявитель может претендовать на получение единовременной социальной выплаты в большем размере. В этой связи, указанные обстоятельства обоснованно расценены комиссией ФСИН России как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
Оценивая установленные обстоятельства с учетом исследованных доказательств, суд пришел к выводу, что истец правомерно был снят с учета, факт совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 – ФЗ, в виде отчуждения членом семьи истца части жилого помещения должным образом установлен, поэтому следует признать, что иск заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Причина, по которой член семьи истца произвел отчуждение жилого помещения, для разрешения возникшего спора о праве истца состоять на учете правового значения не имеет.
Доводы истца об отсутствии ограничений на отчуждение жилых помещений после постановки на учет основаны на неверном понимании норм права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, в соответствии с которыми правовым последствием действий по отчуждению жилых помещений является снятие с соответствующего учета, что и установлено при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за вычетом площади, приходящейся на члена семьи, признании решения о снятии с учета незаконным, восстановлении на учете отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 12.09.2019 года.
Судья
С.И. Наконечный