Дело № 2-1400/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2014 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костевской И.Д.,
при секретаре Буйских М.А.,
с участием представителя ответчика Капустиной Л.В., действующей на основании доверенности от 28.03.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Военному комиссариату Хабаровского края о взыскании заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска,
установил:
ФИО7 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Хабаровского края о взыскании заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме <данные изъяты>.
В обоснование указала, что работает в должности <данные изъяты> с 28.07.2009 г., что подтверждается трудовым договором. Приказом от 29.07.2013 г. № № ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 календарных дней с 9 сентября по 14 октября 2013 г. за период работы с 2.08.2013 г. по 1.08.2014 г. При расчете отпускных, полученных им перед уходом в отпуск, в расчет среднего заработка не были включены суммы премий, которые выплачивались у четном периоде в соответствии с приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010, в связи с чем, недоплата составила <данные изъяты>., просит взыскать указанную сумму с ответчика.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени слушания дела извещен, от него имеется заявление о рассмотрении дела без его участия, которое суд находит подлежащим удовлетворению на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Капустина Л.В. с исковыми требованиями не согласилась, предоставила суду письменные возражения, по доводам которых просит истцу в иске отказать.
В письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, ответчик указал, что дополнительная выплата не является обязательной для всех военнослужащих и лиц гражданского персонала, т.к. формируется за счет экономии бюджетных средств и предназначена для материального стимулирования в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Выплата на дополнительное материальное стимулирование (премии), предусмотренные приказом Министра обороны №1010, не могла входить и не входила в систему оплаты труда работников ФКУ «ОСК ВВО№, в силу положений приказа МО РФ №90 от 2001г.
Дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, т.е. за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели МО РФ, лимитов. Таким образом, правовые основания для применения к данной дополнительной выплате требований обязательности, системности и установления единого размера отсутствуют.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ 2007г. №922. Согласно системы оплаты труда, установленной приказом Минобороны РФ 2001г. №90, в се выплаты, включая премиальные (стимулирующие), предусмотренные данной системой оплаты труда, должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемые ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. Доп.материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010г. №1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, т.е. за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели МО РФ, лимитов. Таким образом, правовых оснований для включения в расчет среднего заработка за отпуск дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Минобороны РФ от 26.07.2010. №1010, не имеется.
Со ссылкой на ст.392 ч.2 ТК РФ просит применить к заявленным требованиям срок исковой давности, т.к. истцу отпускные начислены и перечислены на банковскую карту перед уходом в отпуск. Таким образом, получив отпускные и расчетный лист истец должен был знать о нарушении своего права на своевременную и в полном объеме выплату отпускных. В силу положений п.56 Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004г. оспариваемые истцом недоплата отпускных в 2012г. не могут быть признаны длящимся нарушением, т.к. оспариваемые выплаты не начислялись и не выплачивались.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст.ст. 129, 191 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Судом установлено, что ФИО8 с 28.07.2009 г. работает в должности <данные изъяты> Военного комиссариата Хабаровского края.
Приказом Военного комиссара Хабаровского края от 29.07.2013 г. № №ФИО9 за период работы с 2.08.2013г. по 1.08.2014г. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 36 календарных дней, с 9.09.2013г. по 14.10.2013г.
Выплата отпускных в сумме <данные изъяты>, как указал истец в исковом заявлении, была произведена ответчиком до его ухода в отпуск. Данное обстоятельство также подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, подтверждается справкой по форме 2 НДФЛ, согласно которой заработок истца в августе 2013 г. составил <данные изъяты>.
В расчет среднего заработка при выплате отпускных премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010 от 26.07.2010 г. включена не была.
В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда истца производилась в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008г. N555 "О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008г. N583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооружённых сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооружённых сил Российской Федерации.
Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведённых до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г. N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007года в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г. N1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.
Согласно пункту1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Соответственно, расчетная сумма устанавливается Министром обороны РФ каждый раз при принятии им решения о выделении лимитов бюджетных обязательств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала ВС РФ, и предназначенадля определения максимального размера указанной премии для лиц, указанных в пунктах 7 и 8 Порядка.
В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются «Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства РФ 2007 года № 922, в соответствии с п.2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренныесистемой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (подпункт «н»).
Система оплаты труда, установленная приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года №555, определяет, что все выплаты, включая премиальные (стимулирующие), предусмотренные данной системой оплаты труда, должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета, дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010г. №1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Таким образом, выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Приказом Министра обороны РФ N1010, в расчет среднего заработка и иных сумм в расчет среднего заработка для оплаты отпускных работника не включаются.
Следовательно, основания для принятия решения о включении в расчёт среднего заработка при выплате отпускных при предоставлении отпуска ФИО10 дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", у суда не имеется.
Доводы истца о том, что указанная выплата носит регулярный характер и входит в состав среднего заработка, являются ошибочными, противоречат вышеприведенным нормам.
Кроме того, в соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении, в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
О начисленной и выплаченной сумме отпускных ФИО11 стало известно при получении указанной суммы в августе 2013г., следовательно, срок для обращения в суд истцом пропущен. В связи с чем, ходатайство ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности является обоснованным.
Доводы истца о том, что отношения являются длящимися на весь период трудовых отношений, являются ошибочными, поскольку в силу толкования п.56 постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 17 марта 2004г. к указанным правоотношениям названные требования не применяются, т.к. оспариваемые истцом выплаты ФИО12 не начислялись и не выплачивались, тогда как вышеуказанные нормы подлежат применению в отношении начисленных, но не выплаченных сумм. Каких-либо уважительных причин попуска срока истцом не представлено, исковое заявление не содержит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил :
В удовлетворении исковых требований ФИО13 к Военному комиссариату Хабаровского края о взыскании заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 5.09.2014г.
Судья: /подпись/
Копия верна: судья И.Д.Костевская