НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 27.06.2022 № 2А-2756/2022УИД-660003-01-2022-001745-38МО

КОПИЯДело № 2а-2756/2022УИД - 66RS0003-01-2022-001745-38 Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 23 июня 2022 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре судебного заседания Демьяновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Екатеринбурга к Ждановой Наталье Николаевне о взыскании обязательных платежей и санкций, пени,

установил:

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Ждановой Н.Н. (далее – административный ответчик), в котором указано следующее. Жданова Наталья Николаевна, *** г.р. (ИНН ***), состоит на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в качестве налогоплательщика. С 28.12.2004 по 20.12.2020 г.г. ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в силу ст.ст. 419, 430-432 НК РФ обязан оплачивать страховые взносы. В соответствии с п. 3 ст. 13 НК РФ страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам. Ответчиком сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет не уплачена. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. По обращению административного истца о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи был отменен. Задолженность до настоящего времени не уплачена, в связи с чем подан административный иск.

На основании изложенного, административный истец просит суд: восстановить пропущенный срок для обращения в суд; взыскать с ответчика в доход бюджетов задолженность на общую сумму 98161,76 руб. в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), а именно: за 2017 год: налог в размере 23400 руб., пени в размере 52,65 руб.; за 2018 год: налог – 26545 руб., пени – 184,28 руб.; за 2019 год: налог – 29354 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а именно: за 2017 год: налог в размере 4590 руб., пени в размере 113,18 руб.; за 2018 год: налог – 5840 руб., пени – 36,15 руб.; за 2019 год: налог – 6884 руб., пени – 254,34 руб. (образованы от суммы недоимки за 2017 год);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а именно: пени – 603,96 руб. (образованы от суммы недоимки за 2017 год в размере 3796,85); пени – 37,78 руб. (образованы от суммы недоимки за 2018 год в размере 5840 руб.).

Стороны в суд не явились, извещены надлежащим образом.

В иске представитель истца указал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

От ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в связи с тем, что неявившиеся лица извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, суд признаёт их явку в судебное заседание необязательной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Учитывая вышеуказанное, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон и вынести решение.

Исследовав материалы настоящего дела, а также материалы дела № 2а-695/2021 по заявлению о выдаче судебного приказа, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.

Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 41 БК РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами. Обязанность по уплате налога физическим лицом не исполнена, поэтому налог подлежит взысканию в судебном порядке.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и ответчиком не оспорено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.12.2004 и состоял на налоговом учете в ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга до 28.12.2020.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 1-3 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п.3).

В связи с указанным, ответчик обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Как указывает истец и подтверждается материалами дела, у ответчика имеется задолженность по уплате налогов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на сумму недоимки начислены пени.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела № 2а-695/2021, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с ответчика административный истец обратился 29.03.2021.

Мировым судьей судебного участка *** Кировского судебного района г. Екатеринбурга 01.04.2021 вынесен судебный приказ № 2а-695/2021.

На основании возражений, поступивших от ответчика мировому судье, определением от 26.04.2021 судебный приказ был отменен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ, истекал 26.10.2021.

С настоящим иском истец обратился 23.03.2022, что с пропуском срока на обращение.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, разрешая которое, суд руководствуется следующим.

В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Административным истцом в иске каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока не названо и не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что срок пропущен по уважительной причине.

Судом при рассмотрении дела таких уважительных причин также не установлено.

Так, согласно материалам дела № 2а-695/2021, копия определения от 26.04.2021 об отмене судебного приказа получена представителем налогового органа 27.04.2021, что следует из штампа входящей корреспонденции на сопроводительном письме.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реальная возможность обратиться в установленные законом сроки, у налогового органа имелась, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с административным иском, административным истцом не приведено.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Поскольку срок обращения в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется, в связи с чем суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм, в том числе, суммы пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова