*** Дело №2а-3835/2016
мотивированное решение от 23.05.2016
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
18 мая 2016 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самариной Е.А., при секретаре судебного заседания Комиссаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Возяковой Т.И. к Управлению Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости,
установил:
Возякова Т.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Росреестр) от *** об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости в отношении объекта недвижимости: жилой дом, общей площадью ***, этажность ***, номер кадастровый ***, по адресу: ***.
В обоснование заявленных требований Возякова Т.И. указала, что *** она обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости. К заявлению были приложены: кадастровый паспорт на объект недвижимости: жилой дом; договор субаренды земельного участка от *** по договору аренды земельного участка № ***, заключенный между ЖСК «Звезда» и Истцом. Согласно п. *** Договора субаренды, земельный участок был передан истице для строительства в соответствии с целевым использованием данного участка, истцом был возведен жилой дом. Решением ответчика от *** отказано в государственной регистрации права, так как не представлены необходимые для государственной регистрации права документы, а именно в соответствии со ст. 25.3 Закона о государственной регистрации разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Полагает, что действиями административного ответчика нарушены права заявителя, так как он не имеет права требовать иных документов, кроме указанных в законе. При этом в силу ст. 25.3 Закона о государственной регистрации до *** разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не должно запрашиваться Росреестром, так как правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. Согласно п. 5 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации, истребование о заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешение на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесение в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в государственной регистрации. Учитывая, что спорный объект недвижимости является индивидуальным жилым домом, на него распространяется упрощенный порядок регистрации права собственности в соответствии с п. 4 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом («для объектов жилой застройки», «место размещения коттеджного поселка и объектов инженерного обеспечения») допускает размещение на нем объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположен жилой дом, относится к виду «Жилая застройка» по Классификатору.
На основании изложенного, просит признать незаконным решение об отказе в регистрации права собственности *** на объект недвижимости: жилой дом, общей площадью ***, этажность ***, номер кадастровый ***, по адресу: ***
В судебное заседание административный истец не явилась, доверила представление своих интересов Куманёвой И.Ю.
Куманёва И.Ю., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что Росреестр не имеет право требовать дополнительно документы, которые не предусмотрены Законом РФ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним». Административный истец свою обязанность по представлению документов исполнила. Дополнительно указала, что земельный участок под коттеджную застройку с кадастровым номером ***, предоставленный в аренду ЖСК «Звезда» отнесен к зоне Ж2 – зона индивидуальной жилой застройки городского типа. Созданный жилой дом, в регистрации которого отказано административным ответчиком, относится к объектам индивидуального жилищного строительства и на него распространяется упрощенный порядок регистрации. Документы, предусмотренные п.п. 1,4 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации, были предоставлены в Росреестр, требование дополнительно представить разрешение на строительство не соответствует закону. Возведение жилого дома не противоречит виду разрешенного использования земельного участка «жалая застройка» и не противоречит градостроительным регламентам, установленным для зоны Ж2.
Представители административного ответчика Бездомов И.И. и Тамошкина Е.О., действующие на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, в обоснование возражений представили отзыв. Тамошкина Е.О. пояснила, что решение Росреестра является законным. Административный ответчик действовал в соответствии с требованиями ст. 25 Закона о регистрации права собственности, в которой указано на то, что вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется, в том числе на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как отсутвуют основания для регистрации права собственности административного истца в соответствии с требованиями ст. 25.3 Закона о регистрации. В силу указанной статьи для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства в «упрощенном порядке» до *** необходимо наличие в совокупности двух условий: - объект должен быть объектом индивидуального жилищного строительства и – земельный участок должен быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположен жилой дом – место размещения коттеджного поселка и объектов инженерного обеспечения, которое не предусмотрено ст. 25.3 Закона о регистрации. Кроме того, на государственную регистрацию должны быть представлены правоустанавливающие документы на земельный участок. На регистрацию был предоставлен договор субаренды земельного участка *** по договору аренды земельного участка ***, подписанный между ЖСК «Звезда» (Арендатор) и Возяковой Т.И. (Субарендатор), согласно которому арендатор передает на праве субаренды земельный участок, площадью ***, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, с местоположением ***, разрешенное использование: место размещение коттеджного поселка и объектов инженерного обеспечения, согласно п. *** которого участок предоставлен субарендатору с *** сроком *** месяцев. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок сним в отношении земельного участка с кадастровым номером *** зарегистрирован договор аренды земельного участка ***, заключенный между ЖСК «Звезда» и Муниципальным образованием «город Екатеринбург» (арендодатель). Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости часть земельного участка, площадью *** на кадастровый учет не поставлена, сведения о данной части земельного участка в кадастровом плане земельного участка, подшитого к договору субаренды отсутствует. Таким образом, проведение государственной регистрации права собственности Возяковой Т.И. по основаниям, предусмотренным ст. 25.3 Закона о регистрации не представляется возможной, поскольку разрешенное использование земельного участка не предусматривает «упрощенный порядок» регистрации права собственности на жилой дом.
Заслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с определением, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 2 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Судом установлено, что *** Возякова Т.И. обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), общей площадью ***, этажность ***, номер кадастровый ***, по адресу: *** К заявлению были приложены кадастровый паспорт здания, договор № *** субаренды земельного участка от *** по договору аренды земельного участка № *** от ***, письмо от *** и чек об оплате государственной пошлины.
*** Росреестром на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект.
*** Росреестром на основании абзаца 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, так как государственная регистрация права собственности Возяковой Т.И. по основаниям, предусмотренным ст. 25.3 Закона о государственной регистрации не представляется возможной, иные документы подтверждающие право собственности Возяковой Т.И. на указанный жилой дом представлены не были.
Оценивая доводы представителя административного истца о незаконности действий Росреестра, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 122-ФЗ правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о государственной регистрации прав, установлен пунктом 1 ст. 17 указанного закона. К таким документам относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 52 постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации
от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей1Земельногокодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбыземельных участкови прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные сземельнымиучасткамиобъекты следуют судьбеземельныхучастков, за исключением случаев, установленныхзаконом.
В целях развития этого принципа принят ряд конкретных законоположений, ограничивающих допустимость раздельного оборота земельныхучасткови находящихся на них объектов недвижимости, а также обеспечивающих соединение прав на эти объекты за одним собственником (ст.ст.35,36Земельногокодекса РФ,ст.552ГК РФ).
При этом законодательством установлен упрощенный порядок государственной регистрации права собственности на созданный объект. Так согласно ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось и подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, что истец, обратившись в Росреестр, просила зарегистрировать право собственности на вновь созданный объект индивидуального жилищного строительства.
При этом судом установлено, что истцом в Росреестр не было представлено документов, подтверждающих, что земельный участок предоставлен истцу для индивидуального жилищного строительства.
Сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером ***, переданный ЖСК «Звезда» Администрацией города Екатеринбурга, на котором возведен жилой дом истца, имеет назначение – размещение коттеджного поселка и объектов инженерного обеспечения. Именно с таким же назначением часть указанного земельного участка в соответствии с договором субаренды от *** передана истцу.
В силу п. 2 ст. 26 Закона № 122-ФЗ если в аренду сдается часть земельного участка, к договору аренды, предоставляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.
Указанная часть земельного участка на кадастровый учет не поставлена, сведения о части земельного участка, площадью *** кв.м в кадастровом плане земельного участка, подшитого к договору субаренды от ***, отсутствует, также отсутствует информация о назначении указанной части земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, административный ответчик, отказав в государственной регистрации права собственности на основании ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ, верно пришел к выводу, что разрешенное использование земельного участка не предусматривает «упрощенный порядок» регистрации права собственности на жилой дом, кроме того, суд учитывает, что к моменту государственной регистрации права собственности на жилой дом, надлежащим образом не были оформлены правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе сам земельный участок не был образован (не поставлен на кадастровый учет), что соответственно противоречит принципу, установленному в ст. 1 ЗК РФ.
Во-первых, в судебном заседании установлено, что административный ответчик действовал в рамках, имеющихся у него полномочий, учитывая, что Росреестр не имеет полномочий по расширительному толкованию норм законодательства, являясь исключительно правоприменительным органом, во-вторых, предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным документом при регистрации права на созданный объект, так как удостоверяет факт выполнения строительства в полном объеме и в соответствии с разрешением на строительство, в-третьих, необходимость предоставить данный документ входит в перечень необходимых документов, а именно относится к иным документам, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.
Доводы представителя истца о том, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположен жилой дом истца, относится к виду «Жилая застройка» по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540, суд признает не относящимися к рассматриваемому спору, так как Росреестр не наделен полномочиями в рамках предоставления государственной услуги регистрации права собственности, которая является всего лишь юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, устанавливать тождественность категорий земель и их разрешенного использования. Кроме того, в указанном Классификаторе законодатель разделил разрешенное использование земельных участков на виды, в том числе отдельно выделен вид «Жилая застройка» и «Индивидуальное жилищное строительство». Что также соответствует ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ, в которой указано, что не требуется до *** разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только в случае, если это касается объекта индивидуального жилищного строительства, созданного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, на основании представленных на государственную регистрацию документов, не предоставляется возможным, а иные документы на государственную регистрацию не предоставлены.
При изложенных обстоятельствах суд находит административное исковое заявление Возяковой Т.И. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Оспариваемое решение Росреестра не лишает административного истца права собственности и не препятствуют возможности осуществлять его иными законными способами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Возяковой Т.И. к Управлению Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента составления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья *** Е.А. Самарина