Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-4438/43 (11)
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2011 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре Омельченко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Федеральная пассажирская компания» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании предписания незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Федеральная пассажирская компания» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании предписания незаконным. В обосновании заявления указано, что 26 июля 2011 года Уральским филиалом ОАО «Федеральная пассажирская компания» получены документы Государственной инспекции труда в Свердловской области по проверке соблюдения требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в отношении работников, а именно: акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 01/25-59 от 26.07.2011 г.; предписание № 01/25-59 от 26.07.2011 г. Считая требования в части возложении обязанности по ведению табелей учета рабочего времени и перерасчете заработной платы за сверхурочную работу машинистам ДЕПО Тавда, просит суд признать действия Государственной инспекции труда в Свердловской области по вынесению предписания №01/25-59 от 26.07.2011 в части п. 1 и п. 2, акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №01/25-59 от 26.07.2011 г. незаконными. Отменить в части следующие документы Государственной инспекции труда в Свердловской области: акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального
контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №01/25-59 от 26.07.2011 г.; предписание №01/25-59 от 26.07.2011 г.
Впоследствии, требования заявления уточнены. Заявитель просит суд признать действия Государственной инспекции труда в Свердловской области по вынесению предписания № 01/25-59 от 26.07.2011 в части п. 2 и п. 3, акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 01/25-59 от 26.07.2011 года незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя Шлыков ФИО6 доводы и требования заявления поддержал, суду пояснил, что учет рабочего времени на предприятии ведется посредством составления маршрутных листов, в которых отражены все необходимые данные. По сути дела требования предписания в этой части являются формальными, так как вместо табеля учета рабочего времени оформляются маршрутные листы. Переработки у проводников оплачены в соответствии с Положением об оплате труда, поэтому оснований для перерасчета заработной платы в порядке ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется.
Государственный инспектор труда по Свердловской области Тулуман ФИО7 в судебном заседании натаивал на необходимости ведения табелей учета рабочего времени на каждого работника, поскольку этот документ является первичным документом унифицированной формы, утвержденной Министерством труда и социального развития. При этом, в ходе проверки им установлено, что за сверхурочную работу оплата на предприятии проводникам ДЕПО Тавда не производится. Просит суд в удовлетворении заявления отказать, признав предписание законным.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО4 в судебном заседании пояснила, что расчет сверхурочных работ в 2010 году производился в соответствии с Положением об оплате труда Уральского филиала ОАО «ФПК» по графику 6-тидневной рабочей недели из установленной годовой нормы рабочего времени, которые отражены в маршрутном листе формы ФТУ-33. Маршрутный лист отличается от табеля учета рабочего времени, который также ведется на предприятии для других работников, тем, что он несет информацию не только о явках, об отработанном времени, но и информацию специфике работы проводника, на каком поезде ехал проводник, в каком вагоне, информация о количестве суток в пути, за что предусмотрена повышенная заработная плата. В табеле учета рабочего времени такой информации нет, в связи с чем, для удобства учета рабочего времени ведется маршрутный лист, где отражена более полная информация для расчета заработной платы. График одного поезда составлен на год, есть периоды, когда работник не вырабатывает либо перерабатывает учетное время, для этого ведется суммированный учет рабочего времени, где недоработка перекрывается переработкой.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В соответствии со ст. 7, 9, 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципальных органов» мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
ОАО «ФПК» является юридическим лицом, оказывающим услуги по перевозке пассажиров.
Распоряжением и.о. начальника отдела на государственного инспектора труда Тулумана ФИО8 возложена обязанность в период с 15.07.2011 года по 30.07.2011 год провести внеплановую выездную проверку в отношении Уральского филиала ОАО «ФПК» на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
По итогам проведенной проверки составлен акт и предписание № 01/25-59 от 26.07.2011 г., которым на работодателя возлагается обязанность по перерасчету и оплате сверхурочного рабочего времени проводникам пассажирского вагонного ДЕПО Тавда в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 2), а также возложена обязанность вести учет рабочего времени проводников пассажирского вагонного ДЕПО Тавда по табелям учета рабочего времени в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации № 1 от 05.01.2004 года (п.3).
Основания проведения проверки заявителем не оспариваются, соответствуют закону, проверка проведена уполномоченным лицом и в пределах предоставленной законом компетенции.
Оценивая требования заявителя в части оспаривания п. 3 предписания о ведении учета рабочего времени проводников пассажирского вагонного ДЕПО Тавда по табелям учета рабочего времени в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации № 1 от 05.01.2004 года, суд приходит к следующему.
Так, ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Такие первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Если унифицированной формы законодательством не предусмотрено, то документ будет первичным учетным, только если в нем будут содержаться обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Государственный инспектор труда Тулуман ФИО9., ссылаясь на тот факт, что Постановлением Госкомстата Российской Федерации № 1 от 05.01.2004 года предусмотрена унифицированная форма учета рабочего времени в виде табеля учета рабочего времени, полагает, что иная форма учета не отвечает установленным нормативным документам.
В тоже время, при фиксации результатов проверки, Государственный инспектор труда Тулуман ФИО10 не учел следующего.
Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике, предусмотрев при этом, что содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются комитетом с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.
При этом, указанное постановление (п.3) не исключает наличие специализированных форм первичной учетной документации в организациях в зависимости от специфики их деятельности.
Кроме того, «Инструкцией о составлении отчетов о численности и фонде заработной платы работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав железных дорог" (утв. МПС РФ 30.06.1999 № ЦЧУ-673) основными формами первичной учетной документации по труду наряду с табелями учета использования рабочего времени (ф. № Т-13) являются и маршрутные листы (маршруты), утвержденные в установленном порядке.
Указанием МПС РФ от 29.12.2001 № И-2036у «Об утверждении Учетной политики предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, кроме бюджетных учреждений, на 2002 год» изданы альбомы специализированных внутриведомственных форм первичной учетной документации, согласно которому по учету труда и его оплаты с Госкомстатом России письмом от 07.04.1999 № 01-05-09/264 и МПС России от 03.06.1999 N Ш-990у согласована форма первичной учетной документации - ФТУ-33.
Указанное, также подтвердилось в ходе судебного разбирательства пояснениями представителя заявителя и свидетеля.
Ссылки Государственного инспектора труда Тулумана ФИО11 относительно применения на предприятии единственно возможной формы учета рабочего времени - табеля учета рабочего времени, - суд находит несостоятельными, поскольку формы, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации № 1 от 05.01.2004 года носят рекомендательный характер, и в большинстве случаев не могут отразить специфику деятельности работника, необходимую для начисления заработной платы.
Таким образом, исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе маршрутные листы проводников ДЕПО Тавда за 2010 год, суд приходит к выводу, что в целях осуществления эффективного контроля за целевым назначением расходуемых средств и возмещением расходов, произведенных работникам, с учетом специфики их деятельности в Уральском филиале ОАО «ФПК», последним обосновано применяется маршрутные листы формы ФТУ-33 в виде первичной документации учета рабочего времени проводников, поскольку они полностью отражают необходимую информацию.
В связи с чем, требования о признании незаконным п. 3 предписания № 01/25-59 от 26 июля 2011 года Государственной инспекции труда в Свердловской области, вынесенного Государственным инспектором труда Тулуманом ФИО12 в отношении ОАО «Федеральная пассажирская компания» подлежат удовлетворению.
Оценивая требования заявителя об оспаривании п. 2 Предписания в части возложения обязанности по перерасчету и оплате сверхурочного рабочего времени проводникам пассажирского вагонного ДЕПО Тавда в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Так, рабочим временем признается время, в течение которого работник в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ). Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Работодатель имеет право в порядке, установленном Трудовым кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника (ст. 97 ТК РФ).
Продолжительность сверхурочной работы для каждого работника не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ). При этом работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. При этом привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя (ст. 113 ТК РФ).
Трудовой распорядок, режим работы, время отдыха, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у работодателя определяются в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, локальным нормативным актом - правилами внутреннего трудового распорядка.
Как установлено ранее, в целях обеспечения точного учета продолжительности времени работы каждого проводника ДЕПО Тавда в Уральском филиале ОАО «ФПК», на предприятии ведутся маршрутные листы.
Из штатных расписаний, действовавших в 2010 году, следует, что численность проводников ДЕПО Тавда составляет с 01.01.2010 года по 31.10.2010 год по 3 разряду 360 человек, с 01.11.2010 года по 31.12.2010 год по 3 разряду - 165 человек, по 4 разряду - 195 человек.
Из пояснений Государственного инспектора труда Тулумана ФИО13 следует, что предметом проверки явились выплаты заработной платы за сверхурочную работу, произведенные проводникам ДЕПО Тавда по приказу от 28.12.2010 года № 389 с приложением № 1 и № 2.
Из исследованных в ходе судебного рассмотрения трудовых договоров проводников ДЕПО Тавда в Уральском филиале ОАО «ФПК» следует, что работникам устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - 1 год с тарифной ставкой в зависимости от разряда согласно штатному расписанию.
Приказом Министерства путей сообщения № 7 от 05.03.2004. утверждено Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов», в соответствии с п. 20 которого для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышат допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно, а также работников с разделенным на части рабочим днем, устанавливается суммированный учет рабочего времени при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и работе по четырехсменным графикам работы с 12-часовой продолжительностью. Продолжительность смен в ночное время не сокращается.
При этом, п. 6.3. Положения о системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «ФПК», утв. распоряжением от 31.03.2010 М50р предусмотрена оплата сверхурочной работы за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере. Для работников с суммированным учетом рабочего времени (работники поездных бригад, сменные работники) в полуторном размере оплачивается время сверхурочной работы, равное произведению числа рабочих дней в учетном периоде по календарю 6-ти дневной рабочей недели на два. Остальные часы отработанного сверхурочно времени оплачиваются в двойном размере, что согласуется с позицией Минздравсоцразвития РФ, содержащейся в письме от 31.08.2009 № 22-2-3363 «Об оплате сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени».
Анализируя представленные расчетные листки за декабрь 2010 года проводников ДЕПО Тавда, указанных в приказе от 28.12.2010 года № 389, расчет сверхурочных часов работы по ЛВЧД Тавда за 2010 год, представленный заявителем, суд приходит к выводу, что начисление заработной платы и оплата сверхурочных часов производятся ОАО «ФПК» в соответствии с Положением об оплате труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «ФПК», сверхурочные часы оплачены проводникам обоснованно в полуторном размере.
Применяемый Государственным инспектором труда Тулуманом ФИО14 метод исчисления оплаты сверхурочной работы основан на общих положениях, установленных ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, без учета специфики сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование о признании незаконным п. 2 предписания № 01/25-59 от 26 июля 2011 года Государственной инспекции труда в Свердловской области, вынесенное Государственным инспектором труда Тулуманом ФИО15 в отношении ОАО «Федеральная пассажирская компания» подлежит удовлетворению.
В связи с чем, суд констатирует, что выводы проверки и требования, изложенные в п. 2, 3 предписания являются незаконными, противоречат установленным обстоятельствам, не соответствуют целям федерального законодательства, нарушают права заявителя и незаконно возлагает на него обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, заявление ОАО «Федеральная пассажирская компания» о признании незаконным предписания Государственного инспектора по труду Государственной инспекции труда в Свердловской области № 01/25-59 от 26 июля 2011 года в части признания п. 2, 3 недействительными является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ОАО «Федеральная пассажирская компания» о признании предписания Государственной инспекции труда в Свердловской области незаконным, удовлетворить частично.
Признать незаконными п. п. 2,3 предписания № 01/25-59 от 26 июля 2011 года Государственной инспекции труда в Свердловской области, вынесенное Государственным инспектором труда Тулуманом ФИО16 в отношении ОАО «Федеральная пассажирская компания».
Обязать Государственную инспекцию труда в Свердловской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ОАО «Федеральная пассажирская компания».
Обязать Государственную инспекцию труда в Свердловской области сообщить в Кировский районный суд г. Екатеринбурга и ОАО «Федеральная пассажирская компания» об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение моет быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.А. Мурашова