Производство № 2-109/2024 <***>
Дело № 66RS0003-01-2023-003937-74
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 11.01.2024
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при помощнике судьи Ксинтарис Н. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о включении периодов в стаж, перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области с требованием о включении периодов в стаж, перерасчете размера пенсии.
В обосновании иска указано, что истец является получателем пенсии по старости с 29.01.2023. Размер фиксированной выплаты определен в размере 7567,33 рублей, суммарный размер пенсии составил 15024 рубля.
При этом, при подсчете стажа ответчиком учтены не все периоды работы в р. Казахстан, в связи с чем, занижен размер пенсии.
В связи с чем, уточнив неоднократно требования, истец просила суд включить в ее страховой стаж период работы 31.03.1992 по 29.05.1992 как работу, поскольку данный период учтен ответчиком как уход, дети, а также периоды работы 08.06.1992 по 19.04.1993, 20.04.1993 по 30.07.1997. Кроме того, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии исходя из периодов, включенных на основании решения суда (л.д. 205).
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2 требования и доводы иска поддержали.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании поддержала отзыв (л.д. 102-103), против иска возразила, указав, что на запросы Отделения ответов из компетентных органов р. Казахстан по факту работы представлено не было, соответственно, отсутствуют основания для включения в стаж данных периодов, а соответственно, для перерасчета.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 года
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона).
20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 01 января 2021 года.
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.
Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 01 января 2021 года.
Относительно стажа работы до 01 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 01 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Периоды работы после 01 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.
Переходные положения Соглашения ЕАЭС применяются государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 01 января 2021 года.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с 13 марта 1992 года территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр "Запрос" и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от 23 декабря 2020 года.
Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр "О стаже работы" у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра "Запрос"; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра "О стаже работы" в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре "О стаже работы" отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра "О стаже работы", содержащего исчерпывающую информацию.
При поступлении формуляра "Запрос" о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 года компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
Факт не поступления ответа на запрос от компетентного органа или невозможность подтверждения стажа по иным основаниям, не зависящим от действий пенсионера, не должен препятствовать реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж для перерасчета пенсии.
Так, судом установлено, что 19.01.2023 ФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с заявлением № 39091/23 о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в формате электронного документа через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) (л.д. 155-158).
25.01.2023 Отделением вынесено решение № 23000000/075-39091/23 о назначении пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 29 января 2023 года бессрочно (л.д. 136), размер пенсии установлен в сумме 15024,22 рублей.
Согласно материалам дела, 15.11.2022 в адрес Отделения поступили ответы на формуляр «Запрос» от 29.08.2023: архивная справка о подтверждении заработной платы ФИО4 от 02.11.2022 № 04-08/юлк-14, архивная справка о подтверждении стажа работы ФИО1 от 02.11.2022 № 04-08/юлк-14, архивная справка о подтверждении заработной платы ФИО1 от 02.11.2022 № 04-08/юлк- 14, архивная справка об отсутствии сведений от 21.10.2022 № 04-08/юлк-14 (л.д. 78).
Из материалов дела следует, что 15.12.2022 территориальные органы СФР направили запрос о подтверждении сведений о стаже и заработной плате, об уплате страховых взносов, в том числе, за период с 08.06.1992 по 19.04.1993 в Расчетно-кассовом центре г. Атбасар.
Ответ до настоящего времени в адрес Отделения не поступил.
Согласно доводам представителя ответчика, по периодам работы с 08.06.1992 по 19.04.1993 в должности кассира в Расчетно-Кассовом центре г. Атбасар, Республика Казахстан, с 19.04.1993 по 30.07.1997 в должности кассира в Атбасарском филиале железнодорожно-акционерного банка «Темирбанк», республика Казахстан имеется ответ об отсутствии сведений от 21.10.2022 № 04-08/юлк-14 документы по личному составу Расчетно-Кассового центра г. Атбасар, Атбасарского филиала железнодорожно-акционерного банка «Темирбанк» на хранение в архив города Атбасар не поступали, в связи с чем, подтвердить факт работы в перечисленных организациях не представляется возможным.
В связи с чем, при назначении пенсии данные периоды работы истца не были учтены.
Между тем, исследовав представленную суду трудовую книжку, принадлежность которой истцу ответчиком не оспорена (л.д. 45-56), суд полагает подтвержденным факт работы в указанные периоды и в указанных должностях, при том, что архивной справкой от 13.09.2023 № 03-030446/10688 (л.д. 115) из Фортебанка поступил ответ о том, что истец работала в спорные периоды в Темирбанке. Также, справкой от 01.12.2023, представленной в судебном заседании, подтверждается, что личное дело истца в Фортебанк не поступало, однако имеется приказ о расторжении трудового договора от 25.07.1997 № 5, копия которого представлена суду. Дата и порядковый номер приказа совпадает со сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца (запись № 16). Также отмечено, что Фортебанк является правопреемником Темирбанка.
Указанное в совокупности, по мнению суда, свидетельствует о факте трудоустройства истца в спорные периоды в как Расчетно-Кассовом центре г. Атбасар, так и Атбасарском филиале железнодорожно-акционерного банка «Темирбанк».
Поскольку спорные периоды работы заявлены за период до 01 января 2021 года, то пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории, которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичные нормы содержала и ст. 39 КЗоТ РСФСР.
Кроме того, суд учитывает, что распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" приняты Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N).
Поскольку по сути доводы ответчика сводятся к отсутствию ответа на формуляр, направленного согласно материалам дела еще 29.08.2022 (л.д. 99-100), а периоды работы имели место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, то есть подлежат учету независимо от уплаты страховых взносов, при этом в материалы дела представлена трудовая книжка установленного образца, сведения работодателя, соотносимые с записями в трудовой книжке об указанных периодах работы на территории Республики Казахстан, то суд полагает доводы ответчика об отсутствии ответа на формуляр не может препятствовать реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж для перерасчета пенсии.
Аналогично по доводам истца о включении в стаж истца периода 31.03.1992 по 29.05.1992. Данный период, согласно данным о стаже, включен в страховой стаж истца как «уход, дети». Между тем, согласно доводам истца, 31.03.1992 истец вышла на работу по достижении ребенком возраста 1,6 лет, и вплоть до 29.05.1992 осуществляла трудовую деятельность на Атбасарском мясокомбинате. Записи в трудовой книжке фактически соответствуют архивной справке от 02.11.2022 № 04-08/ЮЛК-14 (л.д. 68). Оснований сомневаться в предоставленных сведениях ввиду отсутствия ответа на запрос из компетентного органа р. Казахстан у суда не имеется.требования о включении в страховой стаж периода 31.03.1992 по 29.05.1992 как работа также подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 01 января 2002 г.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).
Таким образом, с учетом включения в стаж указанных периодов, расчет пенсии должен производиться на основании п.3 ст.30 Закона №173-Ф3 при неполном трудовом стаже (на 01.01.2002 имеется стаж 11 лет 04 месяцев 12 дней (136,40000000 мес.) требуется 20 лет (240 мес.), пропорция неполного стажа составила: 136,40000000 мес. / 240 мес. = 0,56833333.
Расчетный размер пенсии (РП) на 01.01.2002 составил - 0,55 х 0,431 х 1671 =396,11 руб.
В соответствии с п.7 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер страховой пенсии не может быть менее 660 руб.
ПК= (660 - 450) х 228 х 0,56833333 = 27211,80 х 5,61481656 = 152789,24 руб., где:
450 руб. - базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002г.;
228 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии;
5,61481656 - суммарный коэффициент индексации пенсионного капитала с 01.01.2002 по 31.12.2014;
0,431- отношение средней заработной платы пенсионера за период с 01.01.2000 по 31.07.2000, с 01.03.2001 по 31.12.2001 год к средней заработной плате за тот же период;
1671 руб.- средняя заработная плата по стране за III квартал 2001 года;
Сумма валоризации (СВ) - составляющая пенсионного капитала за общий стаж до 1991г. Общий трудовой стаж на 01.01.1991г. полных 4 года. Процент валоризации от размера расчетного пенсионного капитала на 31.12.2014 равен: 10%+ 4%=14%
СВ = 152789,00 х 0,14 = 21390,49 руб.
Пенсионный капитал на 31.12.2014г:
ПК = 152789,00 + 21390,49+223375,18 =397554,67
Далее определяем количество индивидуальных пенсионных коэффициентов за период до 2015 года (ИПКс до 2015 года) и после (ИПКн после 2015 года).
ИПКс до 2015 года = 397554,67 / 228 / 64,10 = 27,202 где
228 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии; 64,10 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015года.
ИПКн после 2015 года - по сведениям индивидуального лицевого счета -22,240.
ИПКн за период с 01.01.2015 составляет 16,2 где,
16,2- ©НШ - сумма коэффициентов, определяемых за каждый
календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов (уход за детьми 19.09.1985г.р., 30.09.1990г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. до полутора лет за каждым).
Суммарная величина ИПК составила: 27,202+ 22,240+ 16,2 = 65,642.
Страховая пенсия: 65,642*123,77 = 8124,51, где 123,77 - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2023 год.
Размер страховой пенсии 15691,84 руб. и состоит из страховой пенсии - 8124,51 руб. и фиксированной выплаты - 7567,33 руб.
Таким образом, с учетом включения данных периодов размер пенсии увеличится, соответственно, требования о перерасчете заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст. 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, - удовлетворить.
Включить ФИО1 в страховой стаж периоды работы:
31.03.1992 по 29.05.1992;
08.06.1992 по 19.04.1993;
20.04.1993 по 30.07.1997.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <***> Е. В. Самойлова