Дело № 2-265/2017
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 07 февраля 2017 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Федишевой Н.И., с участием истцов Чистякова А.А., Платонова В.Е., Горбатенко В.Я., Мелещука А.А., Трутнева Э.А., представителя ответчика Санжиевой Э.И., представителей третьего лица ООО «Железянский рудник» Ватолиной Н.А., Абдулкаримова Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистякова А.А., Платонова В.Е., Богатырева А.И., Башарова Г.С., Гарифулиной Т.И., Горбатенко В.Я., Мелещука А.А., Трутнева Э.А. к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении обязанности по проведению работ по проектированию особо защищенного участка леса,
УСТАНОВИЛ:
Чистяков А.А., Платонов В.Е., Богатырев А.И., Башаров Г.С., Гафиулина Т.И., Горбатенко В.Я., Мелещук А.А., Трутнев Э.А. (далее – Истцы) обратились в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении обязанности по проведению работ по проектированию особо защитного участка леса, в обоснование которого указали, что на западе Полевского городского округа расположен ***, окруженный землями лесного фонда. С юга поселок граничит с лесными кварталами №***, *** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, с запада с лесным кварталом *** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, с севера с лесными кварталами №***, Северского участкового лесничества Сысертского ГУСО, с востока с лесным кварталом *** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО. На северной окраине поселка расположен садовый участок в лесном квартале *** Северского участкового лесничества Сысертского ГУСО. Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года ***, предусмотрено выделение особо защитных участков леса в виде участков лесов шириной 1 км вокруг границы сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ. Поскольку Департамент лесного хозяйства по Свердловской области является обособленным подразделением Федерального агентства лесного хозяйства, наделенным определенными правами и обязанностями в сфере лесоустройства, в том числе и обеспечивает проектирование особо защитных участков лесов, согласно п. 14 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области. Считают, что на Департамент лесного хозяйства Свердловской области возложена обязанность проектирования особо защитных участков леса вокруг сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ, каким и является ***, и представлять проектную документацию для утверждения в Федеральное агентство лесного хозяйства, которое в свою очередь выносит решение о создании особо защитного участка леса. В настоящее время при разработке Лесотехнического регламента Сысертского ГУСО, который должен был быть разработан на основании Лесоустроительной инструкции, Департаментом лесного хозяйства Свердловской области не были проведены проектные работы по созданию особо защитного участка леса вокруг поселка Зюзельский, чем нарушена Лесоустроительная инструкция. Проектирование особо защитного участка леса включается в лесоустройство, согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации. Статьей 50 Лесоустроительной инструкции определен подход к устройству границ особо защитных участков леса: границы особо защитных участков лесов по возможности устанавливаются по границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Отсутствие данных об особо защитном участке леса вокруг поселка Зюзельский в Лесотехническом регламенте Сысертского ГУСО позволило допустить сплошную вырубку леса в лесных кварталах *** и 5 Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО. В лесном квартале *** Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО сплошная рубка леса была проведена на расстоянии 300 м от западной границы поселка Зюзельский. Незаконная сплошная вырубка леса привела к нарушению конституционных прав жителей поселка на благоприятную среду проживания. Просят на основании ст.ст. 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации и Лесоустроительной инструкции возложить на ответчика обязанность провести работы по проектированию особо защитного участка леса вокруг поселка Зюзельский по существующим просекам между лесными кварталами: по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами *** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Полевского участка Полевского участкового лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, по просеке между лесными кварталами ***-*** Северского лесничества Сысертского ГУСО, установить ответчику срок для разработки проектной документации создания особо защитного участка леса вокруг поселка Зюзельский и садовых товариществ, расположенных в лесных кварталах №***, ***, 3 месяца.
В судебном заседании Истцы на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали. Считают, что их права на благоприятную окружающую среду нарушены. Против замены ответчика возражали.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области Санжиева Э.И., действующая на основании доверенности от 20 октября 2016 года, представила отзыв, доводы которого поддержала. Указала, что проектирование особо защитных участков леса является исключительным полномочием Федерального агентства лесного хозяйства. Требования заявлены к ненадлежащему ответчику. Департамент лесного хозяйства Свердловской области может выступать только инициатором процедуры, но только от своего имени.
Представитель третьего лица ООО «Железянский рудник» Ватолина Н.А., действующая на основании доверенности от 12 декабря 2016 года, против удовлетворения исковых требований возражала. Представила возражения на исковое заявление, а также дополнения к возражениям, доводы которых поддержала. Указала, что права истцов не нарушены. Фактически иск заявлен для воспрепятствования осуществления своей деятельности ООО «Железянский рудник».
Директор ООО «Железянский рудник» А в судебном заседании указал также, что цель истцов – не дать разработку карьера.
Третьи лица Федеральное агентство лесного хозяйства, ПАО «Северский трубный завод» и ООО «Ремонтно-строительный центр» в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки Федерального агентства лесного хозяйства суду не сообщено. Представитель ПАО «Северский трубный завод» Шахмин А.А., действующий на основании доверенности от 11 октября 2016 года, в предварительном судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Представитель ООО «Ремонтно-строительный центр» Русалин Е.В., действующий по доверенности от 09 января 2017 года, направил отзыв, согласно которому Департамент лесного хозяйства Свердловской области не уполномочен проектировать особо защитные участки леса, просят в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
С учетом мнения явившихся лиц, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, судом определено рассматривать дело при данной явке.
Заслушав истцов, представителя ответчика, представителей третьего лица ООО «Железянский рудник», исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что в Полевском городском округе расположен ***, жителями которого и собственниками имущества в котором являются Истцы, которые обратились в суд за защитой их права на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Истцами заявлено требование к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области на основании ст.ст. 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации и Лесоустроительной инструкции возложить на ответчика обязанность провести работы по проектированию особо защитного участка леса вокруг поселка Зюзельский по существующим просекам между лесными кварталами.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
В соответствии со ст. 68.2 Ленского кодекса Российской Федерации проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов.
Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения участков лесов, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Границы таких участков лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных границ, а также по лесотаксационным выделам.
В соответствии с п. 26, 39 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;
Статьей 107 Лесного кодекса Российской Федерации установлен правовой режим особо защитных участков леса.
В соответствии с ч. 3 и 6 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации к особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу п. 5.4.4 и 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 736 (в редакции от 24 ноября 2016 года), Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ; обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 1905-ПП (в редакции от 12 сентября 2016 года), Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее – Департамент) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с пп. 8 п. 8 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области Департамент осуществляет на территории Свердловской области следующие переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений: осуществляет на землях лесного фонда проведение лесоустройства, за исключением случаев проектирования лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.
Таким образом, такое полномочие, как проектирование особо защитных участков лесов не передано Российской Федерации Департаменту лесного хозяйства Свердловской области как исполнительному органу государственной власти Свердловской области.
Действительно, как указывают Истцы в исковом заявлении, согласно п. 14 вышеуказанного Положения, в целях реализации полномочия, указанного в подпункте 8 пункта 8 настоящего Положения, Департамент обеспечивает проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Однако данное полномочие (закрепление на местности местоположения особо защитных участков лесов) является вторичным после проектирования особо защитного участка леса и не подменяет его.
На Департамент лесного хозяйства Свердловской области не возложены обязанности проектирования особо защитного участка леса, нет и обязанности представить проектную документацию для утверждения в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, на которую ссылаются Истцы в обоснование требований к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, полномочия органов не определяет, а лишь в п. 5 указывает, что проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Ссылка Истцов на то, что Лесоустроительной инструкцией предусмотрено выделение особо защитных участков леса в виде участков леса шириной 1 км вокруг границы сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ, также не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности по проектированию особо защитного участка леса вокруг поселка Зюзельский, поскольку инструкцией данная ширина 1 км вокруг границы сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ предусмотрена в качестве норматива и признака выделения особо защитного участка леса и не устанавливает обязанности по проектированию особо защитного участка леса для ответчика.
Кроме того, приказом Рослесхоза от 30 декабря 1993 года № 348 утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса, которые являются на настоящий момент действующими, которые предусматривают порядок и условия выделения особо защитных участков леса, в том числе и порядок подготовки предложений по выделению особо защитных участков леса. Оснований для вмешательства в данный порядок не имеется. Данным приказом также предусмотрены нормативы и признаки выделения особо защитных участков леса: в виде участков леса шириной 1 км вокруг границы сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ. Однако обязательным признаком указанные характеристики для обязания ответчика проектировать участок леса не обладают.
Территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства Департамент лесного хозяйства Свердловской области, исходя из ст. 2 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 736 (в редакции от 24 ноября 2016 года), Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 1905-ПП (в редакции от 12 сентября 2016 года), не является.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Истцы настаивают на требованиях к заявленному ответчику, оснований для возложения на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанности по проведению работ по проектированию особо защищенного участка леса не имеется. Требования Истцов основаны на неверном толковании норм права и полномочий органов исполнительной власти.
При этом, поскольку предметом настоящего иска является исключительно возложение обязанности по проведению работ по проектированию особо защищенного участка леса в связи с правом жителей поселка на благоприятную окружающую среду, суд не оценивает правоотношения, возникшие между Истцами и ООО «Железянский рудник», а также не рассматривает правомочия ООО «Железянский рудник» на проведение конкретной деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Чистякова А.А., Платонова В.Е., Богатырева А.И., Башарова Г.С., Гарифулиной Т.И., Горбатенко В.Я., Мелещука А.А., Трутнева Э.А. к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении обязанности по проведению работ по проектированию особо защищенного участка леса оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Войт