КОПИЯДело № 2а-2255/2022УИД - 66RS0003-01-2022-001186-66Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 11 мая 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга к Неуйминой Наталье Ивановне о взыскании обязательных платежей и санкций, пени,
установил:
ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Неуйминой Н.И. (далее – административный ответчик), в котором указано следующее.
Неуймина Наталья Ивановна, *** г.р. (ИНН ***), место рождения ***, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в качестве налогоплательщика. С 13.09.2005 по 26.12.2017 г.г. Неуймина Н.И. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с указанным, на основании ст. 419 НК РФ обязана оплачивать страховые взносы. В соответствии с п. 3 ст. 13 НК РФ страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам. Налоговым органом выявлена недоимка по неуплате: 1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере: пени – 33,96 руб. (пени начислены на сумму недоимки – 4 590,00 руб. за 2017 год); 2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), в размере: пени – 172,95 руб. (пени начислены на сумму недоимки – 23 400,00 руб. за 2017 год). Кроме того, налоговым органом выявлена задолженность по единому налогу на вмененный доход в сумме 971,56 руб., в том числе пени в размере 971,56 руб. (начислена за неуплату основного долга за 2016 год). По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени от 25.08.2017 *** со сроком добровольного исполнения до 14.09.2017, от 08.02.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 01.03.2018. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. По обращению административного истца о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с Неуйминой Н.И., мировым судьей судебного участка *** Кировского судебного района г. Екатеринбурга 24.01.2020 вынесен судебный приказ ***. На основании поступивших от Неуйминой Н.И. 26.02.2020 года возражений относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи от 28.02.2020 судебный приказ *** был отменен.
На основании изложенного, административный истец просит суд: восстановить срок на обращение в суд; взыскать с Неуйминой Н.И. в доход бюджетов задолженность на общую сумму 1 178,47 руб. в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме: пени – 33,96 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), в сумме: пени – 172,95 руб.;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме: пени – 971,56 руб.
Административное исковое заявление было принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку, указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (п.3 ч.1 ст. 291 КАС РФ) и сторонам предложено в срок до 06.04.2022 представить в суд и направить друг другу возражения и доказательства относительно предъявленных требований, также разъяснено, что они вправе представить в суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок до 29.04.2022.
Копия определения направлялась на адрес регистрации ответчика, установленный справкой УФМС.
На основании частей 1 и 6 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассматривается без проведения устного разбирательства судьей единолично, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 ст. 292 КАС РФ, а именно: в пунктах 3.3. и 3.4. определения о подготовке, с исследованием только доказательств в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
С учетом указанного, а также положений частей 1 и 6 статьи 292, статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы настоящего дела, а также материалы дела *** по заявлению о выдаче судебного приказа, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.
Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 41 БК РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами. Обязанность по уплате налога физическим лицом не исполнена, поэтому налог подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и ответчиком не оспорено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.09.2005 и состоял на налоговом учете в ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга до 26.12.2017.
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам.
Согласно п. 1-3 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.2).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п.3).
В силу п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно пункту 4 указанной статьи, в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: 1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 5 указанной статьи, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В связи с указанным, ответчик обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, страховые взносы на обязательное социальное страхование.
В добровольном порядке суммы налога не уплачены.
В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на сумму недоимки начислены пени.
Налоговым органом выявлена недоимка по неуплате: 1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере: пени – 33,96 руб. (пени начислены на сумму недоимки – 4 590,00 руб. за 2017 год); 2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), в размере: пени – 172,95 руб. (пени начислены на сумму недоимки – 23 400,00 руб. за 2017 год). Кроме того, налоговым органом выявлена задолженность по единому налогу на вмененный доход в сумме 971,56 руб., в том числе пени в размере 971,56 руб. (начислена за неуплату основного долга за 2016 год).
По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени от 25.08.2017 *** со сроком добровольного исполнения до 14.09.2017, от 08.02.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 01.03.2018. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела ***, к мировому судье, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с Неуйминой Н.И. административный истец обратился 20.01.2020, что с нарушением срока на обращение по всем вышеуказанным Требованиям.
Мировым судьей судебного участка *** Кировского судебного района г. Екатеринбурга 24.01.2020 вынесен судебный приказ ***.
Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.
По смыслу положений главы 11.1 КАС РФ вопросы соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат проверке при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей.
Такое право предоставлено только Арбитражному суду, о чем прямо разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи арбитражным судом судебного приказа.
Вместе с тем вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит.
Таким образом, срок обращения к мировому судье налоговым органом был пропущен.
На основании возражений, поступивших от ответчика, определением мирового судьи от 28.02.2020 судебный приказ *** был отменен.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ, истекал 24.08.2020.
С настоящим иском истец обратился 05.03.2022, что с пропуском срока на обращение.
В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Административным истцом в иске каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока не названо и не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что срок пропущен по уважительной причине.
Судом при рассмотрении дела таких уважительных причин также не установлено.
Так, согласно материалам дела ***, копия определения от 28.02.2020 об отмене судебного приказа получена представителем налогового органа 03.03.2020, что следует из расписки на сопроводительном письме. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реальная возможность обратиться в установленные законом сроки, у налогового органа имелась, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с заявлением, административным истцом не приведено.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Поскольку срок обращения в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется, в связи с чем суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм, в том числе, суммы пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья /подпись/ Е.А. Шимкова