НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 10.12.2021 № 2А-5908/2021УИД-660003-01-2021-005572-84

КОПИЯДело № 2а-5908/2021УИД - 66RS0003-01-2021-005572-84 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Шимковой Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга к Тулкубаеву Алексею Маратовичу о взыскании обязательных платежей и санкций, пени

установил:

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением, котором указано, что Тулкубаев А.М. (ИНН ***), *** г.р. (далее – административный ответчик), с 21.09.2017 по 15.06.2020 г.г. состоял на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов. В соответствии с п. 3 ст. 13 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам. Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и индивидуальные предприниматели. На основании Федерального закона от 03.07.2016 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…», с 01.01.2017 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 п.1 статьи 419 настоящего кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Ответчиком сумма страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в бюджет не уплачена за 2019 год в сумме 3652,21 руб. – пенсионное страхование, в сумме 20325,12 руб. – медицинское страхование. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В связи с неуплатой налога, ответчику были начислены пени. По правилам ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени от 15.01.2020 *** со сроком исполнения до 20.01.2020. В установленные в требовании сроки налогоплательщик исполнил обязанность по уплате в бюджеты частично. Текущая сумма задолженности составляет 23977,33 руб., пени – 0,00 руб. По обращению административного истца о вынесении судебного приказа, о взыскании задолженности по обязательным платежам с Тулкубаева А.М., мировым судьей судебного участка № 4 Кировского судебного района г. Екатеринбурга 10 июля 2020 года вынесен судебный приказ №2а-1543/2020. На основании поступивших от Тулкубаева А.М. 07 августа 2020 года возражений относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи от 11 августа 2020 судебный приказ №2а-1543/2021 был отменен. Определение об отмене судебного приказа №2а-1543/2020 административному истцу поступило 14 августа 2020 года, о чем свидетельствует отметка о его получении.

На основании изложенного, административный истец просит суд: восстановить пропущенный срок на обращение в суд с настоящим иском; взыскать с Тулкубаева А.М. (ИНН ***) в доход бюджетов задолженность на общую сумму 23 977,33 руб. в том числе:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): за 2019 г. налог в размере 3652, 21 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 г. налог в размере 20 325,12 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание, назначенное на 08.12.2021, не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебное заседание, назначенное на 08.12.2021, не явился, извещался путем направления судебной корреспонденции по адресу регистрации. Судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой почты «возврат», что в силу ст. 165.1 ГК РФ является надлежащим извещением.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в связи с тем, что неявившиеся лица извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, суд признаёт их явку в судебное заседание необязательной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Учитывая вышеуказанное, суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства и вынести решение.

Исследовав материалы дела в их совокупности и каждое в отдельности, а также дело №2а-1543/2020 по заявлению о выдаче судебного приказа, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Судом установлено и ответчиком не оспорено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.09.2017 и состоял на налоговом учете в ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга до 15.06.2020.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 1-3 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п.3).

В связи с указанным, ответчик обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Как указывает истец и подтверждается материалами дела, у ответчика имеется задолженность по уплате следующих налогов:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): за 2019 г. налог в размере 3652, 21 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 г. налог в размере 20 325,12 руб.

В связи с частичной оплатой суммы налога, текущая сумма недоимки составляет: налог 23977, 33 руб. пени 00,00 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени от 15.01.2020 г. *** со сроком исполнения до 29.01.2020.

В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, срок на обращение в суд по требованию об уплате налога и пени от 15.01.2020 г. *** со сроком исполнения до 29.01.2020 истекал 29.07.2020.

К мировому судье, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с Тулкубаева А.М. административный истец обратился 06.07.2020, что с соблюдением шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Мировым судьей судебного участка № 4 Кировского судебного района г. Екатеринбурга 10 июля 2020 вынесен судебный приказ № 2а-1543/2020.

На основании возражений, поступивших 07 августа 2020 года от Тулкубаева А.М., относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи от 11 августа 2020 судебный приказ №2а-1543/2020 был отменен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ, истекал 11.02.2021.

С настоящим иском истец обратился 07.10.2021, что с нарушением срока на обращение, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.

Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

В административном иске заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного срока, разрешая которое, суд руководствуется следующим.

В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, может быть восстановлен судом.

Пропущенный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

В качестве уважительной причины пропуска срока, в иске указано на отсутствие в ИФНС процессуальных документов на бумажном носителе и установление факта отмены судебного приказа только при сверке по судебным участкам.

Вместе с тем, как следует из материалов дела № 2а-1543/2020, копия определения от 11.08.2020 об отмене судебного приказа получена представителем ИФНС по доверенности 14.08.2020, о чем имеется соответствующий входящий штамп на сопроводительном письме.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения с административным иском в установленный срок.

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реальная возможность обратиться в установленные законом сроки, у налогового органа имелась, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с заявлением, административным истцом не приведено.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ст.219 КАС РФ).

Поскольку срок обращения в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется, в связи с чем суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм, в том числе, суммы пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга к Тулкубаеву Алексею Маратовичу о взыскании обязательных платежей и санкций, пени – оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова