НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 10.11.2023 № 2А-6495/2023КОПИ

Дело № 2а-6495/2023 КОПИЯ

УИД-66RS0006-01-2023-005624-57

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

10 ноября 2023 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, пени,

установил:

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее также – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, *** г.р., ИНН *** (далее также – ответчик, налогоплательщик), в котором указано, что ответчик в период с 21.12.2018 по 13.01.2021 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, обязан самостоятельно оплачивать страховые взносы. Налоговым органом выявлена недоимка по уплате страховых взносовза 2020 год, которые не уплачены ответчиком самостоятельно. На основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени и сформировано требование об их уплате, которое направлялось в адрес налогоплательщика со сроком добровольной оплаты. Учитывая, что сумма задолженности не была уплачена, налоговый орган обращается за ее взысканием в судебном порядке. Судебный приказ № 2а-152/2023 о взыскании задолженности был отменен определением мирового судьи, однако, задолженность не погашена.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика в доход бюджетов задолженность на общую сумму 17799,88 руб., в том числе: Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года):по требованию от 13.07.2021 № 40534, задолженность составляет: за 2020 год в сумме: налог в размере 17799,88 руб. Также, истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления.

Дело принято к рассмотрению в упрощенном (письменном) производстве.

Ответчик извещался надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции по адресу регистрации: в ***.

От ответчика в суд поступили письменные возражения относительно иска, согласно которым, ФИО1 не согласна с доводами истца по задолженности. Задолженность гасилась частично: 15.12.2022 – 10000 рублей оплачено, 05.01.2023 – 15000 рублей, 10.10.2023 – 10000 рублей, итого сумма долга на сегодняшний день 300 рублей. Также, ответчик указала, что доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд, не представил. Ссылка истца на уважительность причины пропуска срока обращения в суд является несостоятельной. Просит причины пропуска срока на обращение в суд истца признать неуважительными, в восстановлении срока для подачи иска - отказать, в удовлетворении административных исковых требований – отказать.

От представителя административного истца в суд направлены дополнения к исковому заявлению (отзыв на возражения ответчика), из которого следует, по состоянию на 19.10.2023 положительное сальдо Единого налогового счета (далее - ЕНС) налогоплательщика в размере - 19 661,50 руб., так же зарезервированы суммы в Карточке налогового органа (далее - КНО) в счет будущих начислений: по КБК *** - Страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере 22 921,00 руб., по КБК *** - Страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере - 22 921,00 руб. Суммыплатежей, указанные в приложенных копиях чеков распределены следующим образом: 10000,00 руб. от 15.12.2023 - поступили в погашение задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) КБК ***; 10000,00 руб. от 11.10.2023 - часть суммы поступила в КНО налога на имущество в счет предстоящих начислений – 1799,00 руб., оставшаяся часть – 8201,00 руб. - остался на Едином налоговом платеже, образующая положительное сальдо; 15000,00 руб. от 05.01.2023 - часть суммы 7287,97 руб. поступила в погашение начисленной суммы по Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года) КБК *** по сроку уплаты - 09.01.2023 за 2022 год, 7708,11 руб. - поступила в КНО Страховые взносы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования КБК *** в счет предстоящих начислений, оставшаяся сумма 3,92 руб. - поступили в погашение пени.Для урегулирования вопроса по задолженности в сумме 17799,88 руб., которая после 01.01.2023 не вошла в сальдо ЕНС по Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), предусмотрено Заявление о распоряжении путем зачета суммыденежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, предоставляется по форме КНД 1150057. при заполнении реквизитов заявления следует выбрать пункт 4 «зачет в счет погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с пп. 2 п. 7 ст.11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)». Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета регламентируется ст. 78 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ, заявление о распоряжении путем зачета представляется в налоговый орган по месту учета по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.

В силу ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (также – НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (также – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1).

При этом, в силу ч.4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (ч.7 ст.75 НК РФ).

В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 февраля 2015 года N 422-О положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Данные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2022 N 4-КАД21-65-К1.

Судом установлено и ответчиком не оспорено, что ФИО1 с 21.12.2018 по 13.01.2021 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с указанным, ответчик является плательщиком страховых взносов на основании ст. 419 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 13 НК РФ страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам.

Согласно п. 1-3 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года, 25 545,00 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354,00 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, составляющего 32 448,00 руб. за расчетный период 2021 года; 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590,00 руб. за расчетный период 2017 года, 5 840,00 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884,00 руб. за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, составляющего 8 426,00 руб. за расчетный период 2021 года; 8 766 рублей за расчетный период 2022 года, 9 119 рублей за расчетный период 2023 года.

В силу п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно пункту 4 указанной статьи, в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: 1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 5 указанной статьи, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В силу ст. 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п.3).

Как указывает истец и ответчиком не оспорено, налоговым органом была выявлена недоимка по уплате страховых взносов за 2020 год.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога.

Как следует из материалов дела, налоговым органом было сформировано требование № 40534 от 13.07.2021 об уплате задолженности по страховым взносам за 2020 год: на обязательное пенсионное страхование в сумме: недоимка - 76520,30 руб., пени – 154,32 руб. (срок добровольного исполнения – до 29.07.2021) (л.д. 16).

Согласно материалам дела, требование направлено ответчику через «Личный кабинет налогоплательщика»; факт открытия, активации и пользования подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорено.

30.01.2023 ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Кировского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа, которое удовлетворено 02.02.2023 путем выдачи судебного приказа № 2а-152/2023.

Определением мирового судьи от 28.02.2023 ввиду поступления от ответчика возражений, судебный приказ №2а-152/2023 был отменен.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим иском о взыскании задолженности истец обратился 20.09.2023, что с нарушением срока на обращение, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, который истек 28.08.2023.

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в обосновании пропуска срока на обращение в суд указала, что после проведенной сверки по судебным участкам выявлено наличие данных документов на официальном сайте судебных участков. Документы на бумажном носителе в Инспекции отсутствовали и были запрошены копии данных документов.

В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Вопреки доводам истца, как следует из материалов дела мирового судьи № 2а-152/2023, копия определения мирового судьи от 28.02.2023 об отмене судебного приказа №2а-152/2023 была получена представителем ИФНС - 06.03.2023, следовательно, имелась реальная возможность своевременно обратиться с настоящим административным иском.

Материалы дела мирового судьи не содержат информации о повторном запросе копии определения и ее выдаче. ИФНС также не представлены доказательства обстоятельств, на которые ссылается, в качестве подтверждения уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с указанным иском.

Внутренняя организация работы ИФНС и утрата полученных из суда в установленные сроки и порядке документов не может быть признана уважительной причиной для восстановления пропущенного срока на обращение в суд с указанным иском.

Административным истцом в иске иных уважительных причин для восстановления пропущенного срока не названо и не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что срок пропущен по уважительной причине.

Судом при рассмотрении дела таких уважительных причин также не установлено.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Поскольку срок обращения в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется, в связи с чем, суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм.

В данном случае ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга нарушены совокупные сроки на принудительное взыскание вышеуказанной недоимки.

Кроме того, как указывает административный ответчик и не оспаривает налоговый орган, налогоплательщиком осуществлены платежи в счет погашения заявленной задолженности (остаток долга – 300 руб.). Тот факт, что налоговый орган распределил поступившие от налогоплательщика суммы, с указанием назначения платежа, не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком обязанности по оплате задолженности, в том числе, заявленной в настоящем иске.

При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению требования иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, пени - оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова