НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 03.01.2020 № 2-918/20

Дело № 2-918/2020

УИД 66RS0003-01-2020-000228-95 Мотивированное решение изготовлено 11.03.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 03 марта 2020 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралов В.Р., при секретаре судебного заседания Дворяниновой Н.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабинцева Владимира Геннадьевича к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о переназначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Бабинцев Владимир Геннадьевич обратился в суд к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о переназначении пенсии.

В обосновании иска указал, что 09.04.2018г. истец обратился в ПФ Кировского района г. Екатеринбурга о начислении трудовой пенсии. 22.05.2018 г. истец обратился в архив. 18.06.2018 г. истец донес дополнительные сведения в пенсионный фонд. 21.06.2018г. истцу отказали в начислении пенсии, сославшись на нехватку баллов. Не хватило 1.3 балла, и в этот день составили заявление о назначении трудовой пенсии. Начисление пенсии произошло только с 04.06.2019г. Фактически 14 месяцев были утеряны и деньги не были начислены с 09.04.2018г. по 04.06.2019г.

Просит назначить истцу пенсию с момента первого обращения, с 09.04.2018г. и произвести перерасчет пенсии.

В судебном заседании истец требования и доводы иска поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Ходыкина М. В. в судебном заседании против заявленных требований возразила, указав, что пенсия не могла быть назначена в виду отсутствия необходимого коэффициента. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"(ред. от 07.03.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.(ч.2).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.(ч.3).

Так, в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии.

Административным регламентом предоставления пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н) действовавшем на 21.06.2018 указано, что рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.(п.13).

Для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 20 - 36, 38 - 40, 42 Административного регламента (далее - документы, необходимые для предоставления государственной услуги. (п.17).

Граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.

Кроме документов, указанных в абзаце первом, для подтверждения дополнительных условий назначения указанных пенсий и обстоятельств, учитываемых при определении их размера, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, с заявлением представляются документы: об обстоятельствах, предусмотренных статьями 14 - 16, 29.1, 30, 30.1, 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) (п.20).

При наличии в распоряжении территориального органа ПФР сведений, необходимых для установления пенсии, представление гражданином документов, подтверждающих такие сведения, не требуется. (п.41).

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - седьмом пункта 80 Административного регламента.(п.64).

В Постановлении Правления пенсионного фонда РФ от 23.01.2019 г.№16п «Об утверждении административного регламента предоставления пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению » определено, что рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 73 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный пунктом 73 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 73 Административного регламента.(п.13).

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - пятом 90, в абзаце 9 пункта 113, в абзаце 3 пункта 134 Административного регламента. (п.73).

Как установлено судом, 21.06.2018 Бабинцев В.Г., 08.04.1958 года рождения обратился в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

В этот же день УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга Бабинцеву В.Г. было вручено уведомление в котором было указано, что Бабинцев В.Г. должен представить в пенсионный фонд справки о заработной плате, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Данное уведомление было получено Бабинцевым В.Г. 21.06.2018 о чем свидетельствует подпись в уведомлении Бабинцева В.Г.

В связи с тем, что Бабинцев В.Г. указанные в уведомлении недостающие документы (справки о заработной плате) не представил, 04.10.2018, то есть по истечении трех месяцев, УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга вынесено решение об отказе в установлении пенсии № 922418/18 в связи с недостаточным индивидуальным пенсионным коэффициентом, на размер которого влияет размер заработной платы заявителя.

Согласно ст.8 и п.п..l, 3 ст.35 Федерального закона № 400-Ф3 от 28.12.2013r. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в 2018 г составляет 9 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8. Согласно расчетам УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга, Страховой стаж Бабинцева В.Г. на 04.10.2018 составил в размере 10 лет 08 месяцев 17 дней.

Страховой стаж принятый к зачету:10.03.1976 - 10.04.1976; 08.05.1976 - 29.07.1978; 02.10.1978 - 30.11.1978; 21.12.1978 - 01.08.1979; 22.10.1979 - 14.11.1979; 08.02.1980 - 12.06.1981; 21.07.1981 - 16.09.1981; 30.10.1981 - 23.07.1982; 23.08.1982 - 31.01.1983; 20.05.1983 - 29.07.1983; 05.01.1984 - 21.04.1986; 29.09.1986 - 09.12.1986; 19.12.1986 - 15.06.1987; 29.07.1987 - 12.05.1988; 27.05.1988 - 20.10.1988; 11 01.1989 - 22.05.1989; 14.11.1989 - 10.12.1989; 29.01.1990 - 23.02.1990.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента Бабинцева В.Г. на 04.10.2018 составила 11,617.

С 01.01.2010 по 31.12.2016 уплата страховых взносов истцом в ПФР не осуществлялась.

14.03.2019 УПФР Бабинцев В.Г. вновь обратился в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

В этот же день УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга Бабинцеву В.Г. было вручено уведомление в котором было указано, что Бабинцев В.Г. какие либо документы к заявлению о назначении страховой пенсии по старости не приложил. Данное уведомление было получено Бабинцевым В.Г. 21.06.2018 о чем свидетельствует подпись в уведомлении Бабинцева В.Г.

14.03.2019, 18.03.2019 ответчик запросил самостоятельно сведения о заработной плате истца и на основании полученных ответов о размере заработной платы истца во время работы в ФГАОУ «УрФУ имени первого президента России Б.Н.Ельцина » в 1978, 1979г.г., в АП «Бытавтотранс » в 1980, 1981 г.г., в 7 ЦГБ №7 в 1981 г., ООО «ПКТБлеспром» за 1982 г., ОАО «Уралобувь» за 1984,1985, 1986 г.г., ООО «ЕП «Гофротек» за 1987г. УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга принял решение о назначении истцу пенсии с 14.03.2019.

Доводы истца, что ему пенсия должна быть назначена с 09.04.2018г. не основаны на законе.

В силу ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия назначается на основании письменного заявления лица желающего получать пенсию, то есть носит заявительный характер.

Доказательств, что истец обращался в пенсионный орган 09.04.2018г. с заявлением о назначении пенсии суду истцом не представлено. Ответчик данный факт отрицает.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующего с 01.01.2015) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу ч. 10 ст. 15 данного закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Как следует из совместного Письма Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 года, в случае невозможности назначения и перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, в частности, в результате наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Как разъяснено в подп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в п. п. 3 и 4 ст. 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

В соответствии со ст. 53 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.12.2011 N 1521н, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателем либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Указанием от 20.05.1992 N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии", утвержденным Министерством социальной защиты населения Российской Федерации установлено, что одним из обязательных реквизитов справки о заработной плате является основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, то подтверждение индивидуального характера является обязательным.

При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии.

Среднемесячный заработок лица может быть подтвержден только лишь на основании документов, выданных в установленном порядке.

Таким образом, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований Бабинцева Владимира Геннадьевича о назначении пенсии с 09.04.2018.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бабинцева Владимира Геннадьевича к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о переназначении пенсии оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Р. Капралов