НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 03.01.2018 № 2-6384/18/660003-01-2018-005974-91

Дело № 2-6384/2018 / 66RS0003-01-2018-005974-91

Мотивированное заочное решение составлено 23 октября 2018 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 18 октября 2018 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Головой Ю.В., при секретаре Коротаевой Е.Г., с участием прокурора Науменко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований истец указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению С. о размещении отходов в п. Черемшанка в районе р. Лебяжка. На земельном участке с географическими координатами *** с.ш. *** в.д. *** с.ш. *** в.д. *** с.ш. *** в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером *** выявлено несанкционированное размещение отходов площадью около 500 кв.м., объемом около 80-100 куб.м. Земельный участок с кадастровым номером *** входит в состав единого землепользования с кадастровым номером ***, относящегося к категории земель лесного фонда, с видом разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства. Указанный земельный участок расположен в границах кварталов лесничества ГКУ СО «Березовское лесничество», в пользование третьим лицам не передавался. Собственником земельного участка является Российская Федерация. Прокурор указывает, что в полномочия Департамента лесного хозяйства Свердловской области по охране и защите лесов входит проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от отходов. Организация несанкционированного размещения отходов на землях государственного лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, создает угрозу загрязнения почвы, растительного покрова, лесных насаждений. На основании изложенного, прокурор просит возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв меры к ликвидации несанкционированного места размещения отходов не земельном участке с географическими координатами *** с.ш. *** в.д. *** с.ш. *** с.ш*** в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером *** в границах кварталов 30, 31, 36 Среднеуральского участка Среднеуральского участкового лесничества ГКУ СО «Березовское лесничество».

В судебном заседании помощник прокурора Науменко А.В. в судебном заседании доводы и требования иска поддержал, просил суд иск удовлетворить, указал, что Департамент лесного хозяйства Свердловской области является надлежащим ответчиком.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и в срок, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить рассмотрение дела, представил письменный отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих возражений ответчик указал, что иск прокурора заявлен преждевременно, так как первоначально необходимо установить лицо, виновное в нарушении норм природоохранного законодательства или являющееся законным пользователем лесного участка, а также привлечь данное лицо к ответственности. Кроме того, ответчик указывает, что ликвидация свалок бытовых отходов в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, что приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств и фактическому нарушению принципа исполнимости судебного акта, подразумевающему, в том числе, законные способы исполнения требований судебного решения. Статья 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратила силу 01.01.2016, поэтому очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Кроме того, ответчик полагает, что законом не предусмотрена возможность возлагать на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, организацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда. Территориальное управление Росимущества в Свердловской области как собственник федеральной собственности несет бремя содержания лесного участка, на котором зафиксировано размещение несанкционированной свалки.

Третьи лица ГКУ СО «Березовское лесничество», Территориальное управление Росимущества в Свердловской области в судебное заседание своих представителей не направили. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщено. Судом определено рассматривать дело при данной явке на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, Свердловский межрайонный природоохранный прокурор вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено и подтверждается экспертным заключением № *** от 24.08.2018, составленным заместителем начальника экспертного отдела ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» В. по результатам обследования земельного участка, расположенного на территории ГО Среднеуральск в рамках проверочных мероприятий Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры, проводимых помощником прокурора Аникиным А.А., установлено, что не земельном участке с кадастровым номером *** под ЛЭП выявлено несанкционированное размещение отходов: отходы теплоизоляционных материалов, шины пневматические автомобильные отработанные, камеры пневматически шин автомобильных отработанные, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, листы волокнистые и плоские, утратившие потребительские свойства, незагрязненный, отходы мебели, древесные отходы от сноса и разборки зданий.

Площадь загрязнений около 500 кв.м., объем - около 80-100 куб. м.

Установлено, что несанкционированной размещение отходов находится на территории лесного фонда Среднеуральского участкового лесничества. Данный участок не обременен арендой (***).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права *** Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок из земель лесного фонда с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства. Площадь участка: 27912982,51 кв.м. Местоположение: Свердловская область, МО «город Среднеуральск», кв.кв.18,2024-39,43-45,47,48,49,52-55,57-61,64-66,68 Среднеуральского лесничества Уралмашевского лесхоза.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком права на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П, от 02 июня 2015 года № 12-П).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Как указано выше, земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании положений п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области (правопреемник Министерства природных ресурсов Свердловской области), что следует из п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года №1905-ПП).

В соответствии с подп. 6 п. 8 Положения именно ответчик Департамент лесного хозяйства Свердловской области осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, принятие во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому - либо в законное владение и пользование, позволяет сделать однозначный вывод о том, что организация мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области.

Оснований согласиться с правовой позицией ответчика о том, что действующее законодательство не возлагает на Департамент обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не имеется, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.

Ответчик правомерно указывает о том, что с 01 октября 2016 года утратила силу ст. 55 Лесного Кодекса Российской Федерации. Данная норма закона предусматривала, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия.

На основании п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01 марта 2017 года) охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, действующее законодательство не исключает обязанности по охране лесов от негативного воздействия специализированного государственного регионального органа власти - Департамента лесного хозяйства Свердловской области из системы охраны лесов.

Довод ответчика о том, что возложение на Департамент обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, суд также отклоняет.

Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.ч. 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

При этом Департамент является главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения).

Из приведенных вышеуказанных норм закона следует, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от отходов, входит в полномочия Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов.

Указанное исключает правильность довода ответчика о том, что расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на вышеуказанные мероприятия является нецелевым расходованием денежных средств.

Непроведение розыскных мероприятий, направленных на установление виновных в нарушении природоохранного законодательства лиц, обязанности по ликвидации свалки не исключает, поскольку не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен; последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.

Вопреки правовой позиции ответчика, бремя содержания лесного участка, на котором зафиксирован факт несанкционированной свалки, не несет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, Территориальным управлением Росимущества субъекта, также как и органами местного самоуправления данного городского округа, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов – удовлетворить.

Возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв меры к ликвидации несанкционированного места размещения отходов не земельном участке с географическими координатами *** в.д. *** с.ш. *** в.д. *** с.ш. *** в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером *** в границах кварталов 30, 31, 36 Среднеуральского участка Среднеуральского участкового лесничества ГКУ СО «Березовское лесничество».

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю.В. Голова