РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 г. г. Астрахань
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Кадыровой П.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздовой Людмилы Ивановны к ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани о возврате денежных средств,
установил:
истец Дроздова Л.И. обратилась в суд с иском к ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани о возврате денежных средств.
Требования мотивированы тем, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 01.01.2017 года после утраты Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ с нее производилось удержание денежных средств по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017 года (за 2011,2013 годы) с истечением установленного срока их взыскания службой судебных приставов в Кировском районе по постановлениям № от 25.09.2012 года, № от 22.04.2014 года, взыскано 50 074,54 руб. Сведений об уменьшении долга по этим постановлениям из налогового органа в службу судебных приставов не поступало.
Просит взыскать с ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани в ее пользу уплаченные страховые взносы в размере 50074 руб.
Истец Дроздова Л.И. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани Пятова Л.В. просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которая не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и прочее.
Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса ИП и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРП) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве ИП.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о готовности к ее осуществлению, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса ИП.
Своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Согласно сведениям ЕГРИП, Дроздова Л.И. с 22.07.1999 года по 18.07.2014 года состояла на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС России № 6 по Астраханской области. В связи с изменением места жительства, истец с 18.07.2014 года поставлен на учет по адресу: <адрес>, который является территориально подведомственным ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани.
На основании заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, представленного истцом в ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, 28.07.2014 года регистрирующим органом внесена запись о прекращении Дроздовой Л.И. деятельности в качестве ИП.
Таким образом, Дроздова Л.И. до 28.07.2014 года являлась плательщиком страховых взносов и в соответствии с законодательством на нее возлагалась обязанность по уплате страховых взносов в установленном порядке и в предусмотренные сроки. 1
До 01.01.2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), а с 01.01.2017 года - главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию Страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ), органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 года.
В то же время, согласно ст. 20 Закона № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.
В рамках организации работы по передаче полномочий ФНС России, Пенсионным Фондом России письмом от 22.07.2016 года № ММВ-23-1/12/ЗИ@ утвержден порядок обмена информации территориальных Отделений ПФР с Управлениями ФНС России, который предусматривает передачу электронных сведений о сальдовых остатках по страховым взносам, а также информации о принятых мерах принудительного взыскания. В связи с чем, налоговые органы не имеют права самостоятельно вносить корректировку в сведения ПФР и ФСС России, переданные в налоговые органы в установленном порядке.
В соответствии с указанным порядком, ГУ Управлением Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани в ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани была передана задолженность Дроздовой Л.И. по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в сумме 64 655,49 руб., в том числе налог - 51 309,49 руб., пеня - 13 346,00 руб.:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 года в размере 18 726,20 руб., в том числе: налог - 17 313,45 руб., пеня - 1 412,75 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 года в размере 37 935,78 руб., в том числе: налог - 28 129,90 руб., пеня - 9 805,88 руб.;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 7 993,51 руб., в том числе: налог - 5 866,14 руб., пеня - 2 127,37 руб.
Кроме того, с 01.01.2017 года по 28.06.2018 года на указанную сумму задолженности налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса были начислены пени в размере 4 272,81 руб.
В судебном заседании также установлено и не оспорено истцом, что уплата страховых взносов добровольно предпринимателем не осуществлялась. В связи с чем, территориальными органами внебюджетных фондов производилась работа по взысканию страховых взносов в принудительном порядке, что подтверждается направленными в адрес Дроздовой Л.И. требований об уплате страховых взносов.
В связи с неисполнением в установленные сроки указанных требований об уплате задолженности по взносам и пени, Управлением ПФР г. Астрахани произведено доначисление пени и предприняты обеспечительные меры по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам, на основании которых Кировским РОСП г. Астрахани в отношении Дроздовой Л.И. возбуждены исполнительные производства №-ИП, №-ИП, по которым с Дроздовой Л.И. были взысканы и перечислены в адрес ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани денежные средства на общую сумму 50 075,11 руб., что подтверждено в судебном заседании представленными истцом платежными документами. Согласно представленным документам, все платежи поступили до вступления в силу закона № 436-Ф3.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани в отношении вышеуказанной задолженности меры принудительного взыскания не принимались.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани 29.06.2018 года было проведено списание задолженности Дроздовой Л.И., числящейся в лицевых счетах по состоянию на 29.06.2018 года на общую сумму 27 229,97 руб. -
По состоянию на 01.01.2018 года в карточке расчетов с бюджетом по страховым взносам образовалась переплата в размере 8838,64 руб. (страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2017 - 3000,4 руб., страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за период до 01.01.2010 - 462,06 руб. (сальдо переданное ПФР), страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (пеня) - 5376,18 руб.) и недоимка в размере 26561,32 руб. (страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС за период до 01.01.2017 (налог) - 522,31 руб., страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС за период до 01.01.2017 (пеня) - 1858,13 руб., страховые взносы на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2013 (налог) - 14577,09 руб., страховые взносы на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2013 (пеня) - 2154,87 руб., страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (пеня) - 7448,92 руб.)
С 29.01.2018 года вступили в силу ст.ст. 6 и 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, ст. 11 Закона №436-Ф3 для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, предусмотрено списание налоговой задолженности по страховым взносам, образовавшейся за расчетные периоды до 01.01.2017 года в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Ст. 6 Закона № 436-Ф3 внесена ч. 3.1 в ст. 4 Федерального закона № 243- ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание налоговым органом переданных органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 года до даты подписания акта приема-передачи.
При этом, положения ст.ст. 6 и 11 Федерального закона № 436-ФЗ не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Закона № 436-Ф3, то есть до 29.12.2017 года.
Поскольку суммы страховых взносов в размере 50 075,11 руб. были взысканы с Дроздовой Л.И. Кировским РОСП г. Астрахани до 29.12.2017 года, оснований для возврата указанных сумм не имеется, а потому требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Дроздовой Людмилы Ивановны к ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2019 года.
Судья: