РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Григорян Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: <...>, административное дело № 2а-5998/2023 по административному иску ФИО1 к ФИО2 по Астраханской области о признании решения незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к УФНС России по Астраханской области о признании решения незаконным.
Требования мотивированы тем, что 11.01.2023 года в отношении него УФНС России по Астраханской области принято решение № 224 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, с указанием следующих оснований: неисчисление налога в результате занижения налоговой базы, чем нарушены п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 228 НК РФ.
Истец с данным решением не согласен, поскольку право собственности членов семьи административного истца по ? доли на квартиру возникло на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии на основании решения Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.05.2019 года за ФИО1 и ФИО6 признано право собственности на квартиру (по ? доли за каждым), образовавшуюся в результате реконструкции квартиры путем ее раздела.
Изменение параметров квартиры (изменение количества этажей, площади, объема) в связи с проведением реконструкции квартиры путем ее раздела повлекло изменение параметров существующего объекта недвижимости, а не создание нового объекта.
Поскольку в результате реконструкции объекта недвижимости право собственности на имущество не прекращалось, новый объект не создан, то денежная сумма, полученная им от продажи квартиры, не может быть отнесена к доходу, подлежащему налогообложению в связи с нахождением объекта недвижимости в его собственности более пяти лет.
Просит суд признать решение от 11.01.2023 года № 224 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители УФНС России по Астраханской области ФИО3, ФИО4 просили в иске отказать.
Представитель МИ ФНС России по Южному федеральному округу при надлежащем извещении не явился.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Ст. 13 НК РФ установлены виды федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, среди которых значится налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ).
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ).
К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (п.п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 настоящего Кодекса (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В силу п. 4 этой же статьи в случаях, не указанных в п. 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (п. 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В частности, п. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
П. 1 ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом на основании решения Ленинского районного суда г. Астрахани от 27.10.2009 года ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО11 являлись собственниками в равных долхя квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу <адрес>, о чем в ЕГРН произведена запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.05.2019 года удовлетворен иск ФИО12 о признании права собственности на реконструированные объекты недвижимости, за ФИО10, ФИО11 признано право общей долевой собственности на реконструированную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу <адрес> по ? доли за каждым, за ФИО1, ФИО9 признано право общей долевой собственности на реконструированную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу <адрес> по ? доли за каждым.
Право собственности за ФИО1 на <адрес> по вышеуказанному адресу зарегистрировано 24.12.2019 года, о чем в ЕГРН внесена запись №.
ДД.ММ.ГГГГ ? доли квартиры ФИО1 продана, согласно договору купли-продажи цена сделки составила <данные изъяты> руб.
ФИО1 ИНН № является плательщиком налога на доходы физических лиц согласно ст. 207, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
Камеральная проверка налоговой декларации проведена путем арифметического и автоматизированного контроля данных налоговой отчетности и проверкой правильности исчисления налоговой базы с использованием внутри документальных контрольных соотношений.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщику направлено требование № 13998 от 06.09.2022 года с целью предоставления пояснений по факту реализации имущества и не предоставления налоговой декларации по форме № 3-НДФЛ за 2021 год.
Налогоплательщиком налоговая декларация или пояснения не представлены.
Срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за период 2021 год – 04.05.2022 года.
Срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2021 год – 15.07.2022 года. ФИО1 в установленный законодательством срок налог в бюджет не уплачен.
Данные факты зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки № 11647 от 13.10.2022 года, который отправлен по почте 20.10.2022 года заказным письмом и в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ считается полученным на шестой день считая с даты отправки заказного письма. В сроки установленные п. 6 ст. 100 НК РФ возражения по акту представлены не были. По извещению налогоплательщик не явился в назначенный день.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2021 год установлено занижение налоговой базы, что привело к неправильному исчислению налога на доходы физических лиц, нарушены п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 228 НК РФ, за что предусмотрена налоговая ответственность на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Сумма штрафа составила <данные изъяты> руб.
По п. 1 ст. 119 НК РФ сумма штрафа составила <данные изъяты> руб.
Управлением применено смягчающее ответственность обстоятельство – совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств, ввиду чего размер штрафных санкций снижен в 2 раза и составил по п. 1 ст. 119 НК РФ <данные изъяты> руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ <данные изъяты> руб.
На решение УФНС России по Астраханской области от 11.01.2023 года № 224 ФИО1 была подана жалоба в МИ ФНС России по Южному федеральному округу, решением которого жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения, между тем, вышестоящий налоговый орган снизил размер штрафа, применив смягчающее ответственность обстоятельство (ФИО1 является многодетным отцом), ввиду чего размер штрафных санкций составил по п. 1 ст. 119 НК РФ <данные изъяты> руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ <данные изъяты> руб.
Обращаясь в суд с данным административным иском, ФИО1 указывает, что в результате реконструкции новый объект не создан, право собственности на объект не прекращалось, в связи с чем доход от его продажи не подлежит декларированию.
С данными доводами суд не соглашается в силу следующего.
Из содержания п. 2 ст. 8.1 ГК РФ следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Из ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ следует, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Таким образом, при разделе квартиры возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании ГК РФ и Федерального закона N 218-ФЗ.
Принимая во внимание, что в результате произведенных работ ФИО12 по перепланировке (разделения/реконструкции) <адрес>, возникли два новых объекта недвижимого имущества – <адрес>, права на которые подлежат регистрации одновременно с проведением кадастрового учета в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ, при этом право собственности на реконструируемый объект подлежит прекращению, суд приходит к выводу о наличии оснований для исчисления минимального периода владения для определения налоговой обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с момента регистрации права собственности на вновь созданный объект права. Доводы ФИО1 о необходимости исчисления минимального периода владения с даты приобретения в собственность первоначального объекта в рассматриваемом случае не основаны на нормах материального права.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к УФНС России по Астраханской области о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 09.01.2024 года.
Судья