НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 18.12.2015 № 12-1255/15

Р Е Ш Е Н И Е

18 декабря 2015 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,

при секретаре Нурмухановой-Дускалиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе Казакбаева В.А. на постановление Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в <адрес> Москаленковой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» Казакбаева В.А.,

у с т а н о в и л:

Постановлением Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в <адрес> Москаленковой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ директор некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» Казакбаев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Казакбаев В.А. обратился в суд с жалобой на данное постановление, в обоснование которой указал, что некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» (далее - НО «ФКР МКД АО») является организацией, получающей субсидии для своих нужд, в том числе для оплаты труда работников организации, от учредителя – Астраханской области в лице агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области. Виду несвоевременного субсидирования в августе и сентябре 2015 года произошли задержки с выплатой заработной платы, однако, со стороны НО «ФКР МКД АО» предпринимались меры по получению денежных средств для оплаты труда работникам. Фактов сверхурочной работы в организации не имеется, потому в табеле указано фактически отработанное время каждого сотрудника. В протоколе об административном правонарушении инспектором не указано время или период времени совершения административного правонарушения, не указано, какие конкретно действия (или бездействие), носящие противоправный характер, были совершены. В связи с этим просил постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

В судебном заседании представитель Казакбаева В.А. по доверенности Болдырев Д.Г. доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Казакбаева В.А. состава административного правонарушения.

Казакбаев В.А., Главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Астраханской области Москаленкова В.М. при надлежащем извещении не явились, ранее Москаленкова В.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, поскольку постановление ею вынесено законно и обоснованно.

Выслушав представителя Казакбаева В.А. - Болдырева Д.Г., исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составлении протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда имеют право расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве (ст. 357 ТК РФ).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить не только факт совершенного правонарушения, но и реальную возможность лица при должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, его не допустить.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Из постановления Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Астраханской области Москаленковой В.М. № 7-871-15-ОБ/0000238/87/9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в НО «ФКР МКД АО» проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах, трудовыми договорами. Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах, коллективным договором, трудовым договором.

Пунктом 8.5 Правил внутреннего трудового распорядка НО «ФКР МКД АО» установлены следующие сроки выплаты заработной платы – 2 раза в месяц, 5 и 20 числа.

В нарушение вышеуказанных норм закона согласно представленным работодателем платежными поручениями и расходными кассовыми ордерами, заработная плата за август и сентябрь 2015 года выплачивалась работникам НО «ФКР МКД АО» один раз в месяц и не в установленные сроки.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрально банка Российской Федерации от выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, при выплате работникам НО «ФКР МКД АО» заработной платы за август и сентябрь 2015 года не в установленные сроки, вышеуказанная норма не применялась.

Согласно представленных работодателем НО «ФКР МКД АО» табелей учета рабочего времени за июнь, июль, август 2015 года, учет рабочего времени ведется по количеству отработанных дней, между тем п. 4 ст. 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, а п. 7 ст. 99 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Установив данные обстоятельства, Главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Астраханской области постановила признать директора НО «ФКР МКД АО» Казакбаева В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Между тем Главным государственным инспектором Государственной инспекции труда в Астраханской области не принято во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Астраханской области № 506-П в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ « 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» создана некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» (НО «ФКР МКД АО»), предметом деятельности и основной целью создания фонда является деятельность, направленная на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области.

Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что учредителем фонда является Астраханская область. От имени Астраханской области учредителями создаваемого фонда выступают агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области и министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Порядок определения объема и предоставления субсидии из бюджета Астраханской области специализированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области, утвержден постановлением Правительства Астраханской области от 04.09.2015 № 456-П.

Данный Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок определения объема и предоставления субсидии из бюджета Астраханской области специализированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области (далее - субсидия).

Главным распорядителем средств субсидии является министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - министерство).

Субсидия предоставляется специализированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области, отвечающим требованиям, установленным статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, и давшим согласие на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Астраханской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - региональный оператор).

Предоставление субсидии производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на соответствующий финансовый год и плановый период, в объеме затрат, связанных с текущей деятельностью регионального оператора.

В целях получения субсидии региональный оператор представляет в министерство до 15 декабря текущего года заявление в произвольной письменной форме на предоставление субсидии с указанием банковских реквизитов; копии учредительных документов; смету расходов регионального оператора на текущий год, подписанную руководителем регионального оператора, с приложением расчетов, подтверждающих обоснование включения в нее затрат на осуществление текущих расходов.

Министерство регистрирует документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее - документы), в день их поступления и в течение 10 рабочих дней со дня регистрации направляет их на рассмотрение комиссии по распределению субсидий, созданной при министерстве, состав и порядок работы которой утверждается правовым актом министерства (далее - комиссия).

Комиссия в течение 15 рабочих дней со дня регистрации документов рассматривает их и принимает решение о наличии оснований для предоставления (отказа в предоставлении) субсидии, которое оформляется протоколом заседания комиссии.

Министерство на основании решения комиссии о наличии оснований для предоставления (отказа в предоставлении) субсидии в течение 5 рабочих дней со дня его принятия принимает соответствующее решение о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии в форме правового акта министерства.

В случае принятия решения о предоставлении субсидии министерство в течение 5 рабочих дней со дня его принятия заключает соглашение с региональным оператором о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - соглашение).

Перечисление субсидии на расчетный счет регионального оператора осуществляется министерством в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и на плановый период, по мере поступления денежных средств из бюджета Астраханской области.

Средства субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае нецелевого использования средств субсидии региональный оператор несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Министерство обеспечивает соблюдение региональным оператором условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ директор НО «ФКР МКД АО» Казакбаев В.А. обратился в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансирования на обеспечение деятельности фонда в размере <данные изъяты> руб., в том числе на оплату труда работников НО «ФКР МКД АО» - <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ НО «ФКР МКД АО» вновь обратилось в министерство ЖКХ АО с просьбой о выделении дополнительных денежных средств.

Министерством ЖКХ АО ДД.ММ.ГГГГ в адрес <адрес> направлено сообщение о том, что бюджетной росписью на 2015 год лимит на содержание НО «ФКР МКД АО» составил <данные изъяты> руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток средств на расчетном счете фонда составлял <данные изъяты> руб., таким образом, объем средств на содержание фонда на 2015 год равен <данные изъяты> руб. В течение первого полугодия 2015 года общая сумма расходов фонда составила <данные изъяты> руб., остаток средств на обеспечение деятельности НО «ФКР МКД АО» на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб. В ходе проведения анализа предстоящих до конца 2015 года расходов установлено, что необходимый размер денежных средств составляет <данные изъяты> руб., в том числе на оплаты труда <данные изъяты> руб., для начислений на оплату труда <данные изъяты> руб. В связи с чем просили рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансирования на обеспечение деятельности фонда в размере <данные изъяты> руб.

Из письма министерства ЖКХ АО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рабочей группой, координирующей работу по разработке проекта бюджета Астраханской области, принято решение о выделении дополнительных бюджетных средств на имущественный взнос субъекта Российской Федерации на создание некоммерческой организации – регионального оператора капитального ремонта многоквартирных домов в 2015 году в сумме <данные изъяты> тыс. руб.

ДД.ММ.ГГГГ НО «ФКР МКД АО» в адрес заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра финансов Астраханской области направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств на имущественный взнос в размере <данные изъяты>. руб. в уставный капитал фонда в ближайший срок, поскольку, учитывая отсутствие денежных средств на расчетном счете, фондом исполнены обязательства перед сотрудниками по оплате труда за первую половину августа 2015 года, тогда как Положением об оплате труда фонда заработная плата за первую половину месяца выплачивается 20 числа месяца, за вторую половину – 5 числа следующего месяца.

ДД.ММ.ГГГГ НО «ФКР МКД АО» обратилась в министерство ЖКХ АО с сообщением об имеющейся задолженности, которую необходимо погасить до ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе по оплате заработной платы в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ НО «ФКР МКД АО» вновь обратилось в министерство ЖКХ АО с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании текущей деятельности фонда в целях последующего избежания нарушений трудового законодательства по факту задержки заработной платы.

Из ответа министерства ЖКХ АО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что министерство финансов Астраханской области, рассмотрев заявленную потребность бюджетных ассигнований по субсидии на обеспечение деятельности регионального оператора на 2015 год в размере <данные изъяты> тыс. руб., выделило дополнительные ассигнования в размере <данные изъяты> тыс. руб. Выделенные ассигнования согласно Бюджетному кодексу являются правом для принятия бюджетных обязательств. Финансирование ассигнований осуществляется согласно текущей заявленной потребности по мере поступления денежных средств из бюджета Астраханской области. Министерство ЖКХ АО направило заявку на финансирование на всю сумму выделенных ассигнований с дополнительным письменным обращением к министру финансов Астраханской области о срочном финансировании, в связи с предотвращением кредиторской задолженности по заработной плате. Данная заявка была профинансирована в размере <данные изъяты> тыс. руб. Министерством была направлена новая заявка на финансирование от ДД.ММ.ГГГГ на оставшуюся сумму <данные изъяты>. руб. В настоящий момент финансирование не осуществлено. Также министерством дополнительно направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ на имя министра финансов <адрес> о срочном финансировании данной заявки для предотвращения кредиторской задолженности по заработной плате.

Из вышеизложенного следует, что несвоевременность выплат произошла по не зависящим от фонда обстоятельствам, а потому виновные действия директора НО «ФКР МКД АО» Казакбаева В.А. в нарушении в августе и сентябре 2015 года сроков выплаты заработной платы сотрудникам фонда отсутствуют.

Что касается доводов постановления Главного государственного инспектора труда о нарушении директором НО «ФКР МКД АО» Казакбаевым В.А. ст. 91, 99 Трудового кодекса Российской Федерации, то прихожу к следующему выводу.

Рабочее время, согласно ч. 1 ст. 91 ТК РФ, - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к рабочему времени.

Согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Работодатель, согласно ч. 4 ст. 91 ТК РФ, обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном ТК РФ, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, в том числе для сверхурочной работы.

Сверхурочная работа, в соответствии с ч. 1 ст. 99 ТК РФ, - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Частью 2 ст. 99 ТК РФ установлено, что привлечение работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия, в случаях, предусмотренных положениями данной части.

В других случаях согласно ч. 4 ст. 99 ТК РФ привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии с ч. 6 ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.

При этом работодатель, согласно ч. 7 ст. 99 ТК РФ, обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Отработанное каждым работником время отражают в табеле учета рабочего времени. В зависимости от действующих у работодателя правил ведения учета рабочего времени табель может быть оформлен либо по унифицированной форме N Т-12 или N Т-13 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1), либо по форме, разработанной работодателем.

Из приказа директора НО «ФКР МКД АО» Казакбаева В.А. № 15-ОД от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работодатель установил при ведении табеля учета рабочего времени работников фонда продолжительность работы в дневное время обозначать буквенным кодом «Ф» (фактически отработанный 8-часовой рабочий день). Сведений о фактах сверхурочной работе сотрудников НО «ФКР МКД АО» материалы проверки не содержат.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Москаленковой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении директора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» Казакбаева В.А. отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней с момента получения.

Судья Е.А. Рахматулина